Читайте нас в Telegram
12:05, 04.08.2023

Памяти Ирины Мирошниченко: сложный характер, потрясающая красота и трагическое одиночество

Обозреватель «Вокруг ТВ» делится личными впечатлениями от встреч с актрисой, ушедшей от нас на 82-м году жизни.

Ирина Петровна всегда гордилось тем, что она коренная москвичка. У нее даже в репертуаре была песня с таким названием. Но когда актрису за какую-то ее « нездешнюю» красоту сравнивали с француженкой, конечно, ей это льстило. Она с детства учила французский язык, и как рассказывала, в обиходе их семьи была склонность ко всему французскому: кино, литература эстрада. «Наша Ира станет переводчицей и поедет в Париж!» — мечтали родители.

Но Мирошниченко поступила в Школу-студию МХАТ, где французский язык ей пригодился: она брала в театральной библиотеке парижские журналы, рассматривала фотографии, изучала, как выглядят французские актрисы, какие у них прически, выражение глаз, как накрашены, и впитывала все, как губка. Макияж она всегда наносила себе сама, шутила, что могла бы работать визажистом, даже одно время вела на телевидении передачу «Визаж». А женщины страны, подражая «самой красивой блондинке советского экрана», рисовали стрелки на глазах, как у нее — это называлось «накраситься под Мирошниченко».

НОВОСТЬ
Победительница 16-го сезона шоу «Битва экстрасенсов» рассказала о своем даре.

Мне довелось видеть Ирину Петровну без макияжа, вообще без грамма косметики на лице. Уже в немолодом возрасте (дело было в 2006-м году) она выглядела какой-то нереальной красавицей. Мирошниченко тогда проходила обследование в частной клинике, неделю-другую должна была провести в стационаре, и, видимо, чтобы там скоротать время, охотно откликнулась на мою просьбу об интервью и предложила встретиться в больничной палате. Я прочитала, что она любит свежевыжатый грейпфрутовый сок, но в магазинах, попадавшихся по пути, свежевыжатого не было, и чтобы не явиться с пустыми руками, пришлось купить сок в стекле. Уже в палате я запоздало спохватилась, все-таки концентрат есть концентрат, хоть в стекле, хоть в чем: «Вы, наверное, такой не пьете?». Ирина Петровна улыбнулась: «Как раз такой я больше всего и люблю, спасибо!». И я ей даже поверила, когда она меня обняла для убедительности в благодарность за внимание. Такой примерной пациентки, как Мирошниченко, надо было еще поискать. С докторами и медсестрами, время от времени заглядывавшими в палату, Ирина Петровна разговаривала, как послушная ученица. Мне к чаю достала из тумбочки зефир с пастилой, принесла из холодильника, стоявшего в коридоре, банки с вареньем, попутно объяснив: «Там свое варенье оставила, чтобы девчонки-медсестры тоже могли пить с ним чай».

Ирина Мирошниченко

Прошло не так много времени, как Ирина Петровна похоронила маму Екатерину Антоновну, которая скончалась на 93-м году жизни. «Почтенный возраст, конечно, я все понимаю, — говорила она, — но, видимо, боль утраты оказалась сильнее чувства реальности, потому что я не могу смириться. В нашей семье все любили друг друга, но с мамой у меня с самого рождения установилась какая-то особенная связь». Екатерина Антоновна в юности мечтала быть актрисой, но обстоятельства помешали, и она всю жизнь работала в Москонцерте массовиком-затейником. «Мама всегда рано вставала, долго красилась перед работой, делала прическу, потом будила меня, целовала, подавала мне в постель чашечку с какао и обязательно бутерброд с плавленым сыром, который только-только появился в послевоенной Москве», — вспоминала Ирина Петровна. Жили вчетвером в девятиметровой комнате «коммуналки» на Тверском бульваре, куда родители умудрились вместить пианино, чтобы дочь занималась музыкой. Старшему брату Ирины из-за тесноты приходилось спать в общем коридоре. «Рудик – сын мамы от первого брака, она назвала его в честь своего кумира Рудольфо Валентино, я еще удивляюсь, как его отец согласился на экстравагантное имя для советского мальчика Рудольф, да еще в сочетании с отчеством – Иванович, — пожимала плечами Ирина Петровна. — Отец Рудика Иван Игнатьевич Толпежников занимал высокий пост, и до того, как попал под репрессии, наша коммунальная квартира целиком принадлежала ему. А мой папа Петр Исаевич прошел всю войну, вернулся с фронта в орденах, тепло относился к Рудику. Мы жили небогато, но Рудик помнил и другие времена, когда за его отцом подавали машину, ему разрешали посидеть за рулем, катали по Москве, он рано решил зарабатывать деньги, устроился водителем в «Известия», крутил «баранку» до конца своих дней, но в семье по этому поводу не комплексовали. Теперь уже никого из моих родных нет в живых…». Рудольф Иванович умер в 1985 году.

Ирина Мирошниченко

Чтобы увидеть Париж, Ирина собиралась поступать в МГИМО. В школе занималась во всевозможных кружках, в том числе и театральной студии. «Там начинал работать изумительный пантомим Илья Рутберг, и я была одной из первых его пантомимисток, — вспоминала Ирина Петровна. – Там пробовал себя в режиссуре будущий ведущий передачи «Что? Где? Когда» Владимир Ворошилов, я играла в его спектакле «Бесприданница» Ларису». В итоге Мирошниченко решила поступать в Школу-студии МХАТ, где на одном из прослушиваний читала стихи и басню недавним выпускникам – Владимиру Высоцкому и Геннадию Яловичу. Те пропустили абитуриентку на следующий тур, но посоветовали сменить программу. «Мне это после каждого тура советовали, и я готовила новый репертуар, но главное – поступила», — заключила Ирина Петровна.

Ирина Мирошниченко

В годы учебы она дебютировала в кино в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Студентам театральных вузов это категорически запрещалось, но Мирошниченко рассудила так: небольшой эпизод, несколько слов, сказанных ее героиней с экрана, да кто заметит? Но не тут-то было! Ее едва не исключили из Школы-студии, созвали собрание, где разбирали возмутительное поведение второкурсницы, она каялась, к счастью, удалось отделаться строгим выговором.

Ирина Мирошниченко в фильме «Я шагаю по Москве» с Никитой Михалковым и Любовью Соколовой

Обещание обходить кинематограф до того, как получит диплом, студентка Мирошниченко не сдержала. В перерывах между лекциями она иногда заглядывала в «Националь» выпить кофе с пирожными. «Я была замужем за драматургом Михаилом Шатровым, деньги водились, и я могла себе позволить», — поясняла Ирина Петровна. И вот как-то сосед по столику начал ее пристально разглядывать. Она стала подносить чашку к губам таким образом, чтобы было видно обручальное кольцо, мол, незачем строить ей глазки. Потом ушла и даже не обернулась. А вечером ей позвонили и пригласили на пробы в картину «Андрей Рублев», и уже на киностудии выяснилось, что режиссер Андрей Тарковский оказался тем самым соседом по столику из «Националя». По его словам, он наблюдал за девушкой напротив и думал: «С такого лица надо писать иконы». Студентка Школы-студии МХАТ опять нарушила запрет, сыграв у Тарковского роль Марии Магдалины, но проблем с учебой не возникло, потому что фильм «Андрей Рублев» вышел на экраны, когда она уже завершила учебу.

Ирина Мирошниченко в фильме «Андрей Рублев»

«А как Тарковский понял, где вас искать?», — спросила я. Она ответила: «Могу только предполагать. Я же у Данелии сыграла сестру героя Никиты Михалкова, а Тарковский был дружен и с Андреем Кончаловским, и со сценаристом картины Геннадием Шпаликовым, они могли вместе смотреть фильм, где я ему запомнилась. Кстати, как-то, возвращаясь после занятий домой, встретила Андрея Кончаловского на улице, он хитро улыбнулся: «Я вас знаю, вы моего брата в фильме назвали идиотом, и правильно сделали». Потом я снималась в картине Андрея Сергеевича «Дядя Ваня», сыграла Елену Андреевну. «Мирошниченко не выглядит смешно за роялем», — объяснял выбор актрисы на эту роль режиссер, конечно, мне было приятно».

Ирина Мирошниченко с Сергеем Бондарчуком в фильме «Дядя Ваня»

Ирина Петровна трижды была замужем. Ее вторым супругом стал литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс, она снималась в его фильме «Это сладкое слово – свобода», роман случился в период работы, она еще была замужем за Шатровым, но новый брак оказался недолгим: Ирине посыпались предложения о работе, Жалакявичюс простаивал, злился — банальная ситуация для творческих семей. А третьим мужем стал партнер по МХАТу (в то время еще не разделившемуся) Игорь Васильев, но и этот союз распался. Подробностями личной жизни она всегда категорически отказывалась делиться, разве что могла сказать пару общих фраз. Но признавалась, что ради ролей решалась на аборты и жалеет о несостоявшемся материнстве. Когда совсем молодой, в браке с Михаилом Шатровым впервые забеременела, начала мучиться токсикозоv, а тут предложение сняться в кино, тоже первое. "Миша сказал: «Иди, делай аборт и работай»". Ситуация повторилась и в браке с Васильевым, семье нужны были деньги, да и мама говорила, что успеет потом. Не успела… А ее роман с Олегом Ефремовым, о котором известно лишь со слов коллег по театру и очевидцев событий, комментировать отказывалась наотрез. Мне она свою позицию объяснила просто: «Не считаю нужным, да и представляю, как буду при этом глупо выглядеть, нет, не хочу!».

Ирина Мирошниченко и Андрей Кончаловский на съемках фильма «Дядя Ваня»

Первую машину «Жигули» она купила еще в конце 70-х, а до этого окончила курсы вождения. По городу ездила в обтягивающих водолазках, джинсах, мини-юбках и на высоченных каблуках. Но в театре, где ее партнершами были Пилявская, Степанова, Тарасова, Андровская, Георгиевская в таком виде появляться не смела. «Останавливалась во махтовском дворике и переодевалась прямо в салоне во что-нибудь поскромнее», — делилась Ирина Петровна. Одной из первых работ Мирошниченко на прославленной сцене стала Ольга из «Трех сестер», а младших сестер играли актрисы, гораздо старше ее. Позже в этом спектакле ей досталась роль Маши, а со временем она стала играть главные роли во всех чеховских пьесах, стоявших в репертуаре. «А поначалу многие режиссеры почему-то видели во мне учительницу, Ольга ведь тоже работает учительницей, хотя в жизни мне не свойственны менторские интонации, — отметила Ирина Петровна. – Но в театре и кино я что только не преподавала, даже хитрологию в лисьей школе в картине Леонида Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный». Помню, приезжаю на пробы в Минск, захожу в павильон и вижу много-много рыжих мальчиков и девочек, и среди них тогда еще маленькие Ксения и Полина Кутеповы. Тогда меня осенило: дама по хитрологии – она не может быть рыжей, как все, она должна быть шикарной черно-бурой лисой. Режиссер мою идею одобрил, мол, знал, кого приглашать на эту роль».

Ирина Мирошниченко

Ирина Петровна уверяла, что до сих пор, выходя на сцену, боится забыть слова. Был у нее в юности такой случай на съемках передачи «Театральная гостиная», где артисты собирались в ВТО после спектакля, говорили о творчестве, читали, пели. В один из выпусков пригласили Мирошниченко. Сначала выступали мэтры, потом молодежь, и вот, наконец, Михаил Яншин передал микрофон Ирине. «Я рассказываю про спектакль «Три сестры», про Чехова, начинаю петь песню из репертуара Эдит Пиаф, дохожу до припева и встречаюсь взглядом с молодым человеком, — вспоминала Ирина Петровна. – Выглядел он так: длинная челка, нос с горбинкой, огромные зеленые глаза. Сидит и насмехается надо мной. Я теряюсь, и все слова вылетели у меня из головы. «Ой, забыла…», — услышала я свой голос, а потом истеричный крик режиссера. Тогда ведь передачи было монтировать не на чем, пришлось снимать сначала. Сижу, поникшая, слушаю по второму кругу мэтров и представляю, как все меня тихо ненавидят, а обладатель огромных зеленых глаз уже откровенно надо мною насмехается. Когда очередь вновь до меня доходит, запрещаю себе поворачиваться в его сторону, но потом думаю: «Да кто он такой, чтобы я его боялась!». Весь последний куплет смотрю на него с презрительным недоумением, и уже он смущается, ерзает на стуле, опускает голову. А дальше ему выступать пора. Ведущий объявляет: «Геннадий Хазанов!». Сейчас у нас с Геной прекрасные отношения, я бывала у него в гостях, мы с ним даже вели концерт, я выходила на сцену с загипсованной рукой после очередного перелома».

Ирина Мирошниченко в коллегами по труппе МХАТа

Сколько раз Ирина Петровна ломала руки и ноги, я, слушая ее, сбилась со счета. Даже сценарий фильма «Вам и не снилось» актрисе прислали в больницу, где она лежала с переломами после автомобильной катастрофы. И расстроилась, когда ей предложили сыграть роль мамы десятиклассницы. Даже упрекала режиссера Илью Фрэза: «Елки-палки, я еще такая молодая, могу играть героинь любовных романов, а вы меня уже списываете!». Текст согласилась прочесть из вежливости, думала, там мама будет воспитывать дочь и ворчать. «А оказалась история о первой любви, и я представила эту девочку, и участие моей героини в ее судьбе, и возрастная роль меня уже нисколько не пугала», — сказала Ирина Петровна.

Ирина Мирошниченко с Татьяной Аксютой в фильме «Вам и не снилось»

Мы проговорили с Ириной Петровной несколько часов, я засобиралась уходить, боясь опоздать на метро. Мирошниченко принялась настойчиво вручать мне упаковку зефира: «Поздно, у вас дома все уже, наверное, спят, зачем лишний раз греметь ящиками на кухне? Попьете чаю и ляжете стать, а завтра снова приезжайте, я еще многого вам не рассказала». Она вышла проводить меня до лифта. В холле за столом дремала дежурная. Ирина Петровна приложила палец к губам: «Тише! Я она устала за день, говорим шепотом и идем на цыпочках». Такое заботливое отношение к людям, конечно, не могло меня не расстрогать, и, я думаю, не только меня.

На другой день мы опять проговорили несколько часов, но в этот раз мне показалось, что она несколько расстроена. И я угадала. В каком-то городе сорвалась встреча из-за болезни Мирошниченко. Незадолго до моего приезда Ирине Петровне позвонили организаторы встречи, и ей пришлось выслушать гневную отповедь о том, сколько проблем у них возникло из-за переноса мероприятия. «Когда люди в таком взвинченном состоянии, им бесполезно что-то объяснять, в чем-то переубеждать, надо дождаться, пока выпустят пар, иначе бесполезно, так мы и не смогли нормально договориться». Я еще подумала: «Какой дельный совет, надо взять на заметку», но, видимо, урок усвоила плохо.

Ирина Мирошниченко

Текст интервью, отправленный Ирине Петровне по электронной почте, ее вполне устраивал, но она предупредила, что будут правки, и для этой цели пригласила домой на улицу Чаянова. Когда я приехала, она снова была не в настроении, и зефиром не угощала. По правде сказать, лучше бы я ее такой не видела. Она распекала консьержку за нерасторопность, а помощниц еще за что-то, но в чем они провинились, из ее речи было не понять. Правильнее было бы дождаться, когда Ирина Петровна переведет дух, но я зачем-то встряла в конфликт, вступилась за ее помощников, и на этом наше сотрудничество с Мирошниченко закончилось. Консьержка, провожая меня, только пальцем у виска не крутила: «Тоже мне, нашлась заступница. Они там сейчас начнут друг у друга просить прощение, Ирина Петровна примется в знак примирения раздаривать наряды и косметику, но мы все ее любим не за это, Мирошниченко много добра нам сделала».

Ирина Мирошниченко

А спустя год мы в редакции готовили материал к юбилею Александра Калягина и собирали поздравления коллег по театру и кино. Обратиться к Ирине Петровне поручили мне как автору интервью с именинником. По голосу в телефонной трубке Мирошниченко (с ее-то абсолютным слухом и феноменальной памятью) меня узнала сразу. Но от идеи была в восторге: «Надо сказать про Сашу? Да с удовольствием, записывайте!». И выдала такую проникновенную речь, столько забавных и трогательных моментов! А я… забыла включить диктофон. Писать по памяти не решилась, чтобы не напутать, и снова позвонила Ирине Петровне. Она отчитала меня за безалаберность, все больше и больше раздражаясь, но потом обнадежила: «Сейчас мне нужно играть спектакль, а поздно вечером звоните, снова все скажу, но только из уважения к Саше!». Да я уже и так поняла, что не ко мне… После спектакля Ирина Петровна пребывала в благостном расположении, даже посетовала на себя за раздражительность, мол, всякое случается, и она могла бы отнестись с понимаем, снова сказала проникновенную речь, настроена была поболтать, рассказала, сколько цветов ей подарили, поделилась рецептом какого-то полезного салата. У нее тоже близится летний юбилей – 65 лет, и она неожиданно предложила сделать с ней интервью к этой дате. Я напомнила, чем закончилась наша предыдущая история, а Ирина Петровна ответила: «Давайте друг друга простим и все забудем! Приезжайте ко мне на дачу в Красногорск, там так здорово, и я столько уже варенья сварила!».

Ирина Мирошниченко с Мариной Зудиной

Дачей тогда Ирина Петровна называла маленький домик под Красногорском, который она арендовывала долгое время. Это была старая деревянная избушка, но внутри актриса сделала дизайнерский ремонт. Привела в порядок участок, где выращивала ягоды и цветы. Здесь любила проводить теплое время года Екатерина Антоновна, собственно, для нее Мирошниченко изначально и сняла этот домик, а потом сама привязалась к месту. Ирина Петровна опять много и тепло вспоминала маму, что-то разрешила взять из неопубликованной беседы, делилась планами. Но мне почему-то отчетливо запомнился такой момент. Обычно на вопросы журналистов о том, почему в последние годы редко появляется на экране, Ирина Петровна отвечала, что она, прежде всего, театральная актриса, а кино у нее на втором месте. И мне в прошлый раз так ответила. Но теперь с грустью сказала: «Нет предложений, а сама не напрашиваюсь, решила, что дождусь, а если не случится, то переживу». Согласование интервью обошлось без эксцессов, Ирина Петровна подарила мне туалетную воду, а, получив журнал с интервью, звонила и благодарила за хороший текст.

Ирина Мирошниченко в спектакле «Моя дорогая Матильда»

А когда близился 75-летний юбилей Мирошниченко, я снова предложила сделать ей интервью. Ирина Петровна не возражала, но встречу постоянно откладывала, ссылаясь на занятость: «Пока посмотрите мои спектакли, чтобы у нас было больше тем для беседы». А в день спектакля присылала подробную эсэмэску с указанием, где взять приглашение на два лица, и даже адрес указывала: Камергерский переулок, дом 3. Так я несколько раз увидела ее в постановках «Моя дорогая Матильда» (бенефис Мирошниченко) и «Мушкетеры. Сага. Часть Первая», где она играла Королеву. Наконец Ирина Петровна согласилась встретиться. Пригласила на улицу Чаянова, но не в квартиру на втором этаже, а помещение на первом, оборудованным кухней, душем и санузлом. Как я потом узнала от сведущих коллег, там она теперь принимала журналистов. И опять к чаю на столе были зефир и пастила. Ирина Петровна кому-то звонила предупредить, что задержится. А нажав «отбой», сказала: «Что-то я долго красилась». Мне даже показалось, что она несколько переборщила с макияжем. С годами Ирина Петровна стала рисовать стрелки длиннее и толще, хотя, думаю, тонкие, как на фото, которые в моем детстве продавались в «Союзпечати», шли ей гораздо больше. Формат издания предполагал воспоминания актрисы о великих людях, с которыми ее сводила судьба, но она неохотно поддавалась на уговоры углубляться прошлое. Ирине Петровне было интересно, что в ее жизни происходит здесь и сейчас: концерты, подготовка к предстоящему юбилею, путешествия. Париж, как мечтали ее родители, она увидела, и не один раз, и кроме Франции еще много где побывала. «А лучший отдых для меня – это круиз, — поделилась она. — Кстати, я выяснила, кем была в одной из прошлых жизней: во-первых, мужчиной, во-вторых, норвежцем, в третьих коком на корабле. Ни в какое переселение душ я не верю, но представить себя поваром в плавании мне показалось забавным. К тому же, я, действительно, хорошо готовлю». И вот Мирошниченко засобиралась уезжать. Понятно, что первые «Жигули» она давно сменила на автомобили класса «люкс». Я вспомнила, что раньше Ирина Петровна всегда обходилась без водителя. И спросила: «А сейчас?». Ирина Петровна заверила, что шофер ей по-прежнему не нужен, она, коренная москвичка, знает столицу, как свои пять пальцев, особенно центр города. «И куда бы я ни направлялась, при малейшей возможности выстраиваю свой маршрут так, чтобы оказаться на Тверском бульваре, проехать мимо дома, где мы когда-то жила с родителями и братом в коммуналке, и на тех девяти метрах было столько счастья, которое уже не повторится».

Ирина Мирошниченко с Никитой Михалковым

А предложений в кино Ирина Петровна дождалась, но обидно мало. За прошедшие 15 лет в ее фильмографии заявлено всего два проекта – «Зимняя вишня-4» (в производстве) и «Мы из джаза-2» (не был завершен). Последняя картина с участием Мирошниченко «Капитанские дети» вышла в 2006-м году. «Самое интересное, что там я сыграла актрису, которая тоже играет Аркадину в «Чайке», — отметила она забавное совпадение еще в нашу встречу. Помню, я тогда спросила: «А если представить театральную энциклопедию будущего века, какую подпись вам бы хотелось прочесть под своим портретом?». Ирина Петровна сформулировала так: «Актриса МХТ имени Чехова, сыгравшая восемь героинь в пьесах Чехова, написанных Чеховым для этого театра и прославивших этот театр».

Читайте также:

78-летняя Ирина Мирошниченко была госпитализирована с пневмонией

79-летняя Ирина Мирошниченко призналась, что не жалеет об аборте от первого мужа

Стало известно, как будет делиться многмиллионное наследство Ирины Мирошниченко

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: global look press, соцсети

Ирина Мирошниченко

Советская и российская актриса, певица, народная артистка РСФСР (1988).

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
В последний месяц лета на экраны выйдет немало многообещающих проектов.
НОВОСТЬ
Звезда шоу «Дом-2» с женой воспитывают маленького Леона.
ОБЗОР
Прилучный не первый, кто решил отсудить отпрысков у бывшей супруги.
Звезда фильма «Вам и не снилось» Татьяна Аксюта рассказала о последних днях жизни Никиты Михайловского
Коллеги Ирины Мирошниченко рассказали о ее романе с Андреем Кончаловским
Стало известно, что перед смертью Ирина Мирошниченко говорила подруге - дни ее сочтены
Невосполнимые потери года: кто из звезд умер в 2023-м
Российские и зарубежные сериалы августа 2024 года: что обязательно стоит смотреть 19:24, 02.08.2024
Попались на измене: звездные пары, распавшиеся из-за неверности мужей 14:44, 02.08.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через