Фестиваль «Маяк», 3-й конкурсный день: как победить одиночество, енотов и чуму
Киносмотр представил фильмы Любови Мульменко, Алексея Федорченко и Дмитрия Давыдова.
В Геленджик подвезли «тяжелую артиллерию» — картины режиссеров, увенчанных всевозможными наградами и регалиями.
За 40-летним Дмитрием Давыдовым закрепился статус режиссера, много сделавшего для формирования такого понятия, как якутский феномен. Автор «Пугала», соавтор альманаха «Ыт» (совместно со Степаном Бурнашевым), он чрезвычайно плодовит, но уже заставляет ждать каждый свой проект.
Чума на оба ваших дома
Собираясь снимать конкретно этот фильм, режиссер с продюсером Анатолием Сергеевым задумались: что может наступить после ковида? И пришли к однозначному выводу – «Чума». Действие картины с таким названием происходит в якутском поселении. Край суровый, молчаливый. Именно здесь живут рядом друг с другом двое мужчин, двое отцов-одиночек. Иван – добрый и мягкий человек, строящий лодки. Его может обмануть, кто угодно – не заплатят заранее оговоренную сумму, а он и стерпит, не станет скандалить, покорится. А вот Влад не таков: он сам, кого угодно прогнет, накажет. Оба воспитывают сыновей-ровесников, у обоих нет жен, но мужчины приноровились справляться с бытом. Им бы сблизиться, да решать проблемы сообща — но нет.
Кадр из фильма «Чума»
Влад, видя мягкость Ивана, всячески этим пользуется, «наезжает» на него и абьюзит. Не видя «ответки», распоясывается еще больше — сжигает лодку соседа, избивает. Сын Ивана Тарас разочарован в отце до такой степени, что отказывается подать ему пресловутый стакан воды, когда тот заболевает. «Лучше бы ты умер, а не мама», — в средцах бросает он отцу. Зато мальчику нравится дерзость и самоуверенность соседа, и он начинает тянуться к нему. Помогает с лесозаготовками, с бытом. Жилистый, подвижный, в нем словно гены Тихона, который постоянно отжимается, держит себя в спортивной форме. И Тихон начинает ковать из соседского мальчишки копию себя. А вот на собственного сына он уже рукой махнул: рыхлый, неуклюжий тот совсем не оправдывает его надежд. «Слабак! Что сидишь, Северное сияние ждешь?», — издевается он над периодически зависающим Кимом. Подросток страдает: ему совсем не хочется демонстрировать силу, и он скучает по матери, у которой отец его забрал при разводе. И однажды этот маленький человечек решится на бунт – уйдет к Ивану и начнет ему помогать. История получит неожиданную развязку: Иван не без помощи Кима ворвется к Владу и изобьет его. И окажется, что против силы есть еще большая сила, и что жестокость заразительна, как чума.
В этом мужском мире нет места женщинам — ни одна из них так и не появится в картине. Женщины тут не выживают, одна надежда — на молодых. Смогут ли они остановить эпидемию насилия, увидят ли Северное сияние в конце тоннеля? Фильм снят скупо, сдержанно, но типажи настолько утрированы, что бытовая история оборачивается притчей.
Сказка о дровосеке и балерине
38-летняя Любовь Мульменко за какие-то десять лет прошла путь от журналиста, сценариста к режиссеру. Три ее сценария, написанные для фильмов Наталии Мещаниновой, Оксаны Бычковой и Нигины Сайфулаевой, участвовали в программах Роттердамского фестиваля и Кинотавра. Для картин «Разжимая кулаки» и «Купе номер 6», представленных на Каннском фестивале, она писала диалоги. Ее режиссерский дебют «Дунай» вызвал неоднозначные оценки критиков. Но вот участвующий в конкурсе «Маяка» фильм «Фрау» вызвал, пожалуй, самую живую за все фестивальное время реакцию в зале – был и смех, и долгие овации.
Интригующее название объясняется очень просто. Главный герой этой истории странноватый молодой человек Ваня (Владик Королев), работающий в магазине «Охотник и рыболов», называет «фрау» всех женщин, которые ему нравятся. Поначалу он мечтает о фрау из столовки, которая подает ему вкусный ромштекс. Но потом переключается на фрау Кристину – балерину Пермского театра. Ваня считает одиночество смертным грехом и даже отправляется в храм, с тем чтобы обратиться к святой: «Уважаемая Матрона, помоги мне жениться»… И уважаемая Матрона поможет. Почти.
Кадр из фильма «Фрау»
У Кристины (Елизавета Янковская) жизнь сложная: между выступлениями в спектакле «Жизель» она крутит фуэте с сильно женатым пьющим доктором (всегда прекрасный Алексей Розин). Разводиться эскулап не собирается, он даже на ночь с балериной не остается – и так уже два года. Устав от неопределенности, видя одинокую несчастливую жизнь собственных мамы и бабушки, она – то ли назло доктору, то ли от отчаяния, падает в объятия первому встречному – Ване. Кристина понимает, что он чудик, но ведь какой обаятельный? Живет в бабушкиной квартире, не меняя в ней интерьера, ходит по улицам со спрятанным топором, увлекается всем, что связано с Тилем Уленшпигелем, дарит то синие васильки, то красные, а еще пишет Ледяную сказку, которую хранит, естественно, в морозильнике. В этой сказке рыцарь на белом коне спасает прекрасную девушку. И Кристина на какой-то момент тоже почувствует себя спасенной. Она переедет к нему с плюшевым тигром и двумя чемоданами. Но очень скоро выяснится, что жизнь без любви, а из необходимости быть с кем-то в паре, не приносит радости никому. «Я соскучился по себе одному», — напишет странный Ваня, и Кристина его поймет: терпеть ничего не надо – эта мысль рефреном проходит по всему фильму. У этой картины счастливый финал: (ДАЛЬШЕ БУДЕТ СПОЙЛЕР!) герои не поженятся. Любовь Мульменко внушает зрителю мысль: можно найти гармонию в самом себе – необязательно размножаться в неволе.
Кадр из фильма «Фрау»
В фильме «Фрау» отличные диалоги и объемные, хорошо прописанные персонажи – это абсолютно зрительское кино, в котором многие узнают себя. Любовь Мульменко, определенно, уже очень зрелый режиссер, за работами которого теперь надо внимательно следить.
Про енотов и людей
Алексей Федорченко возвел жанр псведодокументального кино на недосягаемую высоту. Его «расследование» «Первые на Луну», помнится, шокировало космонавтов, а психоаналитический детектив «Последняя «Милая Болгария» — агрономов. Конечно, были у режиссера и невероятно поэтичные картины «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари», удостоенные наград международных фестивалей. Но последняя лента «Новый Берлин», попавшая в программу «Маяка» за день до его открытия, возвращает зрителя в будоражащий жанр мистификаций.
Начинается картина абсолютно реалистично: режиссер Марина Разбежкина проводит занятия со студентами Школы документального кино и попутно рассказывает Федорченко о своем слушателе — обрусевшем немце Викторе Шауфлере. Он пришел в Школу вслед за дочерью Бертой, которую никуда не отпускал. Но если девушка фонтанировала идеями, то отец ничего креативного предложить на занятиях не мог. Но однажды он принес реальную историю своей семьи, которая показалась Разбежкиной интересной: его тетя — тоже Берта — была вывезена из Колумбии в 1956 году вместе с остальными немецкими девушками на корабле. Судно сгинуло, и о судьбе несчастных никто ничего так и не узнал. Отец и дочь Шауфлеры с благославения Разбежкиной решают снять по этой истории фильм и отправляются в Колумбию.
Кадр из фильма «Новый Берлин»
Картина Федорченко делится на две главы – «Тайна пятисот пропавших девственнец» и «Енотовый город». В первой режиссер показывает, как Шауфлеры ведут расследование: находят родственников пропавших девственниц, опрашивают редких очевидцев событий. Версий исчезновения много — от Бермудского треугольника до тайной миссии на Кубе (девственницы-снайперши-де охраняли Фиделя Кастро). Следы исчезнувших путаются, и отец вынужден уехать из Колумбии во Францию и Германию. А дочь, увлеченная местным музыкантом, остается в Боготе на его концерт. А дальше она исчезнет – как те пятьсот девственниц.
Вторая часть фильма, в отличие от завораживающей, интригующей детективной первой, потребует от зрителей и терпения, и навыка в разгадывании метафор. Федорченко показывает загадочный мир, в котором обитают те самые пропавшие немки. Острожно, дальше будет СПОЙЛЕР! Отборные образцы, носители здоровых генов, они были переправлены в Антарктиду и послужили материалом для воссоздания нового поколения чистой расы. Теперь вместе со своими потомками они живут в бункере, спят в комнатках, похожих на кладовки. У них бурная культурная жизнь – они постоянно ставят замысловатые спектакли и фильмы. Но самое главное – они поклоняются енотам. Знамена, портреты, загар под ультрафиолетовой лампой, макияж, чтобы быть похожими на енотов… Кажется, обитателям этого мира все равно, какому культу поклоняться – Гитлеру, енотам – что бы они не делали, получается «новый Берлин» — фашизм и идея о чистоте нации. Фильм длится два часа и смотреть вторую часть — большой труд. Но в картину можно вкладывать самые разные смыслы (например, что «Ленин — гриб»), и этим развлекаться.
Фестиваль «Маяк» вышел на финишную прямую. Сегодня будет показан последний фильм конкурсной программы «Каникулы» Анны Кузнецовой, а также состоится церемония награждения победителей. Нам бы очень хотелось, чтобы победу одержали «Год рождения» и «Рыжий» — эти картины, на наш вкус, заметно выбиваются из общего фестивального контекста.
Читайте также:
Фестиваль «Маяк», 2-й конкурсный день: легко ли быть инопланетянином, женщиной, детдомовцем?
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Фрау (2024)
«Фрау» — российская мелодрама Любови Мульменко с Елизаветой Янковской и...
Читать