Рецензия на фильм «Дикая»: феминистская комедия про перевоспитание эскортницы и про то, как, вылетая в Ниццу, можно оказаться в Якутии
В прокат выходит картина о том, как выжить в глухих лесах.
Режиссер Владимир Котт продолжает поиски себя в жанре комедии «со смыслом». Сняв искрометных «Карпа отмороженного» и «Конец фильма», он решил обратить свои взоры в сторону наименее для себя очевидную — модельного бизнеса и эскорт-услуг и сделал своей героиней молодую девушку Алену (Таисия Вилкова). Храня верность своему парню, девушка «ничего такого» себе не позволяет, даже работая в сфере глянца и гламура. Зато бойфренд позволяет многое. Застав его с голой незнакомкой, Алена в сердцах принимает решение поучаствовать в эскорте – украсить собой вечеринку богатых возрастных мужчин, проводящих досуг на теплоходе. Там на нее обращает внимание Егор – человек с повадками бывшего военного, не испорченный большими деньгами, надувающий грелки (фирменный трюк актера Алексея Кравченко, который он любит демонстрировать на корпоративах) и способный на сумасбродные поступки. Разглядев в Алене настоящую, не силиконовую душу, он предлагает слетать на частном самолете отдохнуть в Ниццу. Какая же модель откажется от такого? Просекко в охапку, Louis Vuitton на плечо – и вперед. Только когда самолет приземлится, не вполне трезвые герои поймут, что очутились в … Якутии. Сюда на собрание Совета директоров потребовала доставить загулявшего мужа властная супруга Егора аборигенка Уйгулана. Но разругавшись с женой, Егор возьмет и психанет – уплывет с Аленой по реке в места силы. Там модель, беспрерывно выкладывающая репортажи в сториз, попросит своего спутника спрыгнуть с высокого утеса – дальше след бизнесмена простынет, а Алена окажется одна на маленьком суденышке, не умеющая управлять им, совершенно не приспособленная к жизни в дикой природе.
Таисия Вилкова в фильме «Дикая»
Все оставшееся время режиссер посвятит всяческим злоключениям, которые встретяся на пути девушки. Бурый медведь, бурная река, комары, отсутствие еды… Алена будет брести по острову, пытаясь поймать мобильную сеть – босая, в алом платье, с неубиваемой сумкой (закрадывается мысль, а не реклама ли это знаменитого бренда), в которой как назло не окажется ничего, что облегчило бы страдания. Такие они современные жители мегаполисов, — как бы сетует Котт. Просмотр фильма вызывает приступы дежавю: совсем недавно в российский прокат вышла картина «Одна», героиня которой Лариса Савицкая вот так же пыталась выжить в тайге – спасалась от амурских тигров, добывала питьевую воду, мастерила себе укрытие. Только вся разница в том, что в основе «Одной» реальная, захватывающая дух история о единственно выжившей пассажирке разбившегося самолета, а тут комедия с претензией на морализаторство.
Алена, обладающая несокрушимым оптимизмом, тоже не ломается под натиском обстоятельств. Отчаяться и порефлексировать? На это у нее, видимо, просто не хватает мозгов. Однако девушка догадывается, например, как определить, в какую сторону течет река. Знаете, как это делается? Берете бутылку из-под выпитого просекко и швыряете в воду. Порой фильм «Дикая» заворачивает на голливудские поляны. Кстати, американская картина с таким же названием в 2014 году выходила в наш прокат, в нем Риз Уизерспун тоже пускалась в опасное одиночное путешествие по горам и весям – но у нее был повод, она бежала, пытаясь отрефлексировать разрушенный брак, похоронив мать и потеряв всякую надежду на светлое будущее. В нашей же «Дикой» перекличка с западными проектами происходит не на уровне «глубинных смыслов», а на уровне шутейном: Алену будет повсюду преследовать прелестный песец, в котором она на какой-то момент ощутит поддержку и опору. А зря. Тактика маленького зверька-падальщика заключается в том, чтобы дождаться, когда жертва устанет, сломается, умрет – и затем пир над останками.
Таисия Вилкова и Алексей Кравченко в фильме «Дикая»
Похождения эскортницы в дикой природе — тема жидковатая для такого режиссера, как Котт – даже при наличии песца. И Владимир поддает жару – вплетает в комедию феминистскую повестку: в мире мужчин героине не выжить – жених оказался изменщиком, Егор безответственым позером, а встреченные в лесу «рыбаки» – убийцами (одна из последних ролей ушедшего недавно Игоря Савочкина). Спасения стоит ждать только от женщины, и оно приходит в лице Уйгуланы (Ильяна Павлова). Она в этом фильме и Робинзон Крузо, и Рокки, и Рэмбо, и ведьма из Блэр в одном лице. Медведя на скаку останавливает, хату из хвойных лап может соорудить, рыбу голыми руками ловит, а какие прекрасные ловушки делает! А как впадает в шаманский транс и вызывает бурю! Женский мир оказывается более интересным, витальным, осмысленным. Уйгулана крепко стоит на этой земле, которую любит, ценит и никогда не предаст, она не витает, подобно мужу в облаках и не грезит о чем-то роскошном и гламурном. И земля, мать-природа отвечают Уйгулане взаимностью. Из фильма непонятно, происходит ли перелом в сознании Алены, но то, что она обретает надежного друга (и это не песец) – определенно.
Кадр из фильма «Дикая»
Таисия Вилкова отважно обнажается в «Дикой», ползает, падает, получает ссадины, Ильяна Павлова смотрится членом команды «Форта Боярд» — такая она ловкая и жилистая, но все это и даже совместное сумасшедшее пение с танцами двух героинь не может избавить от ощущения вторичности и несоответствия уровню предыдущих работ Владимира Котта: нет в «Дикой» ни тонкой иронии, ни сарказма, ни светлой печали.
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Дикая (2022)
«Дикая» — современная российская приключенческая комедия 2022 года от режиссера...
Читать