Рецензия на фильм «Портрет незнакомца»: трагикомедия в духе Довлатова
В первый день 2022 года в прокат выходит ироничная зарисовка о пьющей, но симпатичной интеллигенции времен застоя.
Актер Олег Орлов (Юрий Буторин) играет в радиопостановке «Пароль всегда неизвестен» новую версию Штирлица — бизнесмена Джозефа Брауна, который борется с врагами социализма на далекой чужбине, в Америке. Из театра Олега поперли, как он сам уверяет — за аморальное поведение (хотя злые языки говорят, что артист Орлов попросту лишен таланта). Теперь же за аморальное поведение Олега выставила из дома жена Тамара (Полина Кутепова) — ей кто-то донес, что Орлов подбивает клинья к коллеге Леночке (Вера Строкова). Оставшемуся без определенного места жительства актеру только и остается, что глушить пиво у ларька с такими же неустроенными в жизни коллегами (Дмитрий Рудков и Андрей Михалев).
На свое счастье Орлов встречает у ресторана на Новом Арбате писателя Льва Николаева (Кирилл Пирогов) — талантливого, но сильно пьющего. Когда-то Николаев написал хороший современный роман о Великой Отечественной войне, а теперь он живет в просторной квартире и топит в алкоголе неизбывную русскую тоску. Никто не может добиться от писателя ни строчки, но Орлов почему-то его вдохновляет — настолько, что литератор поселяет актера у себя и соглашается накатать для него продолжение глупой шпионской радиопьесы. Так начинается череда событий, которая навсегда изменит жизнь Олега.
Юрий Буторин в фильме «Портрет незнакомца»
Картина Сергея Осипьяна «Портрет незнакомца» представляет собой набор трагикомичных зарисовок из жизни советской интеллигенции начала семидесятых годов. Вместе с Олегом Орловым мы заглянем на съемки военной драмы, побываем в «Доме кино» на празднике для важного иностранного гостя, посетим квартирник, примем участие в попойке на переделкинской даче и, конечно же, прокатимся на Лубянку в «черном воронке». Орлов очень много пьет и периодически отключается от количества выпитого, после чего нередко просыпается в незнакомой обстановке и пытается понять, что вообще происходит. Для зрителя в этом заключается особое удовольствие — сюжет картины развивается по непредсказуемой траектории, мы не можем представить, куда дальше занесет главного героя (ведь он сам этого не знает!).
Буторин наполняет своего персонажа почти абдуловским обаянием. У Олега Орлова не так много положительных качеств, но за счет сочетания внутренней теплоты с трагической усталостью он завоевывает сердце зрителя. Метания души актера столь же хаотичны и разнообразны, как и его пьяные путешествия по Москве и окрестностям. В один момент он мнит себя звездой и гением, в другой — порывается бросить все и уехать жить в деревню. Олег привык, что в его жизни от него ничего не зависит, а потому когда судьба сдает ему полную руку козырей, он даже не знает, как распорядиться этими картами.
Фильм Осипьяна наполнен довлатовской тоской «лишнего» человека, который не может найти свое место в жизни, не может реализоваться. Причем герои картины — не диссиденты, а просто безобидные, грустные и усталые алкоголики. Им никто сознательно не вставляет палки в колеса — Николаева так напротив за руки тянут к печатной машинке: напиши для нас, голубчик, хоть строчку! Просто такие вот они, непутевые. Но перед нами все-таки не драма, потому что каждая сцена наполнена также и довлатовской иронией.
Юрий Буторин и Кирилл Пирогов в фильме «Портрет незнакомца»
Все основные роли в «Портрете незнакомца» играют члены труппы театра «Мастерская Петра Фоменко», что понятно: Осипьян женат на актрисе этого тетатра Ксении Кутеповой. По замыслу режиссера Орлов, куда бы он ни шел, всюду встречает одни и те же лица. Так, видимо, подчеркивается мысль, что Москва — большая деревня. Коллеги из радиопостановки про шпионов преследуют Олега повсюду — и на съемках фильма, и на банкете. Даже дома у Николаева его ждет очень похожая на жену его героя женщина (Ксения Кутепова), читающая практически такие же нотации. Поскольку все актеры давно сыгрались друг с другом, мы видим на экране работу слаженного коллектива с неповторимой химией, где между двумя любыми персонажами пробегают искорки. Из-за этого порой возникает ощущение, что нас допустили на спектакль «для своих».
«Портрет незнакомца» не стоит расценивать как политический манифест, критику застойного прошлого или попытку дать характеристику поколению. Осипьян дает возможность увидеть кусочек жизни человека, который жил в другую (но похожую и на нашу!) эпоху, проникнуться его проблемами и будто бы почувствовать рукопожатие через десятилетия.
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Кирилл Пирогов
Российский актер, композитор, заслуженный артист России (2005).
Читать