Рецензия на фильм «Одна»: российская версия «Выжившего» — только основанная на реальных событиях и с мощной любовной линией
Картина рассказывает о Ларисе Савицкой — женщине, спасшейся после крушения самолета.
Первые же кадры фильма «Одна» не предвещают ничего хорошего: невыспавшийся после бурной ночи авиадиспетчер (Никита Тарасов) насыпает себе в чашку кофе из коричневой жестяной банки (сердце зрителя, которому за 40, ностальгически вздрагивает) и садится за приборы. Параллельно показывают главных героев — Ларису и Володю — только что поженившихся ребят, возвращающихся из свадебного путешествия. Обручальные кольца, которые вдруг молодой муж вручит жене у трапа самолета, заставят зрителя еще больше забеспокоиться. Пунктиром нас знакомят с несколькими пассажирами злосчастного борта, в частности, с мужчиной, который после долгой командировки едет домой и тоже прямо у трапа показывает молодоженам фотографию семьи.
Опытный зритель понимает: и обручальные кольца, и фотография — те самые «ружья», которые обязательно выстрелят дальше по сюжету. А между тем реальная история, лежащая в основе этого фильма настолько ошеломляющая, что не нуждается ни в каких украшательствах. Задача сценаристов, наоборот, должна была состоять в том, чтобы отсекать все «лишнее» (хотя, что в истории Ларисы Савицкой может быть лишним?), а не придумать новые детали.
Кадр из фильма «Одна»
Напомним, 24 августа 1981 года самолет Ан-24, летевший из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К, производившим испытания. Оба борта рухнули, погибли экипажи, в гражданском самолете из 38 пассажиров выжила только Лариса Савицкая. Она действительно летела с мужем Владимиром в свадебное путешествие и действительно спала, не пристегнувшись. В момент аварии смогла добраться до кресла в уцелевшей части борта и вжалась в него. Падал этот обломок самолета с высоты более пяти километров (!) целых восемь минут, перепад температуры от +24 до -30, но Ларисе удалось удержаться и приземлиться. Некоторое время она была без сознания, но, придя в себя, девушка оценила масштаб катастрофы: рядом мертвые тела пассажиров, в том числе и ее мужа, тайга, беспрерывный дождь и комары, плюс полученные травмы, не дающие возможности передвигаться. Лариса согревалась, накрываясь чехлами, сорванными с самолетных сидений, а от насекомых укрывалась полиэтиленовыми пакетами. Через два дня ее обнаружили спасатели. За 40 с лишним лет она не дала практически ни одного интервью. И ее можно понять — страшная психологическая травма. Сегодняшняя работа Ларисы Савицкой связана с Полиграфом, вернее, с ситуациями, когда ответы человека проверяют на детекторе лжи. Она и сама проходила этот тест.
Невероятная история, которую давно уже следовало бы экранизировать. С другой стороны, такое обилие ярких, кинематографичных деталей требует особенно тонкого подхода, времени на изучение материала и придумывание способов изображения как самой катастрофы, так и последующей борьбы за выживание героини. Что удалось режиссеру Дмитрию Суворову? Ретро-картинка. От нее буквально пахнет 80-ми. Аэропорты того периода, автомобили, одежда, олимпийский мишка, значки на курточках героев, телефоны и даже манера рисования (Володя по сюжету придумывает комиксы про себя и Ларису) — все это показано ностальгически и точно. Надежда Калеганова, играющая главную героиню, тоже будто девушка из «того времени», у нее лицо и манеры советской красавицы: не худышка, явно знает себе цену.
Надежда Калеганова в фильме «Одна»
По сюжету, Лариса проваливает экзамены в МГУ и в депрессии возвращается домой. А там ее с букетом и предложением руки и сердца ждет хороший парень Володя (Максим Иванов), с которым она и не планировала связывать свою судьбу, но раз уж так получилось… Авторам фильма важно подчеркнуть: в этой паре он любит больше, он добивается девушку и женится, несмотря на юный возраст (ему не было и 20) и сопротивление родителей, которые прочат сыну блестящую карьеру хирурга. Все это важно, чтобы высказать еще одну мысль: потом, после катастрофы, Лариса, преодолевая нестерпимую боль, будет отчаянно искать по тайге мужа. Из чувства вины, из ощущения того, что она что-то ему недодала, не любила так же сильно, как и он.
Фильм структурно делится на несколько частей. В одной — самой эффектной — мы видим момент катастрофы: когда военный самолет таранит пассажирский борт, и тот начинает разваливаться как детская пластмассовая игрушка, люди вылетают из салона, истошные крики, паника, ужас. Очевидно, что съемки этого эпизода стали самыми трудными для режиссера и оператора, и хотя технически сцена снята тоже будто в ретро-стиле, в духе фильма «Экипаж», без сумасшедших спецэффектов, получилась она довольно зрелищной.
Кадр из фильма «Одна»
Вторая часть фильма — постоянные флешбеки, воспоминания Ларисы о Володе, которые помогают ей и психологически, и физически после трагедии. Парень выглядит мудрым, спокойным и рассудительным, человеком, который все уже знает про эту жизнь, а потому и торопится ее прожить, словно предчувствуя раннюю смерть. Он спешит жениться, спешит зарабатывать, хочет обзавестись детьми — хороший, надежный парень, мечта любой женщины. Третья часть — самая увесистая, в ней показано, как Лариса, преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия, пытается спастись после катастрофы. В этой части картина уверенно сворачивает в сторону голливудского блокбастера «Выживший». Нет, Ларисе не приходится прятаться в чреве почившей лошади, зато она пару раз за фильм столкнется с амурским тигром, будет тонуть в болоте, потом в быстрой реке, вынимать металлический штырь из ноги, снимать с мертвых одежду и надевать на себя. Красавица, спортсменка, комсомолка, она проявит чудеса находчивости и изобретательности. И несмотря на все тяготы, с которыми героиня столкнется, зритель не сможет не заметить величие и красоту дикой природы — высокое небо, густые леса, стремительные реки и необыкновенно эффектные хищники.
Местами фильм напоминает программы канала Discovery, а местами и картину «Миллионер из трущоб»: героиня вынимает из лабиринтов памяти полезные советы и наблюдения, когда-либо (почти всегда от Володи) услышанные. Она догадается собирать воду в целлофановый пакет, чтобы не умереть от жажды, она разведет костер, сообразит, что в чемоданчике пилота должен находиться пистолет с сигнальными ракетами. Сила духа этой женщины действительно вызывает восхищение и одновременно ужас. Одной из самых эмоциональных сцен станет эпизод, когда она все-таки найдет мужа, мертвого, пристегнутого к креслу, — и он… заговорит с ней. Второй столь же душераздирающей сценой станет момент, когда убитая горем мать Володи (восхитительная по своей органике актриса Мария Сокова) рванет через выставленный военными блокпост, чтобы узнать всю правду о гибели самолета у чиновников.
Виктор Добронравов в фильме «Одна»
Да-да, в «Одной» нам снова покажут во всей красе бездушную бюрократическую машину, не заточенную под сочувствие и прочие рефлексии. Присланный на место трагедии кэгебешник (Виктор Добронравов, который, кажется, слегка заигрался с образами «железных Феликсов») призван закрыть город, отрезать телефонную связь, чтобы не множились слухи и паника, и самое главное — найти виновных.
По фильму виноваты и невыспавшийся диспетчер, и военные, не согласовавшие свой маневр, да и пилот гражданского самолета, решивший снизить высоту, а еще, конечно, погода. Но главное — конечно, рок. Лариса с Володей должны были ехать отдыхать в Крым, но в итоге этими путевками воспользовались мать и брат девушки. Возвращаясь из отпуска, они искали билеты на 25 августа, но их не оказалось и пришлось вылетать 24-го. Все должно было случиться именно так. Для чего? Лариса ищет ответ на этот вопрос до самых финальных титров.
Эксклюзивное видеоинтервью Виктора Добронравова
Главной неудачей этого фильма стала попытка «усилить» и без того небанальную историю жанром триллера. В одном из эпизодов Лариса с Володей смотрят в кино фильм «Чудеса случаются», в котором женщина как раз выживает после авиакатастрофы, а потом, зайдя в уборную, видит в зеркале отражение мужа, выглядящего как зомби. «Страшное пророчество, предчувствие», — должны подумать мы. Но эта сцена — как вставной зуб, рушит и ритм, и структуру, и стилистику повествования. Еще одним просчетом стал подбор второстепенных актеров на роли — три персонажа одинакового типажа: отчим Ларисы, отец Володи и партийный чиновник. Понятно, что в советские годы усы у мужчин были в моде, но зрителю тяжело ориентироваться в этих похожих лицах.
А возвращает градус эмоций финал. Какими бы красивыми главные актеры ни были, как бы эффектно не была снята природа, ком к горлу подступает, когда на экране мелькают фотографии реальных Ларисы (действительно, очень интересная внешне девушка) и Володи, а затем Савицкая, уже в своем сегодняшнем возрасте, вспоминает о муже и цепочке роковых обстоятельств, приведших к катастрофе. Эти кадры длятся всего несколько минут, но киношная трагедия вдруг обретает подлинность и настоящесть. Поэтому любителям байопиков и фильмов-катастроф рекомендуем.
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Одна (2022)
«Одна» — новый российский фильм, основанный на реальных событиях о...
Читать