Читайте нас в Telegram
00:19, 10.07.2023

Рецензия на новый фильм Андрея Богатырева «Легенда о самбо»: советский комикс на фоне портретов вождей

Автор нашумевшего «Красного призрака» продолжает исследовать страницы нашей истории в своей неподражаемой манере. Картина впервые была показана в рамках конкурса Горький fest, а теперь она в прокате.

Лысый Вольфанг Черни, Алексей Шевченко… Режиссер верен своей актерской команде. Впрочем, вы откроете для себя и новые лица.

Вышедший в 2021 году в прокат богатыревский«Красный призрак» обескуражил: даже самые злые критики изумились и написали хвалебные оды. Снимая о Великой Отечественной, режиссер смог обойтись без пафоса, формализма и ура-патриотизма: он сделал модную, жанровую историю о непобедимых русских мстителях, которые вселяют почти мистический ужас в фашистов. Молчаливый герой – несгибаемый, несокрушимый Бог войны, он будто незримо присутствовал повсюду и расправлялся со злом изобретательно и беспощадно. Комиксовая манера повествования, колоритная музыка, — все это заставило заговорить о Богатыреве как о «русском Тарантино».

НОВОСТЬ
Татьяна Плаксина неожиданно исчезла из медиапространства.

В «Легенде о самбо» режиссер пошел проверенным путем. Не скрою, перед показом зрели опасения, что нас ждет очередная спортивная драма – со злыми кгбешниками, продажными чиновниками, харизматичными тренерами и рефлексирующими спортсменами. Что-то из этого традиционного арсенала, несомненно, в фильме Богатырева присутствует, но яркая форма побеждает набор штампов и стереотипов. Это снова комикс, сделанный в духе советского конструктивизма.

Вольфанг Черни и Дмитрий Павленко в фильме «Легенда о самбо»

Источниками вдохновения для Богатырева стали плакаты 30-х годов. Фильм снят статичной камерой, что обеспечивает повествованию некую монументальность – ассоциации с архитектурным сталинским ампиром неизбежны. Так же, как и с авангардным театром. В первых кадрах нам показывают эпизод русско-японской войны, бой под Мукдене (8 705 наших убитых, 51 388 раненых, 28 209 пропавших без вести и пленных — Прим. ред.), в котором единственный из оставшихся русских пытается одолеть «парящего дракона» и одновременно «крадущегося тигра» – японца, владеющего приемами джиу-джитсу. Русский умрет, а потом воскреснет – замечательный доктор оживит его: по мнению медсестры, Бог дарует спасение только тем, кому суждено сделать что-то значительное в жизни. И герой сделает. Обе сцены поданы по-театральному, с эффектами. Операционная – глухое черное пространство, на котором лишь выделяются белые халаты врачей, белые же свечи и алая кровь. Игра с цветом станет важным приемом для всего фильма – красный кумач знамен, алые портьеры, стол, покрытый кровавым сукном – все эти акценты работают, вселяя тревогу и беспокойство.

В основу фильма легла история создания в СССР борьбы самбо, однако в первом же осторожном титре зрителя предупреждают, что картина построена не на исторических фактах, хотя использует их в полной мере. Безусловно, это прежде всего приключенченская драма, в которой угадывается очень насмотренный и бесконечно влюбленный в кино автор. В картине развиваются линии трех исторических личностей, стоявших у истоков самбо – Виктора Спиридонова, Василия Ощепкова и Анатолия Харлампиева. Первые два — из «бывших». Спиридонов, участник русско-японской и Первой мировой войн, коллекционирующий с этих времен различные приемы рукопашного боя, создает свою борьбу, которую называет самоболь. Ощепков – сын каторжан, родившийся в ссылке, рано оставшийся сиротой, вырос на Южном Сахалине, отошедшем к японцам, под присмотром православной русской миссии и лично священника Николая Японского. С юности увлекался борьбой, выучил японский и английский языки и отправился учиться в институт дзюдо Кодокан в Токио, основанный Дзигоро Кано. Вернувшись в 1913 году в Россию, Ощепков основал школу дзюдо, а еще, как поговаривали, осуществлял разведывательную деятельность, поскольку продолжал ездить в Японию. Говорят, информация, которую он добывал, отличалась обстоятельностью и точностью.

Кадр из фильма «Легенда о самбо»

Поле революции и Спиридонов, и Ощепков не уехали из России, хотя имели все возможности. Наверное, потому что были истинными патриотами, готовыми служить своей стране и разделить ее судьбу здесь и сейчас. Когда в 30-е началось становление советской милиции, навыки «бывших» оказались необходимы молодому государству. Спиридонова попросили научить бойцов Красной армии и милиционеров приемам рукопашного боя, чтобы те могли обезвреживать преступников. Предварительно, вежливо настояли снять с груди нательный крестик, Спиридонов подчинился. Потом, в 1936 году, попросили выиграть Спартакиаду, и в частности, соревнования с немцами. А в помощь призвали Ощепкова – человека, который сразу вызвал в Спиридонове массу противоречивых чувств: уважение, зависть, ревность. Спокойный, вальяжный, расслабленный, тихо говорящий, одетый с иголочки, в шляпе, он не терял аристократических манер даже посреди тотального хаоса.

Добрая толика фильма посвящена конфликту двух выдающихся идеологов спортивной борьбы. Виктор проповедовал идею самообороны путем нанесения противнику максимальной боли, при этом не гнушался приемами удушения, ломания рук и ног, ударов в пах – всего того, что помогало ему брать банды преступников. Методы Василия заставляли менять мозг, он воспитывал в учениках уважение к сопернику и акцентировал внимание на том, что побеждать нужно прежде всего самого себя – а для этого тщательно изучать возможности тела. Мытье полов в растяжке, бег, похожий на замысловатый танец, – для разогрева мышц – все это было новаторским, неизведанным, шокирующим. В его секцию записывались все желающие, включая женщин. Спиридонова все это жутко бесило, он подсылал своих учеников, чтобы те докладывали ему о плане тренировок конкурента. Но один из учеников – Толя Харлампиев, бывший циркач, ушедший в преступную банду, обносившую склады, а потом поступивший на службу в милицию, — отказался доносить и полностью принял концепцию Ощепкова.

Антон Вохмин и Дмитрий Павленко в фильме «Легенда о самбо»

Ученики обоих мастеров выглядят в фильме как отряды мстителей в марвелловских комиксах – каждый странный, каждый с судьбой. Чего стоит богатырь Люба, язычник, спасший когда-то крупного чиновника и попросивший у него в качестве вознаграждения возможность никогда не стричь волосы – ибо в них вся его сила.

Противостояние двух школ, конечно, должно по законам жанра закончиться эпическим боем двух основателей – и он в фильме происходит. Сцена битвы Ощепкова и Спиридонова под музыку труб заставит вас улыбнуться и вспомнить «Убить Билла» и еще много всего. Композитор Сергей Соловьев, как и в «Красном призраке», продолжает вдохновенно осваивать подражание саундтрекам тарантиновских шедевров. Битва титанов закончится дружбой, которая принесет много общей пользы, два выдающихся борца разработают и тактику боя, и приемы, которые затем разовьет Анатолий Харлампиев в то, что мы сегодня называем самбо.

Судьбы главных персонажей окажутся трагическими – и Ощепков, и Спиридонов попадут под молох репрессий. Ощепкова арестуют в 1937-м; в Бутырке он, 38-летний, и умрет. Спиридонов успеет с наступлением Великой Отечественной войны обучить рукопашному бою бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД и умрет в 1944 году от рака легких в возрасте 62 лет – он был страстным курильщиком. Но это уже, ка кпринято говорить, другая история. В фильме Богатырева Спириднов показан достаточно одиозным человеком, не раз за жизнь совершившим сделку с совестью – мы ведь помним снятый нательный крестик? Время было тяжелое, каждый выживал как и умел, но ел наш герой себя поедом, потому что все про себя понимал.

Дмитрий Павленко, Алексей Шевченко и Вольфанг Черни в фильме «Легенда о самбо»

Актеры, играющие главные роли, хороши как на подбор. Дмитрий Павленко отлично справляется с образом мятежного сухаря Спиридонова. Алекею Шевченко по традиции удалась роль коварного искусителя – чекиста, иезуитски использующего талант двух гениев ради одному ему понятной цели. Характерен один из эпизодов фильма, в котором этот чекист пытается заставить Ощепкова написать донос на Спиридонова. «Мы с вами люди, меняющие историю», — вкрадчиво убеждает он Василия. «Я живу так, чтобы после моей смерти ничего не изменилось», — стойко ему отвечает Ощепков, видимо, озвучивая парадигму политических взглядов самого Богатырева.

Роль Ощепкова досталась Вольфангу Черни. Двухметровый красавец, скульптурный шедевр, а не человек, он в этом фильме немного играет в Юру Борисова: лучистый взгляд, обаятельная улыбка, одухотворенность и … лысина.

Вот эта лысина – самое уязвимое пятно фильма. Сделанная на компьютере она выглядит чудовищно неправдоподобной, заставляя на нее все время отвлекаться. Неужели нельзя было упросить актера побриться?

Вольфанг Черни в фильме «Легенда о самбо»

Исполнитель роли Харлампиева Антон Вохмин горяч, обаятелен и способен привносить в сюжеты комическую линию. Он занимался профессионально дзюдо и все трюки в фильме делал сам. И хотя он говорит, что видит все свои огрехи в картине и то, что «шито белыми нитками», это довольно запоминающаяся роль, за которой, надеемся, последуют и остальные.

«Легенда о самбо» — фильм, напитанный референсами, в нем угадывается влияние и картины Александра Митты «Гори, гори моя звезда» — о становлении театра посреди Гражданской войны, и незабвенный маскулинный «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, и много раз упомянутый тут Тарантино (хотя Богатырев считает, что многие тарантиновские приемы использовались в советской классике еще до Тарантино – пример – диалог Бондарчука и Тихонова в «Они сражались за Родину»). При этом «Легенда о самбо» абсолютно самобытная картина с лихим сюжетом, оригинальной авангардной формой, напичканная смыслами и вместе с тем приключенческая. Фильм оживляет страницы нашей истории ровно так, как и надо делать сегодня – без банальщины и нравоучений. Так что рекомендую всем осенью сходить на этот фильм в кинотеатры.

Смотрите фильм «Легенда о самбо» в кинотеатрах с 16 ноября
Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: Кадры из фильма
15:52, 30.08.2024

Шоколад, любовь и семейные тайны: 5 причин посмотреть знойную теленовеллу «Какао»

2 сентября на телеканале viju TV1000 новелла выходит новый португало-бразильский сериал «Какао».

Главная героиня теленовеллы — молодая девушка Какао, которая живет на бразильской ферме. В детстве она переехала туда с родителями, и с первых минут сериала становится ясно, что тема ее семьи полна тайн. Талантливая и амбициозная Какао мечтает стать шоколатье, но недостаток денег мешает ей достичь цели. Когда финансовые трудности вынуждают близкого ей человека раскрыть давнюю семейную тайну, это приводит к цепи интриг и конфликтов, связанных с наследством богатого родственника из Португалии.

Легенда о самбо (2023)

«Легенда о самбо» — российская биографическая драма от создателей «Красного...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
В прошлом году исполнительница хита «Ветер с моря дул» потеряла любимого мужчину.
ОБЗОР
Рассказываем, кто из магов и ясновидящих принял участие в первом выпуске, и кого посчитали лучшим.
НОВОСТЬ
Певица рассказала, кто помог ей выбраться из депрессивного состояния.
ОБЗОР
Рассказываем, что творилось на съемочной площадке второй главы комедийного проекта и что нас ждет в продолжении.
Татьяна Тур призналась Филиппу Киркорову в любви
С невестой? Филипп Киркоров вышел в свет с Татьяной Тур
Филипп Киркоров пришел с Тимуром Хайдаровым на премьеру фильма «Легенда о самбо»
Александр Ф. Скляр и группа Ва-Банкъ в День учителя выпустили клип на песню из фильма «Легенда о самбо»
Анна Михалкова ищет дочь Карины Разумовской. Рецензия на сериал «Трасса» 13:46, 06.09.2024
Павел Прилучный метит в высшую лигу. Рецензия на третий сезон сериала «Жизнь по вызову» 14:11, 03.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через