Читайте нас в Telegram
18:30, 10.08.2021

Алексей Федорченко о своих новых проектах: докуфильме о Шукшине и Алтае, документальном сериале и картине «Большой Змей Улли-Кале»

На фестивале «Хрустальный ИсточникЪ», проходившем в Ессентуках, фильм «Последняя „Милая Болгария“» взял приз за лучшую режиссуру.

Сказать, что конкурсная картина Алексея Федорченко вызвала переполох на фестивале — не сказать ничего. Публика комментировала ленту по ходу показа, кто-то ушел с сеанса, многие, в том числе и председатель жюри Владимир Хотиненко, долго аплодировали после просмотра, а уж после… Алексею пришлось выслушать самые разные мнения и ответить на самые неудобные вопросы.

НОВОСТЬ

«Последняя „Милая Болгария“» — фильм, поставленный по мотивам произведения Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Кино многоярусное, невероятно поэтичное, напитанное аллюзиями, метафорами и всяческим сюром. Моментами, кажется, что это обрывки чьего-то болезненного сна. Но Федорченко говорит, что не запоминает собственных снов, открывает глаза — и они тут же рассыпаются. В основе картины три истории. Первая — собственно судьба Михаила Зощенко или, вернее, судьба пропавшего писателя Семена Курочкина (один из псевдонимов Зощенко), который перед своим исчезновением оставляет дневники с исследованиями истоков своих неврозов и депрессий методом психоанализа. Что касается второй, то сюжет строится вокруг Леонида Еца — потомственного селекционера, приехавшего в Алма-Ату в эвакуацию выращивать уникальные яблоки из одного сохранившегося зернышка, — именно он и находит дневники Курочкина. В качестве третьей нам показывают Алма-Ату как киностолицу СССР — в Великую Отечественную сюда свезли все киностудии страны, и именно здесь творили Сергей Эйзенштейн, братья Васильевы, Трауберг…

Кадр из фильма «Последняя „Милая Болгария“»

Судьба страны — от разрушевшей весь устоявшийся уклад революции до установившейся власти Советов, заставившей одних бежать в эмиграцию, а других остаться и быть обвиненными в шпионаже и вредительстве — представлена в картине с поэтичной трагичностью. Фильм необыкновенно тщательно и красиво декорирован, каждую деталь — от гипсовых статуй до циновок — хочется рассматривать. Впечатляет и актерский состав — почти весь из труппы екатеринбургского «Коляда-театра». «Это актеры мирового уровня», — комментирует Федорченко.

Алексей признается, что прочел книгу «Перед восходом солнца» 40 лет назад и сразу понял, насколько она кинематографична. Лет 20 назад перечитал — и снова утвердился во мнении. Для того чтобы рассказать историю захватывающе, режиссер выбрал жанр психоаналитического детектива. Его герой Леонид весь фильм расследует, куда же исчез писатель Курочкин, и к финалу находит ответ как на этот, так и на вопрос о загадочной смерти собственного отца.

Перед началом работы над фильмом Алексею, как, впрочем, и всегда, пришлось посидеть в архивах и провести большую исследовательскую работу, чтобы соединить все составляющие истории воедино. Во-первых, он прочитал отчет за 50 лет Мичурина. «Он был настоящим поэтом, — комментирует Федорченко, — о селекционных опытах писал как о красивом и волнующем путешествии: "Отца мы взяли с правого склона какой-то китайской реки, а мать с мельницы в Баварии"»… Во-вторых, режиссер проштудировал воспоминания Эйзенштейна, который привез в эвакуацию 12 своих тетрадок, оторвав от них коленкоровые обложки — чтобы не было перевеса.

«Именно у Эйзенштейна я нашел упоминание, что все декорации в Алма-Ате строились из циновок, и это стало одним из образов моего кино. Образ недостроенной декорации — это образ недостроенного мира, с таким ощущением и живут герои. Мы скупили весь урожай казахского камыша и построили из него все — окопы Первой мировой войны, Дворцовую площадь, львов…» — рассказывает Федорченко. В картине используется множество небанальных художественных приемов. В числе прочих — полиэкраны, в которых показывается одно и то же действие с разных ракурсов. Как объясняет режиссер, так лучше представлен взгляд одного героя на другого.

Алексей Федорченко на фестивале «Хрустальный ИсточникЪ» представляет свой фильм «Последняя „Милая Болгария“»

Часть фестивальной публики попеняла на «нарочитую сложность и вычурность» фильма, на что режиссер ответил: «Не стоит смотреть на зрителя свысока и считать, что он глуп и все делать для того, чтобы он действительно поглупел. Вот, например, мы привозили на фестиваль "Зеркало" в Ивановскую область фильм "Небесные жены луговых мари", снятый на марийском языке, и только там обнаружили, что взяли копию недублированную и без субтитров, и, знаете, никто не ушел с сеанса, даже подходили после и говорили, что-то о поэтике повествования»… Кстати, о поэзии и поэтике. «Я вырос в большой дедовской библиотеке, — признается Алексей, — отсюда страсть к книгам. Люблю Вознесенского, Рождественского и вообще всю плеяду 60-х. Люблю поэзию 20-30-х годов и нахожу там много образов для своего кино».

Сейчас Алексей занимается сразу несколькими проектами — документальной лентой о Шукшине и Алтае «Монета страны Малави» — получается, как любит Федорченко, комедия-реквием. Также в работе находится «Большой Змей Улли-Кале» — фильм о том, как Россия влияла на Кавказ и как Кавказ влиял на Россию. «У нас немного лениво относятся к темам. Если берутся рассказывать про Кавказ, то это только Лермонтов и Толстой. А ведь чуть копнешь и там такое… Кавказское язычество, которое похоже на наше; чеченский суфизм…», — делится Федорченко. «Будет ли в фильме война?», — спрашиваю режиссера. «Ну а как можно про Россию и Кавказ — и без войны?» — отвечает Алексей.

Алексей Федорченко в Ессентуках у Николаевской водолечебницы (фото режиссера)

А еще Федорченко за время пандемии разгреб свои архивы и обнаружил материал, из которого получается 8-серийный документальный фильм. «Серии маленькие, возможно, их будет больше, а может, и меньше. Это старье, которое я снимал, находясь в разных регионах и даже странах. Цикл объединен идеей об особенностях памяти, вернее памяти беспамятства. Грозный, Москва, Екатеринбург, Вроцлав… В Перми есть зоопарк, построенный на месте старого кладбища. Я знаю, кто там был похоронен, кто лежит конкретно под клеткой енота…», — рассказывает режиссер.

Возможно, и из Ессентуков Федорченко увезет какой-то материал для будущей ленты. Со свойственной ему пытливостью, он исследовал водолечебницу, в которой принимал минеральные ванны Николай II, и даже полежал в этой емкости, пройдя предварительно прием у очень колоритного врача по имени Тамерлан Тамерланович и записав его на видео. Кто ищет сюжеты — тот всегда найдет.

Читайте также:

«Война Анны»: страшная сказка о Великой Отечественной

Алексей Федорченко снял фильм для кинофестиваля Трайбека

Алексей Федорченко вошел в жюри Венецианского фестиваля

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Алексей Федорченко

Российский режиссер и продюсер, лауреат множества кинофестивалей.

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Экс-участник «Дома-2» стал отцом в прошлом месяце.
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
НОВОСТЬ
В Геленджике объявлены победители первого фестиваля актуального российского кино «Маяк»
Фестиваль «Маяк», 3-й конкурсный день: как победить одиночество, енотов и чуму
Фестиваль «Маяк», 2-й конкурсный день: легко ли быть инопланетянином, женщиной, детдомовцем?
В Геленджике открылся фестиваль актуального российского кино «Маяк»: вы слыхали, как поет Юра Борисов?
Коридор затмений одарит богатством: кого из знаков зодиака ждут судьбоносные перемены с 18 сентября 06:30, 18.09.2024
Фестиваль «Новый сезон»: итоги, свадьба, плачущая Саша Бортич и Лолита в лягушачьей шкуре 17:30, 16.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через