Читайте нас в Telegram
20:47, 08.02.2022

Рецензия на сериал «Номинация»: сестры Михалковы рассказали, каково жить в тени знаменитого отца

В онлайн-кинотеатре OKKO вышел проект о комплексах наследников звездных фамилий и изнанке киноиндустрии.

Нужно, наверное, быть весьма отважными и ироничными людьми, чтобы отрефлексировать собственные комплексы в целое сериальное полотно. Надежда Михалкова, дебютировавшая как режиссер сериального жанра, написала сценарий этой истории, сыграла одну из главных ролей, а на вторую позвала сестру Анну. По сюжету героини — тоже сестры, тоже актрисы и тоже дочери выдающегося, известного на всю страну, режиссера и кинодраматурга. Правда, уже покойного. Окружающие нет-нет, да и намекнут: «Ты хоть что-нибудь сделала сама? Чтобы отец тобой гордился?». Впрочем, про Татьяну, героиню старшей Михалковой, говорят: «Хорошая актриса» — как и про саму Анну в реальной жизни. А вот младшая Вера (Надежда Михалкова) вся во фрустрациях, а посему нервна, жестка и неразговорчива. Нет, она иногда говорит, но это как раз тот случай, когда лучше бы помолчать.

НОВОСТЬ

Кадр со съемочной площадки сериала «Номинация»

Начинается «Номинация» с кадров видеоинтервью Веры Истоминой. Томно закатывая глаза, наследница великой фамилии — холодная стерва с алой помадой на губах, трижды за короткий монолог называет Россию «эта страна», попутно развешивая оплеухи коллегам: «Будущего нет, потому что индустрии нет. То, что они снимают, сами не смотрят. Вкус у них есть – только снимают одно, а смотрят другое… Современное кино – это не про талант, а про скорость. Пытаются быстрее снять, потому что ипотека, или домик у моря купить хочется»… Главный месседж героини: кино здесь снимать не умеют, а посему «я уезжаю по приглашению в Голливуд и возвращаться не намерена». Снобизм (или честность?) Истоминой не проходит для нее даром — индустрия, увидев интервью, вносит актрису в черные списки: «Возьмешь ее – а она потом обо…т на всю страну. Берем Куропаткину». Но и контракт с Голливудом по какой-то причине расторгается. Вера остается у разбитого корыта, злая и обиженная на весь мир. Ее сестра тем временем, не щадя живота своего, скачет из сериала в сериал, пытаясь честно выдавливать из себя человеческие эмоции, снимаясь в окопах, или изображая императрицу в пышном парике, кричащую: либо «Проклятая страна!», либо «Утопить – как пуделя!». Ей хочется играть драму драмскую, она действительно способна придать глубокий смысл любой своей роли, но ведь не предлагают достойный материал.

Кадр со съемочной площадки сериала «Номинация»

Есть в этом неблагополучном семействе (даром, что носят громкую фамилию) еще и мама – пожилая женщина с гоголевским именем Агафья, правда, Александровна (Людмила Максакова). Она носит жемчуга, канотье, светлые костюмы, имеет любовника (Владимир Мишуков), удочерила девочку, в общем, живет насыщенной жизнью. Но главное – она руководит Фондом имени покойного мужа. НКО по идее должна заниматься производством и продюсированием кино. Должна — но не занимается. Однажды журналисты раскопают, что выделенные госсредства Фонд получил, а патриотический фильм «Единственная» так и не снял. Разразившийся скандал грозит обернуться потерей репутации для всего звездного семейства, а также крахом Фонда. Женщины решат объединиться, чтобы снять-таки злосчастный фильм. Для проштрафившейся и амбициозной Веры это шанс показать, что такое качественное кино – она садится в кресло режиссера. Анна как актриса пытается вытянуть на себе женскую роль. Однако изучение сценария «Единственной» приводит к горькому выводу: это кино обречено — его не спасет ни монтаж, ни наложенная душераздирающая музычка, ни красивые пейзажи (на которые, кстати, нет денег). И тут как черт из табакерки возникает старый отцовский друг-соавтор и предлагает последний сценарий Истомина – гениальный как всегда. Место действия — Север, жанр — притча, герои — старики и молодые, первые должны по какой-то старой традиции принести в жертву вторых. Если с умом за такое взяться, может получиться шедевр, претендующий на какую-нибудь номинацию крутого международного киносмотра...

Кадр из сериала «Номинация»

Сериал у Надежды Михалковой вышел неровный. Местами прям чувствуешь действительно личную интонацию – все эти нанесенные обществом обиды про «на детях великих», про «яблоню и яблоки», все эти собственные переживания и комплексы – «а смогу ли когда-нибудь подпрыгнуть и дотянуться до творчества папы». Есть, например, в сериале такой монолог героини: «Люблю старое кино. Папино кино… Хочется уехать во Францию… Здесь ты еще ничего не сделал, а тебя уже любят или ненавидят». Но эта личная интонация то и дело пропадает, сериал сбивается с ритма, начинает грешить ненужными подробностями и банальными диалогами (особенно по части прописных истин отличает друг-соавтор покойного отца).

Конечно, проект, заточенный на то, чтобы рассказать о том, как в наших палестинах снимается кино (особенно, в отсутствии денег) не обходится без ироничного взгляда на современную индустрию. Нам, например, показывают идиота-инвестора (Игорь Миркурбанов), пропихивающего на роль свою любовницу. Показывают 27-летнего режиссера, который проводит презентацию ретроспективы своих фильмов – целых двух. На афише последней картины красуются лица явно не титульной нации, и закрадывается невольная мысль: кто же этот режиссер? Не Кантемир ли Балагов со своей «Теснотой»? Вера Истоминова, напившись в хлам, кричит более успешному коллеге: «У моего отца первая ретроспектива случилась в 50 лет. Он снимал честное кино, а ты повесточку осваиваешь? Нацменьшинства, геи, кровавый режим, продажные священники»… Таких крючочков в реальность в сериале немного: в кадре появляется еще Сергей Минаев, берущий интервью у Агафьи Александровны, тележурналист Иван Кудрявцев, проводящий презентацию фильма… Лично я ждала фейерверка имен и камео, беспощадного портрета индустрии, чего-то смешного в духе Григория Константинопольского или «Домашнего ареста» Буслова иСлепакова. Я думала, придется сидеть и разгадывать, как в книжке Валентина Катаева «Алмазный мой венец» или скандальной повести Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я», над кем из реальных деятелей стебется автор. Но пока в первых двух сериях (оставшиеся две покажут 9 и 10 февраля) никого особенно и не задели. Есть, правда, сцена, когда героиня Анны Михалковой, мечтающая ездить со своими работами по международным фестивалям, напрашивается на пробы к «Осипову-младшему». Она вся трепещет, волнуется, выдает просто фантастическую органику на пробах. И что слышит в ответ от режиссера? Длинные пространные философствования, смысл которых «не в этот, Таня, раз», и предложение почитать толстую книгу о его прошлом проекте. Кого Надежда Михалкова выводит под образом Осипова-младшего? Кто у нас из «младших» отличается тягой к размышлизмам? Герман? Бондарчук? Решайте сами.

Ольга Остроумова в сериале «Номинация»

«Номинация» пытается «врезать» и адептам «патриотического кино», которое снимается по одним и тем же лекалам, и одновременно либералам от индустрии – за стремление искать глубинные смыслы там, где их нет. Но все эти шутки вводятся в сериал время от времени, и ты теряешься в догадках, что за жанр избрала Надежда Михалкова? На сатиру не тянет, а для драмы – слишком много отвлекающих линий.

На презентации проекта режиссер говорила, что это кино о семье, о том, что у каждого есть братья и сестры, и их взаимоотношения интересно препарировать. В «Номинации», если и анализируются семейные отношения, то только в контексте токсичной матери Агафьи Александровны, которая привыкла управлять всеми, держать все под контролем. Однажды она держала под контролем здоровье и жизнь мужа – и приняла решение о том, чтобы отключить его от систем жизнеобеспечения, когда врачи уже не давали Истомину шансов. Этого-то младшая дочь и не может простить ни матери, ни себе.

Людмила Максакова в сериала «Номинация»

Людмиле Максаковой не впервой играть «кровавую барыню» (привет «Му-му» Юрия Грымова). Тем более и антураж подходящий: ее героиня живет в роскошном загороднем доме, похожем на дачу на Николиной горе. Дом обставлен предметами роскоши – вазы, канделябры, зеркала, старинная мебель и даже картина, «подаренная Тонино Гуэрра». Все это пиарщики посоветуют хозяйке убрать с глаз долой – перед видеоинтервью, дабы не раздражать народ. Но журналистов и народ не обманешь – они и так знают, о том, как живут у нас представители известных династий. И в чем искать спасения от этой тотальной лжи и фальши, как бы спрашивает режиссер Надежда Михалкова? И отвечает: в настоящей жизни и в настоящих людях. Загнанные безденежьем в угол сестры Истомины едут на кастинг в Дом ветерано кино, и там видят подлинных Творцов — готовых на все ради роли, не привыкших осваивать бюджеты. Эпизод, который выносит на своих могучих плечах Ольга Остроумова, действительно пробивает до слез. И если и хочется продолжать смотреть этот сериал — то ради того, чтобы увидеть, что же ждет ее героиню.

Надежда Михалкова поставила перед собой сложную задачу — одновременно высказаться и о семье, и об индустрии, и о своем месте в искусстве. В «Номинации» реальность переплелась с вымыслом в такой тугой узел, что уже непонятно, где выстраданное, пережитое, а где сарказм и глумление. Легко и весело говорить о том, как не надо снимать кино. Показать, как надо — гораздо труднее. Посмотрим, удастся ли это автору в оставшихся двух сериях.

Смотрите мини-сериал «Номинация на ОККО с 7 февраля
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Читайте также

НОВОСТЬ
Рождение ребенка изменило характер звезды.
ОБЗОР
На горном курорте «Роза Хутор» завершил свою работу смотр контента онлайн-кинотеатров.
НОВОСТЬ
Предприниматель готов на все ради любимой женщины.
ОБЗОР
Как максимально продуктивно провести третью трудовую пятидневку сентября каждому представителю гороскопа.
Улицы разбитых фонарей в Зверополисе. Рецензия на мультсериал «Барсукот. Очень зверский детектив» 12:53, 13.09.2024
Пятеро в вагоне, не считая коровы. Рецензия на фильм «Смотри на меня!» 11:50, 12.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через