Читайте нас в Telegram
13:35, 03.03.2023
эксклюзив

Как снимали фильм «Нюрнберг»: закулисье исторического судебного процесса, первая совместная работа Сергея Безрукова и Евгения Миронова и аскеза Любови Аксеновой

2 марта в прокат вышел крупномасштабный международный проект режиссера Николая Лебедева.

Даже удивительно, что столь значимое историческое событие, в котором все – и драматизм, и пересечение интересов разных стран, переплетение судеб — до сих пор не было экранизировано (фильм Стэнли Крамера 1961 года не в счет, он посвящен юристам). С другой стороны, Нюрнбергский процесс обнажил такие противоречия между воевавшими державами, вскрыл столько неоднозначных подробностей, что непонятно, как снимать кино, не задевая ничьих чувств. Режиссер Николай Лебедев нашел способ – он сделал частично триллер, частично приключенческую драму, но события, которые переживает главный герой, самым непосредственным образом связаны с Нюрнбергским процессом.

По сюжету фильма «Нюрнберг» молодой переводчик Игорь Волгин теряет во время войны всю семью, кроме брата-близнеца. Сведения о том, что тот попал в немецкий плен, лишают покоя главного героя, и когда ему предлагают поработать на Нюрнбергском процессе, он соглашается в надежде найти в Германии брата. Однако в командировке с Волгиным происходит много неожиданностей. Ему поручают раздобыть документы, свидетельствующие о зверствах нацистов, а также привезти на процесс важного свидетеля — фельдмаршала Паулюса, которого весь мир считает погибшим под Сталинградом. Волгин, с одной стороны, оказывается вовлечен в секретную операцию, которую проводит наша разведка с целью доказать всему миру масштаб злодеяний фашистов. С другой, Игорь встречает прекрасную девушку Лену…

НОВОСТЬ
Ранее школьница увеличивала губы, но на этом не остановилась.

Подвиг декораторов

О том, как велась работа над столь крупномасштабным международным проектом, впору тоже снимать кино. Во-первых, съемки совпали с пандемией, и карантин не только заставил пересмотреть график и состав участников, но и концепцию будущего фильма (сценарий, созданный Николаем Лебедевым по книге Александра Звягинцева «На веки вечные», за два года несколько раз подвергался изменениям). Во-вторых, разнообразие локаций — Мосфильм, наши леса, Нюрнберг, Чехия; большая съемочная группа, состоящая из немцев, датчан, американцев — причем не экспатов, а настоящих иностранцев — все это вызывало массу сложностей.

Воссозданный на Мосфильме зал «600» нюрнбергского Дворца правосудия

«Заброска» на территорию России более 200 иностранцев в период, когда прохождение границ осложнилось карантинными мерами, — это была операция, достойная внесения в анналы кинопроизводства и Книгу рекордов Гиннесса. Как и съемки в безлюдной, охваченной пандемией Праге. Как и выстраивание декорации на Мосфильме, полностью воссоздающей знаменитый зал «600» нюрнбергского Дворца правосудия — помещения, в котором собственно и велись заседания Международного военного трибунала в 1945-1946 годах. Это зрелище сбивало с ног, захватывало дух. Те, кто когда-то видел фотографии Евгения Халдея и хронику Романа Кармена, не смогут отличить реальные кадры участников Нюрнбергского процесса от современных, сделанных на съемочной площадке.

«Снимать в самом Нюрнберге не имело смысла, — комментирует Николай Лебедев, — в 1945 году для процесса с большим количеством людей зал «600» переделали – выстроили, например, кабины для камер и балконы для гостей процесса. Сейчас всего этого нет – зал снова реконструирован, мы там были, он совершенно не совпадает с фото и кинохроникой тех лет. Свой зал «600» мы воссоздавали по чертежам. Все это строил Мосфильм и художник-постановщик Юлия Чарандаева, иностранцы в работе не принимали участие». Когда разбирали феноменальную декорацию, у многих ныло сердце, сейчас даже есть идея подарить это произведение искусства музею.

Любовь не с первого дубля

«Вокруг ТВ» присутствовал еще на одном знаковом съемочном дне – последней смене актера Евгения Миронова и завершении работы на Мосфильме, дальше группа уезжала на натуру в леса. В павильоне была выстроена декорация небольшой квартирки. Это тоже Нюрнберг, но не официальный, а бытовой – главный герой фильма Игорь Волгин (Сергей Кемпо) снимает у пожилой фрау тут жилье, оба не в восторге друг от друга, все-таки воевали по разные стороны, но война одним молохом прошлась по их судьбам – фрау потеряла свою семью в битве под Сталинградом.

Кадр из фильма «Нюрнберг»

… Квартирка, хоть и небогатая, но хранит следы былого изящества. Роскошная люстра в гостиной, резные комоды, старое зеркало, аккуратная кухонька с печкой и видавшей лучшие времена раковиной – немецкий дух, «здесь немцем пахнет» — художники-постановщики снова постарались на славу. Напротив друг друга сидят Он и Она. В «Нюрнберге» ко всему прочему еще и мощная лирическая линия. Для Сергея Кемпо, актера Театра наций, это не только первые любовные сцены на экране, но и дебют в главной роли. Груз ответственности огромный, поэтому случается и волнение, и даже приступы тревоги. Да к тому же метод Николая Лебедева не банален – он любит выводить актеров из зоны комфорта и разговаривать с ними как с персонажами – на «ты», называя их по именам героев.

Любовь Аксенова и Сергей Кемпо на съемках фильма «Нюрнберг»

В тот день, когда «Вокруг ТВ» присутствовал на съемках, Сергею было непросто — у них с партнершей Любовью Аксеновой не ладилась романтическая сцена. Лебедев нервничал, правда, проявлялось это своеобразно – он не повышал голос, кажется, даже начинал говорить еще тише, но с металлом в голосе. Режиссер требовал от актеров не просто приближаться друг к другу, а двигаться будто в ритме танго. После нескольких дублей вдруг поставил фоном, для настроения музыку – душераздирающую композицию из «Списка Шиндлера». И актеры прямо в кадре стали друг для друга любящими людьми, их глаза наполнились болью, нежностью, отчаянием – вот оно чудо преображения.

… «Где тут русский офицер? Я ищу русского офицера», — прервал чувственную идиллию голос Евгения Миронова – и герои, готовые поцеловаться, отскочили друг от друга…

Сергей Кемпо в фильме «Нюрнберг»

Без еды и гаджетов

Любовь Аксенова на площадке в пальто и трогательных тапочках – на улице между тем адская жара, но актриса, похоже, ничего не замечает — ее взгляд где-то далеко. Измученное, красивое лицо, худоба и бледность… Персонаж Аксеновой – Лена – бывшая узница концлагеря, вовлеченная в шпионскую интригу. Волгин, влюбившись в девушку, не может ей доверять сполна – а вдруг она завербована гитлеровским подпольем?

Любовь рассказывает, что для достижения достоверности ограничивала себя и в еде, и в использовании гаджетов. По признанию актрисы, съемки подобного масштаба – первые в ее практике: «Несколько продакшенов, работа в Чехии, Москве. Невероятный опыт партнерства с иностранными актерами».

С Николаем Лебедевым Аксенова познакомилась несколько лет назад, когда он собирался снимать «Мастера и Маргариту», Любовь пробовалась на главную женскую роль. Потом пришло известие, что кинороман будут снимать другие люди. С «Нюрнбергом» тоже не все сразу срослось: она пришла на пробы – и … ее не утвердили. «Что-то не совпало с видением режиссера, возможно, мои предложения были недостаточно точными». Съемки начались без Любови, а потом случился карантин, за это время сценарий был переделан, героиня поменялась, и, оказалось, что предложения Аксеновой стали уместными.

Любовь Аксенова в фильме «Нюрнберг»

С Сергеем Кемпо у актрисы сложились дружеские отношения. Когда чуть ли не в первый же съемочный день их героям нужно было поцеловаться, Сергей оробел, и Люба взяла его за мизинчик – как это делают дети — и увела в сторонку. Они поговорили по душам и родилось партнерство. И когда позднее им пришлось играть эротическую сцену (а для Сергея она была первой в карьере), было трудно – но уже не так стеснительно.

Николай Лебедев любит работать с молодыми актерами, потому что, по его мнению, «они оснащены не столько профессионально, сколько эмоционально». Сергей Кемпо уже сыграл одну из эпизодических ролей у Лебедева в «Легенде №17», в «Экипаже» — роль побольше — бортпроводника Андрея. А еще был утвержден на роль Ивана Бездомного в той же несостоявшейся картине «Мастер и Маргарита». «По счастью Сережа еще не Актер Актерыч, надеюсь и не станет им. У новичков всегда сильная энергетика, а у него и человеческая, природная — мощная», — говорит режиссер.

У Сергея Кемпо, действительно, есть характер, он спорил с Лебедевым, иногда даже случались творческие конфликты. «Когда работаешь с большим режиссером, приходится все время отстаивать свою точку зрения, но в итоге все это приводит к правильному решению. Николай страшен в гневе. И обычно он прав», — поддевает режиссера Сергей. «Я в фильме и сам выступаю в актерском эпизоде – представляю, как все в отместку будут надо мной подтрунивать, отыграются», — улыбается Николай.

Сергей Кемпо, Любовь Аксенова и Николай Лебедев на съемках фильма «Нюрнберг»

Кемпо пришлось по роли и тонуть, и стрелять, он падал в машине с моста и нырял в воду в тяжелой шинели в минус 1, но не считает это чем-то особенным. Ради роли Сергею надо было и заговорить по-немецки, поначалу было сложно, но, как шутит Кемпо, «результат зависит от количества подходов к снаряду» — помогали коучи и немцы-актеры на площадке.

Благодаря репетициям и специальной подготовке Сергей обрел на этом проекте уверенность. «В свои 38 лет я снова верю в Деда Мороза, находиться здесь, заниматься творчеством, тем, что я читал в книжках Станиславского, — счастье. Понимаю, какая на меня возложена ответственность и не могу подвести ни режиссера, ни себя. Кино надо же будет как-то продавать — помимо Безрукова и Миронова (Смеется — Прим. ред.)» …

Безруков и Миронов

Пригласить в проект двух главных актеров современности, «Роберта Де Ниро и Аль Пачино» российского кинопроизводства – что это провокация, пиарход или необходимость?

«А я и не знал, что они не снимались вместе, — разводит руками Лебедев. — Помнил, что в театре точно работали и даже, кажется, играли одни и те же роли. Сказал им: ну что, братцы-кролики, снова в одном проекте? А они: «Мы впервые снимемся»…

Самое смешное, оба актера могли бы в 90-е у Лебедева сыграть в «Змеином источнике», но Безруков сразу отказался — был сложный график, а Миронов согласился и в итоге снялся в этом кино. В «Нюрнберге» у Евгения роль разведчика Мигачева, это образ собирательный. У Сергея Безрукова же роль более конкретная – прокурор Роман Руденко, главный обвинитель на Нюрнбергском процессе от СССР.

Сергей Безруков в фильме «Нюрнберг»

Все, что в кадре на процессе произносит Безруков — это реальные речи Руденко и других обвинителей со стороны СССР. Кульминацией же роли становится момент, когда советский прокурор приносит на процесс вещдоки — сумки, абажуры из человеческой кожи, говорит, что на производство мыла пошло столько-то людей… В реальности на судебном процессе у кого-то тогда случились обмороки. Но и Сергей Безруков просил несколько раз остановить съемку: его персонаж – лицо официальное, человек хладнокровный, а у актера эмоции через край…

Евгений Миронов признается, что ему работать с Безруковым было радостно: «У нас одна кровь – кровь Табакова».

«Мне было интересно за ними наблюдать — как они столкнутся, — комментирует Лебедев. — С Безруковым не один раз пытались поработать вместе — не получалось, а тут я позвонил, и он сразу сказал «да», даже не читая сценария. С Евгением же работал не один раз, у нас прочные профессиональные и человеческие отношения. Я знаю Миронова как невероятно тщательного актера, очень ответственного человека, который подробно занимается каждым жестом, каждым взглядом, но никогда не демонстрирует этого. Он роет землю, въедается в детали, звонит мне: «Вот здесь не нравится, объясни мне, почему так». Он со мной спорит, я с ним спорю, но цель тут не настоять на своем, каждый из нас очень внимательно слушает друг друга, потому что это взаимный интерес и уважение. Я меняю свою позицию, когда понимаю, что его аргументы убедительны и точны, он меняет свою позицию. Мне с Сергеем и Евгением очень интересно, я не думал ни о какой о пиар-компании, просто искал нужных персонажей на картину».

Евгений Миронов в фильме «Нюрнберг»

У Николая Лебедева, Сергея Кемпо, Евгения Миронова, Сергея Безрукова воевали в Великую Отечественную родные и близкие, поэтому «Нюрнберг» для всех во многом личная история.

Дружба с Герингом и отложенная казнь

Помимо российских актеров в проекте снялось много иностранцев. Их участие оказалось самой затратной статьей в производстве фильма: привезти человека с соблюдением всех карантинных мер, увезти… Бюджет с начала съемок чуть ли не удвоился – из-за пандемии и скачка доллара. Зато сложился интересный актерский ансамбль. В числе прочих был задействован, например, Йоахим Ассбек, который снимался в «Списке Шиндлера» Спилберга и «Пианисте» Полански. Или постоянно работающий у Пола У. С. Андерсона датчанин Карстен Нергор – он играет в «Нюрнберге» Геринга. Участвует в проекте и хорошо известный российскому зрителю австриец Вольфанг Черни, за ним роль холеного немецкого офицера, эстета и аристократа, при этом удерживающего в рабстве людей в собственном замке. Шарлота Харвуд создает живой и яркий образ американской журналистки Нэнси – у нее своя интересная линия. И конечно, Лаура Бах, играющая певицу Грету, большую звезду, уехавшую от Гитлера в США и возвращающуюся во всем блеске мировой славы в Германию после войны. Кстати, первоначально на эту роль звали Патрисию Каас, и она даже согласилась, однако после пандемии график певицы уже не позволил поучаствовать в фильме. Судьба Греты во многом пересекается с биографией Марлен Дитрих, на съемочной площадке никто и не скрывал, что вдохновлялись ею — даже гримеры делали соответствующий макияж и прическу. По сюжету кто-то считает героиню предательницей, а кто-то в Германии ей искренне рад, но она возвращается не просто так, а чтобы вызволить из плена сестру… В общем, пересечение судеб, личных маленьких историй – из всего этого и вырастает масштаб трагедии Второй мировой войны.

Лаура Бах в фильме «Нюрнберг»

«Мне с ними было интересно и легко работать, — говорит Лебедев, — актеры – большие дети, со всеми минусами и плюсами. Первые пять дней иностранцы, изображавшие нацистских преступников, должны были просто сидеть на скамье подсудимых в «зале 600». Вообразите себе ситуацию: высококлассные артисты выступают, считай, в роли массовки. Понимая, что это может вызвать напряжение, я сразу объяснил им, что в каждом кадре, в каждом дубле кинокамеры очень подробно наблюдают за ними, даже если находятся на большом расстоянии, нынешняя техника позволяет это делать. Нам важна каждая реакция, каждый взгляд. И артисты работали совершенно самоотверженно, не пропуская ни единой актерской оценки. Я быстро убедился, что каждый из них очень тщательно готовился, изучал исторический материал и киносъемки своих персонажей. А потом их роли развернулись. Карстен Нергор, сыгравший Геринга, шел на рискованные предложения с моей стороны, которые не каждый актер примет. Мы так подружились!».

Николай Лебедев на съемках фильма «Нюрнберг»

Трагикомичная ситуация случилась под занавес массовых съемок – у двух иностранцев оказался положительный ПЦР-тест, а им предстояло сниматься в сцене казни нацистских преступников. В общем, верхушка Третьего рейха избежала наказания – актеров посадили на изоляцию, благо они не успели никого заразить.

Не могу не задать вопроса: а как немцы относятся к теме Нюрнбергского процесса, испытывают ли дискомфорт, играя фашистов? Николай Лебедев отвечает, что «на площадке не пытались кого-то в чем-то обвинить, все понимали, что не мы, сегодняшние, и даже не наши предки решали проблемы в 1940-х, они были фигурами в этой игре».

Эпилог

Почему «Нюрнберг» понадобилось снимать именно сейчас? Что авторы хотят сказать зрителю?

«Я пытался определить для себя, о чем картина, — говорит Лебедев. – Она о человеке, который после катастрофы, произошедшей с ним и со всем миром, пытается вернуться в нормальное состояние. Как не разувериться, когда на твоих глазах разрушались идеалы, мораль, нравственность и сама цивилизация? Что помогает справиться с болью и разочарованием и двигаться дальше? Похожие вопросы встают перед человеком на протяжении всей его жизни, и катастрофы бывают не только внешними, масштабными, но и скрытыми, глубоко личными и ничуть не менее разрушительными. Для меня это были 90-е годы: трудно было выстоять в сумасшедшем времени, когда все озлобились, когда все смешалось и наступила путаница — что хорошо, а что плохо. Важно было не потерять себя, свой внутренний мир, чтобы перед собой потом не было стыдно. Поэтому-то мне так интересно исследовать, как человек, пройдя через испытания, сохраняет достоинство. Я про это рассказываю. Но не только…».

Нюрнбергский процесс стал катализатором истории, выявившим не только ряд интереснейших человеческих проявлений, поступков, но и неоднозначного поведения целых стран. Николай считает, что массив материала тянет и на документальную судебную драму для телевидения, в которой можно было бы рассказать и об адвокатах, и о светской жизни вокруг процесса, и о закулисных переговорах… Но кое-что прозвучит уже сейчас, в художественном фильме, миссия которого — восстановить историческую справедливость. Факты остаются фактами. Идея показательных судов над нацистами принадлежит Советскому Союзу, что подтверждается документами аж 1942-го года. С 1942 по 1947 годы в СССР на освобождаемых оккупированных территориях регулярно проходили подобные суды — с привлечением международной прессы. Свою задачу Советский Союз видел в том, чтобы обратить внимание всего мира на преступность фашистской идеологии. На Ялтинской и Потсдамской конференциях именно советские политики предлагали судить нацистских лидеров, союзники считали, что их просто следует расстрелять, не возиться. И вот прошло более 75 лет, и авторство идеи Нюрнбергского процесса вдруг узурпировалось, и история Второй мировой войны переписывается.

Тизер фильма «Нюрнберг»

«Посмотрев наш фильм, зритель, надеюсь поймет, кто вынес войну и этот процесс на своих плечах — не преуменьшая значения остальных, – говорит Николай Лебедев. — Будет понятно, кто есть кто, у кого какие интересы и кто и в какую сторону тянул мир. И Черчилль, и Рузвельт прилетали в СССР на встречу со Сталиным, и было понятно, кто был паровозом этой истории. А сейчас исторические факты вроде как размываются, а то и выворачиваются наизнанку… Вот смотрю документальный фильм – и там говорится о «советских захватчиках, которые взяли Берлин». Да, ребята, уже так? Я не хочу вступать в споры, но надо помнить, что в этой войне погибло невероятное количество советских людей — десятки миллионов, это были самые большие потери. И сейчас говорить о том, что одни лишь западные союзники, опираясь только на свои силы, выиграли войну… Совесть надо иметь. У меня в Великую Отечественную погибли близкие люди – дядя, которому было 19, дед, которому было 40… Когда начинается все эти передергивания, у меня все внутри вопиет – и наша картина и об этом тоже».

Смотрите фильм «Нюрнберг» в кинотеатрах с 2 марта

Читайте также:

Любовь Аксенова о съемках в фильме «Нюрнберг»: «Ограничивала себя в еде и жила в энергосберегающем режиме»

Стартовали съемки фильма «Нюрнберг» с Евгением Мироновым

Филипп Киркоров снялся в клипе на песню к фильму «Нюрнберг»

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: пресс-служба

Нюрнберг (2023)

«Нюрнберг» — российская историческая драма Николая Лебедева, включающая описание событий...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Карьерный рост и финансовый успех в эти будни ждут сразу нескольких представителей гороскопа.
НОВОСТЬ
Алану потребовалась медицинская помощь.
ОБЗОР
18 лет семейного счастья превратились в годы тяжелой борьбы с зависимостями.
Что смотреть по телевизору 9-12 мая 2024-го: «Онегин», SHAMAN и военные фильмы
Евгений Миронов признался, как наказывает 10-летнего сына
Вместо Цыганова и Снигирь: раскрыт первоначальный кастинг в фильм «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита»: злой рок, чертовщина, запреты и другие напасти, преследующие экранизации культового романа
Что будет с героями в 12-м сезоне сериала «Склифосовский»: подробности о съемках продолжения 10:05, 08.08.2024
Конспирация, драки и перестрелка: как снимали финальный эпизод шпионского детектива «Разящий луч» 11:40, 07.08.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через