Рецензия на фильм «Однажды в пустыне»: военная драма о сапере, который ошибся не один раз
Кино радует качественной картинкой, но есть вопросы к сюжету.
Сапер, как известно, ошибается один раз. А вот военный сапер Дмитрий Шаберов (Александр Робак) по прозвищу «Уже» ошибся четыре раза, но продолжает нести службу в рядах инженерных войск, несмотря на то, что на правой руке у него осталось всего три пальца. Фильм «Однажды в пустыне» рассказывает о злоключениях Шаберова в Сирии, где российские саперы должны разминировать отвоеванную у «бармалеев» Пальмиру. Но прежде, чем Дима доберется до древнего города, его ожидают и смех, и слезы, и любовь.
Про любовь стоит рассказать отдельно. В начале фильма Шаберов встречает на блокпосте сирийской армии местную девушку по имени Джамиля (Екатерина Нестерова). Папа у Джамили был русским, так что она довольно-таки сносно говорит на языке Пушкина. До войны девушка работала гидом для туристов из бывшего СССР. Дима и Джамиля успевают обменяться лишь парой общих фраз прежде чем на блокпосте прогрохочет страшный взрыв. Мы видим в замедленной съемке, как острый осколок срезает солдату ногу чуть ниже колена, как взрывная волна раскидывает тела бойцов, словно тряпичные куклы, и бетонные блоки падают на контуженных сирийцев. Капитана Шаберова пытаются увезти в госпиталь, но он отказывается улетать без Джамили, с которой познакомился пять минут назад, так что девушку тоже грузят в эвакуационный вертолет.
Екатерина Нестерова в фильме «Однажды в пустыне»
Пройдя лечение, Дима пытается разыскать Джамилю, но находит только ее смартфон. После этого на протяжении почти всей истории Шаберов, словно герой Петрова из фильма «Текст», будет смотреть не предназначенные для его глаз видео в чужом телефоне. Время от времени Дима также будет созваниваться с Джамилей и обещать вернуть ей гаджет как только доберется до Пальмиры, где девушка живет в доме возле мечети. Один из таких разговоров происходит прямо во время ожесточенной перестрелки, когда над головой Шаберова свистят пули, а в паре десятков метров от него «бармалеи» пытаются подбить танк. Сцена смотрится немного абсурдно, да и в саму любовную историю не веришь — она растягивает хронометраж, но не делает картину лучше. При этом абсолютно непонятно, чем именно Джамиля смогла покорить капитана Шаберова. Можно предположить, что он просто изголодался по женскому вниманию — но нет, на базе «Хмеймим» с ним мило общается молодая медсестричка, да и в рядах сирийской армии служат весьма симпатичные девушки.
На премьерном показе картины консультант проекта от инженерных войск Николай Донюшкин заявил, что герой Робака объединил в себе все черты современного российского военного сапера. При этом для обычного зрителя поведение капитана Дмитрия Шаберова выглядит по меньшей мере нетипичным. Он отчаянно сопротивляется попыткам начальства отправить его обратно в Россию и стремится в Пальмиру — то ли ради Джамили, то ли ради новых испытаний, которые сулит нашпигованный минами город, — но при этом постоянно лезет на рожон, словно ищет смерти. Он пытается своими руками обезвредить растяжку, которую проще и безопаснее дистанционно подорвать при помощи робота, а позднее и вовсе приносит в расположение части «пояс шахида» и тем самым ставит под угрозу жизни товарищей. Иными словами, Дима ведет себя как человек, не очень думающий об окружающих. Возможно, таким образом режиссер Андрей Кравчук («Адмиралъ», «Викинг», «Союз спасения») пытается обыграть пришедший из американских боевиков эпохи VHS образ крутого героя, не умеющего работать в команде? Примерно в середине фильма Шаберов начинает записывать трогательное голосовое сообщение для оставшейся в Петербурге дочери — после этого становится примерно понятно, какая судьба ждет сапера в финале. К играющему Шаберову Робака претензий нет, он-то как всегда убедителен, но даже талантливый актер не может заставить зрителя полюбить плохо прописанного персонажа.
Павел Чинарев и Александр Робак в фильме «Однажды в пустыне»
«Однажды в пустыне» стоит сравнить с другой недавно вышедшей на экраны картиной про Сирию — военной драмой «Небо» с Игорем Петренко. В фильме про летчиков российские военные действуют предельно эффективно, армия показана как отлаженная машина. В кино про саперов и сирийские, и российские военнослужащие выглядят не вполне компетентными. Они постоянно допускают ошибки, чтобы главный герой получил шанс проявить себя. Если в фильме «Небо» за ходом операции по спасению одного сбитого летчика следит непосредственно верховный главнокомандующий, то в «Однажды в пустыне» Шаберову приходится самостоятельно организовывать возвращение попавшего в руки к «бармалеям» товарища (Павел Чинарев). Не совсем то, чем должен заниматься сапер, правда? Режиссер позиционирует Диму как одиночку, которому дозволительно игнорировать субординацию и общие правила, но возвышая капитана Шаберова, Кравчук одновременно с этим принижает заслуги всех его сослуживцев.
А вот к технической части картины претензий нет. Танки и БТР красиво катаются по пустыне, поднимая столбы пыли и проламывая стены, крупнокалиберные пулеметы басовито рокочут. Кравчук подготовил для зрителей много красочных взрывов — кино ведь про саперов! Сцена, в которой взлетает на воздух многолетний апельсиновый сад и взрывная волна подбрасывает вверх целые деревья с сочными оранжевыми плодами, могла бы вызвать слезы зависти даже у Майкла Бэя. Жаль, что вся эта красота обрамляет драму с героем-индивидуалистом и скомканным финалом.
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Александр Робак
Российский актер театра и кино, продюсер и совладелец кинокомпании «Синемафор»....
Читать