Фестиваль «Новое движение» : лучшие фильмы, самые яркие события, итоги
Главный редактор «Вокруг ТВ» побывал на кинофоруме и рассказывает о самом интересном.
Когда-то Артем Михалков проводил фестиваль дебютов «Движение» в Омске, киносмотр любили и журналисты, и создатели фильмов – за молодую энергию и драйв. Продолжить историю или начать ее по-новому Михалков решил в Великом Новгороде.
Фестиваль «Новое движение» проходил с 30 мая по 3 июня, генеральные продюсеры Артем Михалков иМаксим Королев подарили зрителям множество открытий и эмоций. Во-первых, город, с которым связано начало русской цивилизации, сам выглядит как сказочная декорация (кстати, здесь снималось много фильмов, включая предстоящее «Огниво»). Во-вторых, энергия дебютантов чувствовалась во всем, и это касалось не только фильмов.
Артем Михалков с супругой
Как попасть внутрь яблока с пробкой во рту
Молодые актрисы Лянка Грыу и Юлия Хлынина, как выяснилось, овладели новой специальностью – они стали коучами. Мы посетили тренинги обеих, и нас это впечатлило. Лянка Грыу призналась, что прошла в жизни через многое – развод, болезнь ребенка, сложные отношения с отцом. И если бы не подружилась с психологией, с особенными техниками, погрязла бы в своих проблемах. За короткий период времени актриса погрузила нас вместе с аудиторией в глубокую медитацию – и мы заснули. А проснувшись, почувствовали необыкновенное умиротворение и желание улыбаться. Далее были почти индивидуальные упражнения: каждый делился с Лянкой своей болью – и она проговаривала, почему такой блок, и как его преодолеть – люди на наших глазах начинали плакать.
Юлия Хлынина на тренинге фестиваля «Новое движение»
Юля строит свой тренинг на «трех китах»: внимание, воображение и воля. С аудиторией она проделала разные веселые упражнения. Сначала всем залом надо было смотреть на яблоко, пытаться проникнуть мыслями внутрь его, напитать своей энергией. Потом надо было представить себя в лесу: кто-то квакал, кто-то чирикал, кто-то выдавал шорох ветра, шлепки дождевых капель – не поверите, на какой-то момент даже почудился запах листвы после ливня. Потом зал разделился на кошек и собак – и мы мяукали, рычали и гавкали, нападая друг на друга. Потом мы с разными эмоциями читали строчки Есенина и отвечали друг другу то со страстью в голосе, то стесняясь, то оправдываясь. Любопытно, что Юлии Хлыниной ставили профнепригодность из-за проблем со связками – она с детства говорит низким голосом. Но благодаря упражнениям, и самое главное, психоанализу (а Юлия признавалась в нашем эксклюзивном интервью, что 12 лет была в терапии), она превратила голос не только в важный актерский инструмент, но и в собственную отличительную черту – изюминку. В завершение Хлынина достала пакет с винными пробками и, засунув одну из них в рот, продемонстрировала, как надо произносить скороговорки и тем самым разминать речевой аппарат: «Это спортзал для рта», — хохотала актриса. Надо ли говорить, что весь зал присоединился к ней?
Член жюри фестиваля «Новое движение» Никита Волков
Лучшие фильмы: женщины в поиске и странные парни
В конкурсной программе участвовали 8 фильмов – разные по жанрам, темам, способам разговора со зрителем. Объединяло их то, что это либо дебютные, либо вторые и третьи работы режиссеров. Скажем сразу: жюри, возглавляемое Иваном Твердовским, оказалось супер адекватным и раздало награды абсолютно справедливо.
Фильм «Эра» Вениамина Илясова уже участвовал в программе фестиваля «Маяк» и ничего там не получил, чем, как мы помним, вызвал негодование Павла Лунгина. На этот раз справедливость была восстановлена, и необыкновенно поэтичная, сочная, яркая картина о поисках женщиной личного счастья посреди бытовых неурядиц, безденежья и недуга взрослого сына, была названа лучшей. Второй приз забрал оператор этой ленты – Батыр Моргачев, именно благодаря ему в фильме создан удивительный красочный мир, который хочется черпать половником. Актриса, сыгравшая главную роль, Марианна Шульц несет на себе весь фильм – от ее лица, походки, танцев глаз не оторвать. «Альмодовар напополам с Кирой Муратовой», — так пишут об этой абсурдистской картине критики, и нам бы хотелось увидеть ее еще раз в каком-нибудь онлайн-кинотеатре.
Марианна Шульц и член жюри Елена Николаева
Марианне Шульц вполне можно было бы присудить и приз за лучшую женскую роль, если бы не фильм «Мы жили счастливо» дебютанта Ильи Леутина. В истории про 16-летнего подростка, которого арестовывает полиция за интернет-мемы, есть невероятная бабушка – она воспитывает внука, параллельно стремительно теряя память. Ей придется погрузиться в жизнь подростков и узнать «настоящие реалии» российской глубинки. В роли бабушки дебютировала Валентина Грачева, прима Волжского театра, сыгравшая свою первую роль в кино. Выход на сцену 83-летней актрисы сопровождался громом оваций, зал приветствовал ее стоя, а Никита Волков, вручавший награду, заметил, что начинать никогда не поздно. Очень бы хотелось увидеть Валентину Васильевну в новых киноработах.
Валентина Грачева
Фильм «Фаталити» также произвел на нас впечатление и тоже был отмечен жюри. Снятый Даниилом Колотовым в жанре мокьюментари, он погружает зрителя в волнующий мир уличных художников. Граффити-тусовка живет по своим законам, здесь есть иерархия, правила поведения. Молодые ребята, приехавшие из захолустного города в Москву, больше всего на свете хотят познакомиться с «кингом», королем уличных художеств – и у них получается! Хас оказывается абсолютно безбашенным провокатором, который мечтает быть хозяином города и оставить след везде, где был.
Дмитрий Хасанов и Даниил Колотов
Фильм «Лиссабон» не получил призов жюри, но отметим его по нескольким причинам. Во-первых, в главной роли сыграла любимая нами Мария Смольникова – актриса невероятной трогательности, нелепости, женщина-клоунесса – нечто вроде новой Ренаты Литвиновой. Во-вторых, это черно-белое кино, а это всегда придает картинке некую винтажность и стиль. В-третьих, сама история: мужчина и женщина разводятся, и их дети-подростки переживают драму взросления: дочь собирается ехать в Лиссабон, а сын поджигает почтовые ящики и всячески мстит родителям. Абсурд в кадре, абсолютная нежность, контрастирующая с абсолютной же жесткостью… В фильме есть прям несколько классных эпизодов, которые врезаются в память и которые хочется цитировать. Например, когда мать, договорившись о посещении сыном психолога, рисует ему на бумаге, как туда добраться: трамвайные рельсы, переход через дорогу – и он, сын в данной точке, черный человечек. Мальчишка протестует против деталей своего изображения – то он ноги «не так ставит», то он будет в худи с капюшоном, а не в рубашке – и мать терпеливо перерисовывает схему.
Награду за режиссуру получил 26-летний Никита Миклушов за фильм «Мох», и продюсер Наталья Мокрицкая сказала, что это пока аванс. В картине есть два неоспоримых достоинства: 50-минутный хронометраж и актер Никита Лохматов, играющий парня, который не хочет встраиваться в социум, а хочет жить в лесу, обниматься с деревьями, скакать по мху и слушать пение птиц. На фестивале фильм назвали «манифестом поколения», но едва ли целое поколение способно отказаться от рафа на миндальном молоке и соцсетей.
Генеральный директор фестиваля Максим Королев с супругой и сыном Федором
Недетские забавы
Крепость, на территории которой проходили показы фильмов, называется «детинец». Есть предположение, что новгородцы в период войн прятали в неприступной постройке детей. На фестивале «Новое движение» забота о детях тоже не давала о себе забыть. Во-первых, в День защиты детей мальчишки и девчонки, а также их родители рисовали в парке разные замысловатые картинки – особенной абстрактной живописью отличился сын продюсера Максима Королева Федор. А во-вторых, фестивальные фильмы открыли много прекрасных новых ребячьих лиц. Ну, в самом деле, при всей нашей любви к Вите Корниенко и Еве Смирновой, нельзя же их снимать во всех проектах подряд. Обращаю внимание кастинг-директоров, режиссеров и продюсеров: в фильме Татьяны Колгановой «Мухадракон», в «Девке-бабе» Аглаи Набатниковой и в «Вы меня видели» Екатерины Волковой снялись прям отличные ребята: кто-то харизматично смешной, рыжий, голосистый, кто-то прекрасно двигающийся, кто-то с изумляющей грустью в глазах. И поскольку фестиваль «Новое движение» имеет цель открывать новые имена, скажем прямо: затея удалась.
Читайте также:
Как снимается сказочный блокбастер «Огниво»: немного Андерсена в славянских декорациях
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Артём Михалков
Российский актер, режиссер, сценарист и продюсер.
Читать