Рецензия на фильм «Операция «Фортуна»: искусство побеждать» — несмешная, но не лишенная обаяния комедия от Гая Ричи
В прокат вышел шпионский боевик от создателя «Джентльменов».
Гай Ричи, Джейсон Стэйтем, Обри Плаза, Хью Грант… Кажется, одного перечисления имен достаточно для того, чтобы бежать в кинозал. А тут в фильме еще и умопомрачительные виды недоступных многим из нас нынче мест – Канны, Катар, Стамбул…
«Операция «Фортуна»: искусство побеждать» обречена на успех. Во-первых, потому что это редкий западный фильм, долетевший до нашего проката. Во-вторых, чего там таить, мы все обожаем «Джентльменов» и «Шерлока Холмса» Ричи и готовы поглощать любое новое его кино, закрывая глаза на сценарий и актерскую игру.
«Операция «Фортуна»: искусство побеждать» — как бы типичный боевик о спасении мира. Человечество снова на грани катастрофы – в руки коварного, но весьма харизматичного миллиардера и торговца оружием Грега Симмондса (Хью Грант) может попасть опаснейшее программное обеспечение, способное запустить в любой момент что угодно – хоть отправку смертоносных ракет. Британская разведка МИ-6 обращается к своему суперагенту-фрилансеру Орсону Форчуну (Джейсон Стэйтем) — лишь ему одному подвластно ликвидировать угрозу. Но на самом деле фильм только притворяется боевиком, это пародия на шпионский жанр, в особенности на бондиану — с ее страстью к дорогим напиткам, яхтам, частным самолетам и смертельным схваткам, из которых главный герой выходит живым и невредимым. Гай Ричи признается, что пересмотрел все шпионские боевики, и когда принялся прописывать первую сцену, понял, что у него получается пародия.
Джейсон Стэйтем в фильме «Операция «Фортуна»: искусство побеждать»
Несмотря на комедийный жанр, Стэйтем изображает на экране своего обычного героя – сурового, скупого на слова, но опережающего своих противников на несколько шагов вперед и, конечно, совершенно неубиваемого. На сей раз персонажа ждет подвох – на сторону врага перебежал бывший соратник, столь же классно подготовленный, настоящий ас — Майк (Питер Фердинандо). У него вооруженная до зубов команда и неограниченный бюджет на проведение операции по добыванию опасной программы. А что у Орсона? Всего лишь двое напарников. Техническая богиня со специфическим чувством юмора Сара Фидель (Обри Плаза), способная вскрыть любой компьютер или на худой конец притвориться томной красоткой, украшающей досуг стареющего миллиардера. И Джей Джей (Багзи Мэлоун) – темнокожий снайпер, умеющий ладить с собаками. В течение всего фильма Орсон осуществляет чудеса – проникает в охраняемые помещения, похищает ценности, убивает массу людей – и до поры до времени остается без единой царапины. Джейсон Стэйтем как всегда даже не пытается играть. Его лицо не выражает никаких эмоций, «включается» он лишь когда нужно кому-то дать в морду. Впрочем, сценаристы расцветили монохромный персонаж забавными странностями: суперагент требует после проведения каждой операции от своего начальства реабилитацию на Мальдивах, а в качестве антидепрессанта — самое дорогое красное вино – из-за боязни толпы. Эти причуды как-то сразу вызывают симпатию к герою.
Обри Плаза, Джейсон Стэйтем и Багзи Мэлоун в фильме «Операция «Фортуна»: искусство побеждать»
Обри Плаза, которую многие из нас запомнили нервной истеричкой во втором сезоне «Белого лотоса», тут совсем другая – игривая и веселая. На ее долю приходится основной юмор фильма. Хью Грант, исполняющий роль миллиардера с политическими амбициями, сохраняет свое фирменное отрицательное обаяние, седина уже повсюду, но бес по-прежнему в ребре. Фишкой же фильма становится персонаж по имени Дэнни Франческо – известнейший на весь мир актер, настоящая звезда – капризная, довольно глупая, но склонная к рефлексиям. Кого, интересно, имел в виду Гай Ричи? Лео Ди Каприо? Брэда Питта? Команда Орсона использует Дэнни в своих целях: зная, что он любимый актер миллиардера Грега Симмондса, его методом шантажа внедряют в операцию. Образ Франческо довольно карикатурно воплощает на экране Джош Хартнетт, который, похоже, как и Стэйтем, становится для Гая Ричи талисманом – оба сыграли у режиссера в недавнем «Гневе человеческом».
Джош Хартнетт (в центре) в фильме «Операция «Фортуна»: искусство побеждать»
И конечно, отдельная роль в картине у музыки. Испанская гитара в легких и безмятежных сценах, торжественные оркестровые скрипки там, где идет мочилово – прием не нов, еще Ларс фон Триер показывал самые отвратительные убийства в своих картинах под самую высокую классическую музыку.
Как всегда у Гая Ричи, в сюжете все оказывается не тем, чем кажется, и даже программное обеспечение под угрожающим названием «Титан», за которым все гоняются, нацелено не на уничтожение планеты, а на банковский кризис и установление нового мирового порядка. Но ей-Богу, при таком наборе актеров и красоте картинки это совсем неважно. Важно то, что плохие люди тут неожиданно совершают хорошие поступки, а хорошие люди — плохие поступки. И что в финале нас ждет уморительный фильм в фильме — Дэнни Франческо и миллиардер так подружатся, что все-таки снимут кино вместе.
Хью Грант и Лурдес Фаберес в фильме «Операция «Фортуна»: искусство побеждать»
Гай Ричи, безусловно, снял далеко не лучшее свое кино, но он попробовал себя в сложном жанре и не стал от этого менее Гаем Ричи.
Читатйе также:
Рецензия на фильм Гая Ричи «Гнев человеческий»: отец, сын и злой дух
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Операция «Фортуна»: Искусство побеждать (2023)
«Операция «Фортуна»» — американский шпионский триллер. Режиссерское кресло занял британец...
Читать