Читайте нас в Telegram
18:19, 02.02.2024
эксклюзив

Сериал «Цербер»: «Лев Зулькарнаев в роли Пушкина играл гениального раздолбая»

Интервью с режиссером исторического детектива Владимиром Щегольковым. Проект стартует на НТВ 4 февраля.

События четырехсерийной ленты разворачиваются в 1826 году в Санкт-Петербурге. Общество приходит в себя после жестокого подавления восстания декабристов на Сенатской площади. Идут аресты и поиски участников государственного переворота. На многих из них доносят. И вскоре доносчиков находят мертвыми. И всегда рядом с трупом записка со строчками из стихотворения Александра Пушкина.

Следствие ведет невероятный сыщик (Тимофей Трибунцев), больше похожий на существо, чем на человека: он принюхивается, пробует улики на вкус, прислушивается к звукам. А вскоре над ним ставят шефа, и расследование начинает вестись по двум направлениям. Пушкин в этом триллере тоже появится.

НОВОСТЬ
Предприниматель готов на все ради любимой женщины.

— Владимир, впервые «Цербера» нам показали на фестивале «Пилот». Если сравнивать тот вариант с нынешней версией сериала, кажется, не только добавилась компьютерная графика, но и вырезано несколько сцен? Вы хотели, чтобы проект обрел динамику и темп, присущие детективу?

— Скажем, это было пожелание и требование платформы Premier и канала НТВ: собрать более зрительскую историю, сделать ее более жанровой, более триллером. Режиссерская версия существует, и это драма.

— Вот как.

— Да, и она практически на целую серию больше — в ней пять эпизодов. А вариант, выходящий на НТВ, он продюсерский. Я не могу сказать, что я недоволен. Нет, он просто другой. Мне было интересно, как это все собралось.

— Если режиссерская версия, это драма, то о чем она? О поколении молодых людей, решившихся на протест?

— На самом деле о том же самом, просто подробнее и с большими оттенками. Эта драма не только о том поколении, это история столкновения. Можно даже красиво сформулировать: история про некий экзистенциальный выбор. Это история человека загнанного, который должен сделать очень трудный выбор — между своим, личным и долгом. Это история и про некое разрушение, потому что человек не всегда с таким выбором справляется. Между прочим, этот сериал еще и о Пушкине. Мы все больше и больше его впускаем в историю, и в финале он появляется, его играет Лев Зулькарнаев.

— Хорошо стартанул этот актер – и «Экспресс», и «Слово пацана», и Пушкин с Рахманиновым (сериал «Шаляпин»)… А вот вопрос: есть же давний спор среди пушкинистов — что было бы, если Пушкин все-таки вышел на Сенатскую площадь? Или по-вашему, специально не вышел?

— Мне кажется, в том-то и прикол, что не вышел. Для меня самое яркое понимание характера Пушкина состоит в том, что два его ближайших друга детства, Кюхельбекер и Пущин, затевая все это тайное общество, слова ему не сказали.

Лев Зулькарнаев в сериале «Цербер»

— Потому что они не хотели его подставлять? Или он болтлив был?

— Мне кажется, он был гениальный раздолбай, и мы такого Пушкина и делали. Мне кажется, ничего бы не было. Ну вышел бы он или не вышел бы — думаю, все равно все бы сказали, что шел мимо и вышел. Пушкин, видимо, не был политически осознанным человеком.

— А как же «оковы тяжкие падут…» — вот это вот все?

— Слушайте, ну гениальный чувак, у которого друзей посадили. Ну, конечно, он возмутился на тот момент. А дальше же была ода Николаю I и так далее. Пушкин про другое. Мне кажется, все люди, которых мы с вами видим в этой истории, включая императора, остались для нас просто современниками Пушкина. А сам Александр Сергеевич проделал мощное путешествие во времени. Они в пространстве остались, в том веке, он же пробился и идет во времени. Там другая глубина.

— Скажите с высоты сегодняшних времени и снятого материала: то, что произошло 14 декабря 1825 года, что это было? Борьба элит за власть? Или романтический порыв изменить ход истории? Либо мальчишеские игры в тайные общества? Либо опять же рука Запада – есть же популярные теории о том, что декабристы были масонами?

— Да нет, это не рука Запада. Мне кажется, что это история про то, как не случившиеся перемены приводят потом к тяжелейшим последствиям.

Кадр из сериала «Цербер»

— К 1917-му году прямо?

— Я думаю, что да. Я думаю, что к 1825-му назрело время проводить реформы. Николай I и по условиям, и по результатам его правления, мне кажется, был не талантлив. Поэтому он это время не почувствовал. Да, в выходе на Сенатскую было много мальчишеского, декабристы не очень, наверное, понимали, что делают. Это был чисто порыв. Никита Муравьев-Апостол уже отошел от этого всего, Пестель уже сидел. Серьезные идеологи и те люди, которые понимали «про что», в этом уже не участвовали. Это был порыв достаточно бессмысленный. Очень жалко солдат, которые при этом погибли. Мне кажется, само по себе это событие достаточно ни о чем, а вот некие тенденции, которые стояли за ним, были очень существенные. Они имели последствия дальше, дальше и дальше. Но клево, что в сериале нам об этом не надо было думать и рассказывать.

— Да, у вас все-таки исторический детектив, триллер. Но все герои реальные люди. Вы меня прям заставили проштудировать биографию графа Витта, не путать с Витте. Занятный человек!

— Да-да, и Каролина Собаньская, и Бошняк — исторические персонажи. У нас грандиозный автор сценария, Саша Гоноровский. Если посмотреть, что он до этого делал, — «Первые на Луне», «Край» — понимаешь, что он здорово с этим умеет работать, у него невероятно живые диалоги. Мы во многом, конечно, привирали. У нас Каролина Собаньская подозревается в отравлении Александра I. Ходили тогда такие слухи, но документально это не подтверждено, но мы решили, воспользоваться красивой историей – уж больно она кинематографичная.

Евгений Цыганов в сериале «Цербер»

— Работали в жанре «альтернативная история»?

— Нет, просто чуть по-другому расставили акценты.

— А Ушаков, сыгранный Горбатовым, реальный герой?

— Нет, Ушаков не реальный. По-моему, был такой декабрист Якубович: ссылка на Кавказ, ранение в лоб и повязка на голове – это все про него.

— Что вы читали, когда готовились к этому фильму?

— Я читал сильно раньше, до съемок, когда интересовался эпохой. Читал даже стенограммы допросов декабристов, они в Исторической библиотеке есть. В них совершенно теряется обаяние этих людей.

— Почему?

— Потому что они сдавали друг друга.

— Да ладно?!

— Возможно, это было не из-за трусости, а из-за понимания, как ни странно, преданности и долга. Если тебе царь задает вопрос, ты обязан отвечать.

Александр Горбатов в сериале «Цербер»

— А там царь вел допрос?

— К царю тоже возили, но вела дело комиссия. Там Лунин был один крутой чувак, который всех посылал и был в итоге удавлен на каторге. Может быть, если мы доживем до второго сезона, про него расскажем.

— А смотрели ли вы какие-то референсные фильмы, скажем, «Звезду пленительного счастья»?

— В детстве конечно. Как без этого?

— Там, помните, тоже Пушкин в каком-то эпизоде объяснялся с царем?

— Пушкина не помню, но сам фильм… Я понимаю, почему о женах декабристов его снимали: потому что о тех декабристах, которые вышли на Сенатскую площадь, честно, снять нечего.

— Почему?

— Потому что они ничто. Они просто вышли и все — сели. Пожалуй, подвиг такой подробный, поступательный, совершили их жены.

— Нет, ну как вышли и сели? Им же было чем рисковать? Своими жизнями, положением, состоянием, своим титулом, они не могли его потом передавать по наследству. Каково это- уехать в Сибирь от семьи, детей, родителей, столичной роскошной жизни?

— Они даже не понимали, что так будет.

— У меня к ним другой вопрос: чего хотели, люди, которые сами владели крепостными душами? Ну, отпусти ты своих крестьян, сделай реформу на уровне своей семьи.

— Я думаю, такая идея была бы не конкурентна. Не было ведь системы найма работников. Условно говоря, они же все жили, содержались за счет собственных имений. Как ты крестьян отпустишь? Это должно было произойти системно. Все должны были это сделать, понимаете? Это как, условно говоря, оплата налогов. Все должны платить налоги. Если есть система, когда кто-то может не платить налоги, она проседает. Здесь, думаю, та же самая история. Есть какой-то общий уклад, который либо действует, либо нет.

Сергей Марин в сериале «Цербер»

— Давайте поговорим про кастинг. Как вы выбирали актеров?

— Были пробы. Пришел Сережа Марин волшебный. Я не знал, что он такой волшебный. Начал я с очень хорошим, подробным актером, а дошел до конца с каким-то чудом — так сложилась работа.

— Почему он такой неулыбчивый?

— Он сдержанный.

— Это роль диктует такое поведение или это его суть?

— Мне кажется, роль. Нет, Сережа в человеческом плане замечательный абсолютно, открытый.

— И красавец какой, для барышень настоящий романтический герой байроновского типа.

— Мне кажется, Сережа — большой актер с большим, огромным будущим. И мне очень хочется, чтобы вот эта вот роль стала прыжком каким-то. У нас в сериале также есть гениальный великий артист Трибунцев. Прекрасный Женя Цыганов. Великолепные Кяро, Крылов, Уманов, Горбатов. Там собрано столько всего талантливого в этот котел, что можно радоваться и купаться.

Тимофей Трибунцев в сериале «Цербер»

— Почему Трибунцев не мог со своим прекрасным лицом играть, а Кяро со своими зубами?

— Автор написал нам таких персонажей.

— Ну а почему нельзя было найти плотного, низенького мужичка, а не ангажировать Трибунцева и мучить его пластическим гримом?

— Потому что это же анимация. Кто сможет сыграть анимацию в постановочном кино?

— Анимация?

— Конечно, сыщик, которого играет Трибунцев, создан абсолютно по законам анимации. Персонаж, который существует по парадоксальным законам. Это может сыграть только очень большой актер, который способен этот парадокс оборганичить. Таких просто единицы.

— Скажите, а обязательно было показывать в кадре зверские убийства – отрезанную голову, море крови?

— Мне кажется, обязательно. Это и делает жанр — такой триллер, но нестрашный. Потому что когда история рассказывается с жанровым перебором, когда появляется к этому авторское отношение, получается небытово, и реакций бытовых не вызывает. Это все очень иронично, такой Тим Бертон.

— Историческую эпоху воссоздавать на экране сейчас сложно?

— У нас очень хороший художник, Женя Качанова, которая это все умеет, собирает. По локациям все понятно – это Питер. Но и отрисовывали много.

— «Цербер» — история еще и про любовь?

— Про большую любовь. Про такую, которая тебя меняет. Про жертвенную любовь. Причем, когда на кону даже не твоя жизнь, а твоя честь, твои принципы.

Вера Колесникова в сериале «Цербер»

— В исторических книгах Каролину Собаньскую принято считать авантюристкой, содержанкой и шпионкой. А у вас отношение к ней прям нежное.

— Ну, это жанр. И Собаньская была явно женщина неординарная. Самые страстные письма Пушкин писал ей, они более страстные, чем к Гончаровой. У него была связь с ней, и у Мицкевича была. А вот у Бошняка — исторического — нет. Бошняк все-таки был доверенным лицом Витта. И он был ботаником чистой воды, у него есть даже научные работы. Вот эту романтическую часть мы ему и придумали.

Да, с такими женщиами, как Собаньская не дай Бог в жизни связаться. Но как объект творческого наблюдения они жутко интересны. Это не леди, по большому счету, но они мощный двигатель сюжета.

— Если сериал пройдет хорошо, будет второй сезон?

— Надеюсь. Мне очень хочется с этими ребятами, с этими героями пожить еще.

— Истории есть куда развиваться?

— Да, конечно. Там же будет история коронации Николая I, потом еще отдельная коронация в Польше, ведь молодой наследник короновался по традиции польского королевства, там есть куда расти сюжету.

Смотрите мини-сериал «Цербер» 4 февраля на НТВ с 20.20

Читайте также:

Как снимали исторический триллер «Цербер» с Тимофеем Трибунцевым, Сергеем Мариным и Александром Горбатовым в главных ролях

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Цербер (2023)

«Цербер» – российский детективный сериал режиссера Владимира Щеголькова с Тимофеем...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
На горном курорте «Роза Хутор» завершил свою работу смотр контента онлайн-кинотеатров.
НОВОСТЬ
13 сентября браку журналистки и режиссера Константина Богомолова исполнилось пять лет.
ОБЗОР
Как максимально продуктивно провести третью трудовую пятидневку сентября каждому представителю гороскопа.
Гостем на «Гостью»: секреты съемок нового сериала с Дашей Верещагиной и Ириной Пеговой
Стали известны победители 3-го фестиваля контента стриминговых платформ «ORIGINAL+»
Стали известны члены жюри третьего фестиваля контента стриминговых платформ «ORIGINAL+»
Стала известна дата проведения 6-го фестиваля «Пилот»
Сценарист «Слова пацана» и «Триггера» Андрей Золотарев: «Вдохновение черпаю из договора о штрафах» 14:18, 13.09.2024
Звезда «Жизни по вызову» Виктория Маслова: «Мне ни разу ничего не приносили на блюдечке» 17:16, 10.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через