Читайте нас в Telegram
14:31, 03.06.2022

Мария Лемешева: «У нас есть все ресурсы, чтобы заменить Disney»

Основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» рассказывает, сможет ли российская анимационная индустрия заменить Disney.

Российский рынок покинула компания Disney — крупнейший производитель и дистрибьютор семейных, детских и анимационных фильмов. Киноэксперт, основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева рассказывает о том, какие варианты замены диснеевских хитов способна предложить детям и родителям отечественная киноиндустрия.

НОВОСТЬ
Шоу уходит с телеэкранов после 20 лет эфира.

Есть ли интерес у российского зрителя к семейному кино?

В течение долгого периода мы не выпускали качественные и популярные фильмы такого жанра — у аудитории были другие потребности, поэтому никто не хотел вкладывать в это деньги. Но пришел Disney: в 1990-е миллионы российских детей не отрывались от телеэкранов, когда в эфире шли «Утиные истории», «Чип и Дейл» и иже с ними. А затем, уже в XXI веке, с помощью полнометражных мультфильмов «Холодное сердце», «Зверополис», «Король Лев», игровых фильмов «Малефисента», «Пираты Карибского моря» и прочих сформировалась традиция проведения семейного досуга в кинотеатрах. В целом после распада СССР нишу семейного кино занял зарубежный контент, в авангарде которого была продукция Disney. Конкурентоспособных российских премьер в этом жанре не выходило, потому что потребности на него у аудитории не было — хватало и зарубежного кино. Но в середине нулевых отечественные производители решили делать собственные семейные релизы, сделав ставку на наши любимые с детства сказки.

Как результат — успех полнометражных мультфильмов о приключениях трех богатырей. Первые два релиза не окупили бюджет, но затем начался кассовый прорыв. В 2007 году «Илья Муромец и Соловей-разбойник» при бюджете 50 млн рублей собрал в прокате 240 млн. Дальше — больше: следующие мультфильмы про богатырей в разные годы заработали 575 млн, 925 млн и 933 млн при бюджетах не более 175 млн. Эта киносерия обозначила тренд на русские сказки и стала одной из самых коммерчески успешных франшиз, которую вместе с «Иронией судьбы», «Елками» и другими отечественными кинохитами демонстрируют по всем телеканалам каждые новогодние каникулы. Самым успешным российским сказочным кинопроектом стала созданная совместно с Disney кинотрилогия «Последний богатырь», в сумме собравшая кассу более чем в 6 млрд рублей.

Мария Лемешева

Получается, до «богатырских» кассовых рекордов семейные и детские картины крайне редко были прибыльными. Может быть, это просто «не наш» жанр?

Такое мнение в индустрии действительно существует. Из кассовых фильмов нулевых этого жанра можно отметить фэнтезийный блокбастер «Книга мастеров» 2009 года. Снятый опять же Disney, он показал результат 316,4 млн рублей. У других фильмов, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию, сборы были значительно ниже. Например, еще одно фэнтези «Дед Мороз. Битва магов» с Федором Бондарчуком и Алексеем Кравченко собрало 152,5 млн рублей, а фантастическая драма «Робо», где подружившегося с мальчиком андроида озвучивал Сергей Безруков, достигла отметки только в 66,8 млн рублей.

Но сейчас ситуация изменилась к лучшему. Самым кассовым релизом в прокате после ухода Голливуда стал полнометражный мультфильм «Финник» (его касса более 433 млн рублей) про доброго домового. Опять же сыграла ставка на русский фольклор, поскольку домовые, как известно, — персонажи славянской мифологии. Другой успешный релиз — семейная комедия «Артек. Большое путешествие», которая собирает более 230 млн рублей. В новых реалиях это — успех. При дефиците релизов в репертуаре люди соскучились по кинотеатрам, и «Артек» появился вовремя. Продюсеры этого семейного фэнтези сделали ставку на кинозвезду Михаила Галустяна, представшего на большом экране в костюме пионера, который когда-то принес ему известность в КВН. Аналогичный пример, который возглавил прокатный топ, — семейная комедия «Мой папа — вождь» c Дмитрием Нагиевым. Таким образом, в отсутствие Disney привлечь семьи в кино могут известные актеры и беспроигрышные темы: путешествие во времени, приключения дикаря в большом городе или наше культурное наследие.

Смогут ли российские детские и семейные фильмы заменить диснеевскую продукцию?

Мы имеем все возможности для этого. Наша киноиндустрия обладает всеми профессиональными и техническими ресурсами для того, чтобы снимать кассовые картины такого жанра. Благодаря успешным проектам прошлых лет мы накопили большой опыт. Есть производственные мощности крупных студий — «Мосфильма», «Ленфильма», «Союзмультфильма», СТВ — кстати, этой кинокомпании удалось снять сказочный блокбастер «Конек-Горбунок», заработавший больше миллиарда в прокате. Летом в Новой Москве начинает работу Киногород — масштабная съемочная локация площадью более 150 га, которая станет важным инструментом для повышения объема и качества производства киноконтента. Не забывайте, что в производстве всех трех частей «Последнего богатыря» принимали активное участие наши кинематографисты. Совместно с ними Disney создал самую успешную семейную российскую кинофраншизу. Да, безусловно, американская компания вложила деньги, разрабатывала концепции сюжета, консультировала производство, работала с компьютерной графикой и полностью взяла на себя дистрибуцию. Но итоговый успех был бы невозможен без российских режиссеров, актеров, продюсеров, сценаристов и прочих профессионалов.

Где детское и семейное кино смотрят охотнее дома или в кинотеатрах?

Смотря какое кино! Если говорить о российских мультсериалах, то их охотно закупают онлайн-кинотеатры и телевизионные каналы — отечественные анимационные франшизы, даже самые молодые, всегда востребованы как рекламодателями, так и подписчиками платного ТВ. Но дети любят ходить в кинотеатры, потому что они, как правило, расположены в торговых центрах, где родители помимо билетов могут потратить деньги на кафе, игрушки, виртуальные аттракционы и развлекательные зоны. Как мы знаем, из-за санкций у игроков отечественного кинорынка возникли проблемы с дистрибуцией полнометражных фильмов и мультфильмов в прокате. В мае Ассоциация владельцев кинотеатров создала подразделение по прокату и продвижению фильмов АВК’PRO, которое должно помочь быстрее доставлять контент на большие экраны. Поход в кинотеатр — важная часть семейного досуга, кинопроизводители должны помнить об этом и стараться достучаться до детских и родительских сердец.

Читайте также:

Блеск кино: как Мария Лемешева создала глянцевый журнал о кинематографе и ТВ

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Читайте также

ОБЗОР
НОВОСТЬ
Певец чувствовал присутствие покойницы.
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
Режиссер «Игры киллера» Дж. Дж. Перри: «Я мечтал поработать с Дэйвом Батистой, этот фильм — как выигрыш в лотерею» 17:42, 17.09.2024
Сценарист «Слова пацана» и «Триггера» Андрей Золотарев: «Вдохновение черпаю из договора о штрафах» 14:18, 13.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через