Читайте нас в Telegram
12:40, 25.01.2022

Петр I в кино: кто из актеров создал лучший образ царя

К 350-летию со дня рождения российского императора вспоминаем наиболее значимые проекты с участием его личности.

Сложно назвать еще одного российского монарха, который появлялся бы на экранах чаще, чем Петр I. Поспорить с Петром Алексеевичем в этом плане может лишь Николай II, но последнему русскому царю зачастую отводится роль эпизодического персонажа в байопиках о Ленине или в полотнах о «России, которую мы потеряли», в то время как первый император всегда выступает значимой фигурой и привлекает к себе внимание. По этой причине к выбору актера, которому можно доверить роль Петра Великого, режиссеры подходят особенно тщательно, ведь от кандидата требуется не только высокий рост и царственная внешность, но и умение передать бездну энергии. «Вокруг ТВ» рассказывает о самых значительных образах Петра I на экране.

НОВОСТЬ
Певица продемонстрировала глубокое декольте.

Петр I Великий. Портрет работы Годфри Неллера. Великобритания, 1697-1698 гг.

Николай Симонов — «Петр Первый» (1937)

В конце тридцатых годов прошлого века в нашем кинематографе произошел заметный перелом. Молодая советская Россия, еще несколько лет назад открещивавшаяся от своего дореволюционного прошлого, и если и вспоминавшая деятелей былых времен, то исключительно в негативном аспекте, вдруг осознала, что у нее была великая история, о которой нелишне помнить и новым поколениям. Практически одновременно на экраны вышли «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна и «Петр Первый» Владимира Петрова. Вопреки расхожему мнению, фильм Петрова не был первым появлением Петра I на экранах. Еще в 1910 году в немом черно-белом фильме Кая Ганзена и Василия Гончарова «Пётр Великий» роль императора примерил на себя Петр Воинов. К сожалению, эта пленка дошла до нас лишь в виде нескольких сохранившихся фрагментов, по которым сложно оценить качество работы.

Николай Симонов в образе Петра I

В картине Петрова, основанной на романе Алексея Толстого «Петр Первый» и одноименной пьесе того же автора, самодержца всероссийского сыграл Николай Симонов, отмеченный за эту работу Сталинской премией I степени. Пробы на роль Петра Великого проходили многие выдающиеся советские актеры, включая Николая Черкасова, который впоследствие появился в картине в образе царевича Алексея, сына Петра I. Симонов был пятнадцатым в очереди, однако именно его решил утвердить Петров, которого не смутило даже отсутствие сходства Николая Константиновича с дошедшими до нас портретами императора.

Симонов обладал богатырским телосложением, но рост актера составлял «всего» 184 сантиметра, в то время как Петр I был выше двух метров. Костюмеры изготовили для Николая Константиновича сапоги на высокой подошве с подложенной внутрь прокладкой из пробки, благодаря которым актер, находясь в кадре, неизменно возвышался над окружающими. Впрочем, без подобных ухищрений можно было обойтись, ведь Николай Симонов обладал даром за счет особой выразительности и безудержной внутренней энергии заполнять собой кадр. Современному зрителю манера игры Симонова может показаться несколько преувеличенной, ведь он был в первую очередь театральным актером и к моменту начала съемок имел больше опыта работы в немом кино, нежели в привычном нам кинематографе. Вместе с тем, именно эта экспрессия помогла создать пышущий жизнью и запоминающийся образ Петра Великого.

Кадр из фильма «Петр Первый»

Алексей Петренко — «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)

Режиссер Александр Митта, снявший историческую мелодраму о зигзагах судьбы Ибрагима Ганнибала, долго не мог определиться с кандидатурой на роль Петра I. Митта изначально был намерен снимать кино про арапа, а не про царя, так как первому российскому императору в его картине уделялась не так много внимания. Александр Наумович взял за основу фильма текст Пушкина «Арап Петра Великого» и с самого начала писал сценарий с расчетом на то, что главную роль получит Владимир Высоцкий, который и будет в центре внимания у зрителя. Однако, утвердив Алексея Петренко, Митта в значительной мере пересмотрел сценарий картины, расширив роль Петра в ней.

Пётр Великий в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» стал серьезным и основательным стержнем, вокруг которого вращается сюжет легкого, водевильного, а местами даже лубочного фильма. Актер изобразил императора невероятно деятельным человеком, который с одинаково неуемной энергией подходит к любому делу от создания государственных институтов до устроения судьбы своего соратника. В фильме Митты Петр I показан умным и ироничным человеком, остро переживающего за судьбу страны. Он в равной степени по-отечески относится как к кораблям русского флота, к построению которых приложил руку вместе с простыми рабочими, так и к арапу Ибрагиму, которому он оплатил обучение во Франции.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

Алексей Петренко смог не только не потеряться на фоне Владимира Высоцкого, но и выгодно оттенить его персонажа. Неистовый, привыкший решать проблемы на месте и не терпящий неподчинения даже от друга Петр Великий выглядит полной противоположностью деликатному и нерешительному Ибрагиму и служит основным двигателем сюжета. Учитывая тональность фильма, Петренко легко было скатиться в карикатурность в работе над ролью, но актер смог этого избежать и показал противоречивого, вспыльчивого, но вместе с тем великодушного государя.

Дмитрий Золотухин — «Юность Петра» (1980)

Дмитрий Золотухин сыграл Петра I, которому ещё только предстояло стать Великим, в дилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». Взять Золотухина в фильм Герасимову посоветовал второй режиссер Игорь Мусатов, отметивший сходство молодого человека с портретами самодержца. После этой роли по итогам голосования среди читателей журнала «Советский экран» Золотухин был признан лучшим актером 1980 года. Чуть позже Дмитрий вернулся к образу императора в телесериале «Россия молодая», действие которого происходит вскоре после описанных в дилогии Герасимова событий.

Сергей Апполинарьевич также взял за основу своего фильма роман Алексея Толстого «Петр Первый», но, как можно догадаться из названия, сделал акцент на начальном этапе биографии правителя, показав события, которые сформировали его характер. Дмитрию Золотухину довелось сыграть персонажа по-юношески горячего, но при этом уже обладающего рассудительностью и даже некоторой тяжеловесностью, присущей человеку, облеченному властью. Петр I в его исполнении показан как мужественный правитель, готовый ради будущего своей страны камня на камне не оставить от былых устоев, способный принимать сложные решения и стоять на своем.

Кадр из фильма «Юность Петра»

Максимилиан Шелл — «Петр Великий» (1986)

В американском мини-сериале «Петр Великий», режиссерами которого выступили Марвин Дж. Чомски и Лоуренс Шиллер, российского императора в разные периоды его жизни играют три актера: Грэхэм Макграт, Ян Никлас и Максимилиан Шелл. Советские (а впоследствие и российские) зрители приняли этот проект довольно прохладно. Сериал критиковали как за отсутствие портретного сходства между Петром Великим и Шеллом (актер, помимо прочего, на добрых 20 сантиметров ниже царя), так и за множество неточностей, которых в этом сериале не меньше, чем в недавней «Великой». Даже предоставленные советской стороной консультанты не смогли помешать американцам достаточно вольно обойтись с нашей историей.

Кадр из фильма «Петр Великий»

Справедливости ради стоит отметить, что создатели сериала и не делали ставку на историческую достоверность. Петр I интересовал их прежде всего не как правитель, а как человек. Во главу угла поставлены его отношения с первой женой Евдокией Лопухиной (Наталья Андрейченко), с сыном Алексеем (Борис Плотников). Это и дает нам возможность посмотреть на императора под новым, необычным углом, глазами людей, не питающих к его личности особого пиетета. В свою очередь Максимилиану Шеллу сериал дал блеснуть талантом — он сыграл наполненную психологизмом роль.

Петр Великий в исполнении Шелла — это человек, отделенный от современников стеной непонимания. Он отчаянно ищет не просто прислужников, но единомышленников, способных разделить его грандиозное видение, но даже самые близкие не могут вместить у себя в голове весь размах планов императора. В американском сериале Петр I — трагический персонаж, который вынужден поставить служение стране выше интересов семьи и даже сына. Такая трактовка несколько не вяжется с тем образом грохочущего, победоносного, сияющего Петра, к которому мы привыкли, но именно поэтому она заслуживает внимания.

Кадр из фильма «Петр Великий»

Александр Балуев — «Петр Первый. Завещание» (2011)

Режиссер Владимир Бортко, известный по фильму «Собачье сердце» и сериалам «Мастер и Маргарита» и «Бандитский Петербург», в начале прошлого десятилетия представил на суд публике свое видение образа первого российского императора. В историческом сериале «Петр Первый. Завещание» Александр Балуев сыграл уже немолодого, разменявшего шестой десяток государя. По замыслу режиссера, Петр Первый, достигший больших успехов в делах государственных, не обрел счастья в личной жизни. Император понимает, что его окружают люди, пекущиеся только о собственном кармане, но не о благе России. Ему не на кого оставить страну, он болен и одинок — эти печальные мысли о судьбах страны терзают Петра Великого. Спасение от одиночества приходит в лице молодой молдавской княжны Марии Кантемир (Елизавета Боярская). Появление девушки снова зажигает пламя в глазах правителя, но ни царедворцы, ни будущая императрица Екатерина I (Ирина Розанова) не рады видеть возле Петра его юную фаворитку.

Кадр из сериала «Петр Первый. Завещание»

Бортко, взявший за основу роман Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим», не скрывал, что добавил в сюжет многое от себя, и что снимал сериал во многом как послание нашему поколению — недаром в конце гроб с телом императора несут по улицам современного Санкт-Петербурга. Петр Великий в исполнении Балуева говорит практически современным языком, обсуждая с приближенными проблемы коррупции и казнокрадства, а также способы стимуляции экономического роста в стране. При этом, поскольку мы видим царя уже на излете его жизни, образ Петра в этом сериале разительно отличается от предыдущих экранизаций. Герой Балуева не скачет словно на пружинках, он словно движется через толщу воды, ведь на него давит груз прожитых лет и тяжесть невеселых дум. Где-то в глубине души он остается всё тем же неистовым, энергичным правителем, способным в порыве ярости выкинуть стул в окно или так рявкнуть на придворных, что все моментально вытянутся по струнке, однако такие моменты случаются с ним все реже, и в глазах императора читается усталость.

Дмитрий Дюжев — «Тобол» (2019)

Как несложно догадаться по названию, значительная часть действия фильма (и сериала) «Тобол» происходит на просторах Сибири. Царь Петр (Дмитрий Дюжев) отправил Ивана Демарина (Илья Маланин), молодого офицера из своей гвардии, покорять заснеженные просторы русской Азии, и значительная часть экранного времени посвящена именно злоключениям членов экспедиционного корпуса, вынужденным столкнуться с нехваткой провианта, суровой природой и безжалостными воинами-джунгарами под предводительством зайсана Онхудая (Еркебулан Дайыров). «Тобол» основан на дилогии писателя Алексея Иванова, состоящей из книг «Тобол. Много званых» и «Тобол. Мало избранных». Роль императора Петра Великого в этой истории хоть и небольшая по хронометражу, однако для сюжета является ключевой.

Кадр из фильма «Тобол»

Дмитрий Дюжев, которого роднит с российским самодержцем богатырский рост и взрвыной темперамент, постарался вжиться в образ интересным способом. Актёр хотел показать, что его герой некомфортно чувствует себя в окружении придворных лизоблюдов и людей, не вызывающих доверия. Для этого он попросил у костюмеров сшить для него сапоги на несколько размеров меньше. Каждая минута пребывания на съёмочной площадке в тесной и неудобной обуви доставляла Дюжеву дискомфорт, и актёр использовал это чувство, чтобы сыграть царя, живущего словно с оголёнными нервами, остро реагирующего на любые раздражители и способного выйти из себя из-за, казалось бы, незначительной мелочи. Петр Великий в исполнении Дюжева всегда как на иголках, он не бывает спокойным и расслабленным, не может позволить себе даже просто присесть на минутку. В то время как некоторые зрители сочли образ, данный в «Тоболе» несколько гротескным и карикатурным, нельзя не отметить, что у Дмитрия Дюжева получилось изобразить человека, постоянно пребывающего в крайнем напряжении и ежечасно решающего вопросы огромной важности.

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: Кадры из фильмов, GlobalLookPress
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Сказ про то, как царь Петр арапа женил

«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» — музыкальный...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Второй конкурсный день выдался насыщенным и богатым на сюрпризы.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
В горном курорте «Роза Хутор» в третий раз стартовал смотр контента онлайн-кинотеатров.
Состояние ухудшилось: 90-летнего режиссера Александра Митту экстренно госпитализировали
Приехавшая на церемонию прощания с Ириной Печерниковой Тамара Семина с трудом передвигалась
Умершая от инфаркта Ирина Печерникова незадолго до своей кончины сломала ребра
Бывший муж умершей Ирины Печерниковой Борис Галкин попросил у нее прощения
Фестиваль «Новый сезон»: котики Рузиля Минекаева, безумие Янковского и галлюцинации Трибунцева 18:52, 11.09.2024
Прошлое настигнет врасплох: на каких знаков зодиака обрушится свирепый удар кармы с 12 сентября 07:30, 11.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через