Читайте нас в Telegram
00:20, 06.07.2021

Такой большой Меньшов. Каким он был актером, режиссером и человеком

Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова вспоминает ушедшего на 82-м году жизни кинодеятеля.

Глядя на него, всегда думала: на каком же контрасте он существует со своей фамилией. Принципиальный, решительный, способный на поступки, он, конечно, был Большим человеком (кстати, сыграл персонажа по фамилии Большов, киношного отца своей же дочери Юлии в «Бальзаковском возрасте»).

НОВОСТЬ

Наблюдала его дважды в сложных этических ситуациях. В первый раз, когда выйдя на сцену награждать победителя кинопремии, он, вскрыв конверт, обнаружил название фильма, с которым был идеологически не согласен: картина «Сволочи» рассказывала про детей-сирот, из которых советское правительство во время войны делало диверсантов-смертников. Владимир Валентинович при полном зале сделал нечто невообразимое — он положил конверт на пол, горько усмехнулся, помотал головой и сказал: «Я надеялся, что пронесёт — не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду. До свидания». Зал ахнул, ничего подобного никто ранее не видел — чтоб так на публику, с открытым забралом, в условиях прямой телетрансляции… А он с достоинством спустился со сцены и потом не очень охотно комментировал случившееся. Это сегодняшние звезды кормятся хайпом, троллингом и пиаром, а он — народный режиссер — в лишней славе не нуждался. Но и промолчать не мог — такой вот характер.

Владимир Меньшов и Вера Алентова на 30-й годовщине фильма «Москва слезам не верит» в 2009 году

Во второй раз был «Кинотавр», в конкурсной программе схлестнулись два сильных фильма «Груз 200» Алексея Балабанова и «Простые вещи» Алексея Попогребского. Столкновение этих картин стало ярким олицетворением происходящего в российской киноиндустрии, битвы двух мировоззрений, двух методов и стилей работы. Балабанов, показывая мерзость, насилие, шокируя зрителя, мучая его, говорил о распаде общества и личности, погружал во мрак и беспросветность. «Простые вещи», наоборот, давали надежду, их герой — врач, зависший было над краем моральной пропасти, удержался, не совершил подлый поступок, остался честным человеком… В закулисье фестиваля все спорили об этих лентах до хрипоты, до ругани, критики досрочно назвали картину Балабанова великой. Председателю жюри Вадиму Абдрашитову пришлось выдержать сильное давление, но он присудил победу «Простым вещам». После оглашения результатов Абдрашитов на эмоциях бросился из зала. Меньшов, который был просто гостем «Кинотавра», устремился за ним следом и в вестибюле, раскрыв объятия, закричал «Дай, я тебя расцелую!»… Вот так болеть всей душой, всем сердцем за… что? За нечто эфемерное, что нельзя потрогать руками? За принципы, идеи, за профессию, которую не хотел предавать, — свойство, конечно, большой личности.

А еще был 2011-й год, когда Меньшов, возглавлявший российский комитет по выдвижению фильмов на «Оскар», выступил против картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем: Цитадель». Поссориться с Никитой Сергеевичем мог себе позволить только очень независимый человек. Но и тут Меньшов решал по совести — ему просто не нравилось это кино. Впрочем, мэтры потом вроде помирились. А потом был 2018-й, когда Владимир Валентинович отправил на Донбасс один миллион своих рублей — и это тоже было велением его совести, проявлением гражданской позиции, которая всегда была конкретной, ясной и однозначной. Он писал обращения президенту о том, что «хватит поддерживать олигархов, поддержите народ», резал правду-матку и вообще был погружен в политику, экономику, историю, интересовался всем. Однажды я его спросила, какую книгу он читает прямо сейчас и в ответ услышала «История государства российского» и «Почему Россия не Америка»…

Никита Михалков и Владимир Меньшов на церемонии закрытия 36-го Московского Международного кинофестиваля в 2014 году

Он знал и любил русского человека — той самой гоголевской любовью, помните? — «полюбите нас черненькими, беленькими нас каждый полюбит». Знал, что пьет человек, знал, что врет, что куролесит и совершает иррациональные поступки. И все же любил. Его «маленькие люди» — и дядя Митяй, и Василий, и Надюха, и проводница Прасковья Алексеевна, — даже опустившись, не теряли харизмы, обаяния и достоинства — не в пример сегодняшним героям, усердно изображающим быдло на экране.

Автор фильмов, ставших всенародно любимыми, разошедшимися на цитаты, он точно знал: зритель нуждается в утешении больше, чем в шоке, ему, зрителю, в его трудной жизни, в которой и так хватает грязи и темноты, нужно показать хоть какой-то свет. И он утешал, и показывал этот свет, и потому в его картинах справедливость торжествовала. Обманутая мужчиной, брошенная женщина, находила свою любовь — пусть и позднюю. Загулявший на курорте мужчина возвращался к своей семье. Вор-рецидивист приучался ценить корни и любить братьев. А зарвавшийся юноша — одиночка-лидер, циник и карьерист — слетал с пьедестала, уступая место тихому, но принципиальному однокласснику.

«Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли», «Розыгрыш»… Мы знаем эти фильмы наизусть и в разных жизненных ситуациях говорим с записанными на подкорке «правильными» интонациями: «Людк, а Людк», «Девушки, уймите вашу мать!», «Сучка ты крашеная», «Почему же крашенная, это мой натуральный цвет», «И ляпай — только уверенно, у них это называется точка зрения», «Прости меня дуру грешную!» и т.д.

Владимир Меньшов и Наталья Андрейченко в фильме «Прости» (1986)

А как Меньшов тонко разбирался в мужском-женском! Вот эти заплаканные глаза героини Веры Алентовой и ее сдавленный голос: «Как долго я тебя искала!» в картине «Москва слезам не верит»… Или фраза «После сорока жизнь только начинается»… В этом столько правды! Он знал, о чем снимал. Его личная жизнь тоже была небезоблачной. Они прожили с Верой Валентиновной 59 лет, но расходились, сходились. А познакомились еще студентами — в Школе-студии МХАТ. Она — красавица и подающая надежды молодая актриса, он… три раза проваливший вступительные экзамены юноша, в котором педагоги не видели и крупицы таланта. Вера увидела, поддержала, помогла искре разгореться в пламя. Поначалу это была просто дружба, оба приезжие — вот и держались друг друга в столице. А на третьем курсе поняли, что влюблены, решили играть свадьбу на последние 20 рублей в общежитии. Педагоги Веру отговаривали, но надо было знать ее характер! Ее, кстати, помимо чувств, к браку подталкивало очень земное, разумное суждение: семейным полагалась отдельная квартира. Впрочем, Москва у них не сразу строилась: с квартирой не получалось, тотальное безденежье, долги, жизнь иногда в разных общежитиях… А потом его распределили в Ставропольский театр — пробовать ставить спектакли, а она получила место в труппе Театра им. Пушкина. Непримиримое противоречие. Расставание длилось годы. Он вернулся, утвердившись в мнении, что режиссер, а не актер. Решил поступать во ВГИК, показал Михаилу Ромму свои наброски, и тот не только сразу зачислил его на второй курс, но и придумал специально для него аспирантуру по режиссуре художественного фильма — Меньшов стал первым и последним человеком, учившимся в этом загадочном заведении.

Владимир Меньшов, Вера Алентова и маленькая Юля Меньшова

В 1969-м родилась дочь Юля, денег по-прежнему не было, а он учился и был увлечен открытиями в новой профессии, не уделял внимания жене и дочери, и они с Верой снова расстались… Он, конечно, приходил навещать малышку-дочь. Видясь урывками, Меньшов и Алентова снова поняли, как нуждаются друг в друге и спустя три года снова съехались. А потом началась работа над фильмом «Москва слезам не верит», и оказалось, что они — потрясающие партнеры, которые дополняют и подпитывают друг друга. Он сделал жену звездой кино — любимой, узнаваемой. История советской Золушки прогремела во всем мире и получила приз американской киноакадемии «Оскар» в 1981-м, но Меньшов с Алентовой узнали об этом почти случайно — на церемонию в Лос-Анджелес поехал какой-то чиновник, который и получал статуэтку. Дочь Юлия потом, десятилетия спустя, став знаменитой телеведущей, устроит для отца свою церемонию и вручит ему «Оскар» в студии программы, восстанавливая историческую справедливость.

Очень страшно теперь представлять эту семью без вожака стаи — без лидера, принципиального и решительного русского мужика, каким был Владимир Валентинович Меньшов. Очень страшно представлять и наше кино без него. В последние годы он активно снимался и, кажется, поборол давний студенческий комплекс, что он, мол, не актер. Зритель полюбил его маршала Жукова в «Ликвидации», его смешного Льва Толстого в «О чем говорят мужчины», его Гесера в «Дневном дозоре» — небесного воина, выступающего на стороне добра… Он и был таким воином. Мы, конечно, будем вспоминать его при очередном, тысячном, просмотре любимых фильмов, но нам его будет не хватать.

Спасибо, Владимир Валентнович, за наш культурный код, в который прочно вошли ваши фильмы.

Вера Алентова и Владимир Меньшов в 2019 году

Читайте также:

Юлия Меньшова почтила память своего отца Владимира Меньшова, умершего от последствий коронавируса

Сергей Безруков, Игорь Николаев, Максим Галкин** и другие звезды почтили память умершего Владимира Меньшова

Наследство Владимира Меньшова оценили в 100 миллионов рублей

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: Global Look Press
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Владимир Меньшов

Оскароносный советский и российский режиссер, актер, сценарист, продюсер.

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Второй конкурсный день выдался насыщенным и богатым на сюрпризы.
НОВОСТЬ
Сестра покойной артистки делала подтяжку груди и ушивала диастаз.
ОБЗОР
В горном курорте «Роза Хутор» в третий раз стартовал смотр контента онлайн-кинотеатров.
Нечего скрывать: Юлия Меньшова рассказала о бурной молодости
Вера Алентова призналась, как письма Владимира Меньшова помогли сохранить брак
Вера Алентова объяснила, почему Владимир Меньшов снимал ее в своих фильмах
«Для всех было шоком»: Вера Алентова рассказала о браке с Владимиром Меньшовым
Фестиваль «Новый сезон»: котики Рузиля Минекаева, безумие Янковского и галлюцинации Трибунцева 18:52, 11.09.2024
Прошлое настигнет врасплох: на каких знаков зодиака обрушится свирепый удар кармы с 12 сентября 07:30, 11.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через