Читайте нас в Telegram
17:43, 08.08.2024

Фестиваль «Одна шестая». Итоги: поэты, шаманы и дети в поисках смысла жизни

В Екатеринбурге завершил свою работу III международный смотр евразийских кинодебютов.

За шесть дней было показано 24 ленты — 12 игровых и столько же неигровых. Раздача призов — всегда самый эмоциональный момент фестиваля: так повелось, что мало кого устраивают результаты. Однако на сей раз обошлось.

Гран-при получил прекрасный монгольский «Город ветра» Пурэв-Очирын Лхагвадулама. Гран-при неигрового конкурса ушел к иранской «Тайне имени» Наргес Кальхор. Лучшим национальным игровым дебютом признан «110» режиссера Ильи Михеева. Решение спорное, зато зритель сможет его оценить в ближайшее время: компания «Вольга» объявила, если один из ее фильмов (а был в конкурсе и «Лапин») получит приз, то он первым выйдет в прокат 12 сентября. Лучший национальный неигровой дебют — «Мой друг Сега». Картина получила приз и за операторскую работу. Лучший зарубежный игровой дебют — иранская лента «Я, Марьям, дети и еще 26 человек» режиссера Фаршада Хашеми. Лучший зарубежный неигровой дебют — у ленты «Реквием по племени». Лучшим актерским ансамблем абсолютно по заслугам названа команда сербских «78 дней». Лучший дебют фестиваля — режиссер Анна Веселова. Диплом «За эстетику» получила картина «Край ночи» Андрея Натоцинского. Диплом с формулировкой «Кино, которое делает нас добрее» ушел к израильской ленте «Мы втроем» Хени Бродбекер. Спецприза жюри за лучший актерский дебют удостоилась юная актриса из фильма «Элемент Ясмины» Эшал Фатима. Спецприз жюри за лучшую операторскую работу в игровом фильме достался якутской «Кукушке» режиссера Евгения Николаева. Еще один спецприз уехал в Китай — к авторам ленты «Один из четырех». Приз зрительских симпатий достался российскому фильму «Юди: Танец в темноте» режиссера Максима Башорина. Лучший фильм о фильме — «Слово пацана. Кровь на асфальте». А теперь к подробностям.

Кадр из фильма «Рыжий»

Фильмом закрытия фестиваля снова, как и на старте, стала лента, связанная с Екатеринбургом. Лента Семена Серзина «Рыжий» об уральском поэте Борисе Рыжем уже показывалась на киносмотре «Маяк», но это то кино, которое достойно многочисленных показов и самой широкой аудитории. Картина погружает в депрессивную атмосферу Свердловска конца 90-х. Выросший в интеллигентной семье (папа — профессор геофизики, директор института, мама — врач-эпидемиолог), но в рабочем районе Вторчермета, Борис мог стать кем угодно — бандитом, наркоманом, пропойцей. Но он стал поэтом, боксером и на одну четверть ставки научным сотрудником. Конечно, пил, а кто тогда не пил? Конечно, с полуоборота заводился и вписывался в драки. Но главное — без устали рифмовал. «Я бы и рад писать прозой, но трагедия поэта в том, что он может только рифмой». Его стихи нравились «земной швали» — поэтам и бандитам. А отцу — нет. «Живи без курева и денег в одетом наголо пальто», — папу-профессора смешили строки. «Это не по-русски, — говорил он. — Правильно — в на-де-том». И жена (Таисия Вилкова) к его пронзительной и надрывной поэзии была равнодушна, ей хотелось для мужа более понятной работы, не только картошку на ужин и «Лего» для сына Артема. Высокая поэзия так контрастировала с низостью бытия, с тем чумным, черным временем… А Рыжий так тонко чувствовал вибрации! У него совсем не было шансов прожить долгую жизнь, дождаться званий, почестей, наград. Он и на церемонии вручения ему «Антибукера» умудрился драку устроить, и Евгению Евтушенко нахамил — зачитав как свои стихи песню «Руки вверх» про девочку шестнадцати лет. Он пропадал, как они все — Высоцкий, Есенин, Пушкин — с гибельным восторгом, поэтому и остался в истории, вернее, как сам он написал: «Я ушел навсегда, но вернусь однозначно». Выбор Евгения Алехина, литератора и музыканта группы «Макулатура», на главную роль — лучшее, что могло произойти с этой картиной. Обаятельный, мужественный, застенчивый, ироничный… Под стать ему актеры, сыгравшие группировку поэтов (иначе и не скажешь) во главе с Евгением Ткачуком. У Серзина получилось романтическое высказывание о поэте и времени, в котором поэзия доживала свои последние дни, вытеснялась роком, рэпом, но главное — товарно-денежными отношениями. Все-таки «как хорошо мы плохо жили»...

А теперь немного о фильмах игровой программы, которые меня впечатлили и за судьбой которых рекомендую следить. Программный директор фестиваля Егор Москвитин, хоть и не Борис Рыжий, но тоже срифмовал — конкурс. Две темы ясно и громко звучали в нем — трудности взросления и нелегкий путь шаманов. Картины причудливо перекликались друг с другом, и каждая предыдущая как будто продолжала разговор с последующей.

Кадр из фильма «Элемент Ясмины»

Я уже писала о подростковых драмах «Лапин», «110» и «78 дней» (искренне рада призу последней из упомянутых — сербской картины о жизни трех сестер в условиях натовских бомбардировок). Добавим к этому соцветию удостоенный спецприза жюри за лучший актерский дебют Эшал Фатимы «Элемент Ясмины». По сути это американо-пакистанская версия «Колобка». 12-летняя девочка Ясмина учится в женской школе. Она очень прилежна и ответственна, в семье понимают важность образования, ведь отец не в состоянии разделить двузначные цифры, чтобы разобраться в счете. Ясмина получает от учителя естествознания задание сделать доклад про элемент таблицы Менделеева, название элемента профессор выдает на бумажке, но она вываливается из раскрытого рюкзака и девочке придется уйти из дома и долго-долго идти по пыльным дорогам под палящими лучами солнца, чтобы найти дом учителя. На этом пути Ясмина повстречается с самыми разными людьми, кто-то ей будет помогать, кто-то создаст трудности, она повстречается даже с Лисой — и та ее не съест. Кажется, за этот день девочка повзрослеет и навсегда усвоит: добиться цели трудно, но выполнимо, этот путь делает тебя сильнее и несгибаемее, на этом пути ты можешь обрести и друзей, и самоуважение. Кино, в котором ничего особенного не происходит, удерживает внимание и за счет обаятельной непосредственности девочки, и за счет поэзии экзотической нищеты. Ты все время ловишь себя на мысли: «Ну почему она никому не звонит, а идет-идет-идет», и осознаешь, что где-то в мире есть иная реальность, другие скорости, смыслы и цели.

Кадр из фильма «Город ветра»

Завоевавший Гран-при монгольский «Город ветра» вместил в канву повествования не только драму взросления, но и шаманскую историю. Видимо, за искусное соединение двух тем фестиваля фильм и удостоился главной награды. Действие происходит в современной Монголии. Юноша Зе — тоже прилежный ученик и послушный сын. Но в свободное от уроков время он занимается шаманством. Его вердикты, советы и предвидения безошибочны, хоть Зе всего 17 лет, с ним разговаривают духи. Но однажды парень влюбится во вполне себе земную, дерзкую, витальную девушку Маралау. Они выкрасят другу волосы «перьями», будут хулиганить в магазине и в конце концов переспят. В итоге у Зе отключится канал связи с духами. Шаманство, оно такое, — служение, требующее полного самоотречения. За возвращение дара Зе придется заплатить. Простая история не зря понравилась жюри: в ней много света.

Кадр из фильма «Кукушка»

Чего не скажешь о картине «Кукушка» Евгения Николаева. Фраза «якутский феномен» уже общее место, но действительно трудно понять, как местные кинематографисты делают такое стильное, фирменное кино в условиях вечной мерзлоты и отсутствия больших бюджетов. На этот раз нам представили хоррор, пересказать сюжет которого так же трудно, как и смотреть это кино. Но вот набросок: мужчина, переживший в детстве трагедию, женится на любимой девушке, она рожает мертвого ребенка, и, не в силах пережить это, совершает самоубийство. Не найдя упокоения, превращается в злого духа, борьба с которым лишит героя рассудка, будущего и самой жизни. На расшифровку этой ленты можно потратить не один час, и после показа профессиональные критики и зрители делились своими трактовками: это фильм о противостоянии мужского и женского, картина о пути шамана, лента о родовой травме… Для меня эта история о бесконечной и вечной борьбе добра со злом, где главное не итог, а процесс и то, насколько тебя хватит. Черно-белая эстетика лишь подчеркивает это непримиримое разделение. Фильм оставляет ощущение немного искусственного и холодного, хоть и очень страшного. По части художественных приемов режиссер не чурается цитат из «Вия» и даже из детского фольклора — в кадре то и дело появляется «черная рука». Возможно, это просто черный юмор. Но в любом случае для дебюта это завораживающее, поэтическое, международного уровня высказывание.

Кадр из фильма «Черный камень»

Поступь дебютанта чувствуется и в фильме «Черный камень». Тувинский режиссер Виталий Петров тоже снял историю шамана, но очень понятную, бесхитростную и умиротворяющую. К главному герою стекаются со своими проблемами люди: кто спрашивает благоприятный день для свадьбы, кто ищет пропавших людей, кто — угнанный табун лошадей. Правду о происшедшем герою рассказывают камни, которые он разбрасывает на скатерке. А еще нашептывает злой дух — в самых беспощадных выражениях. Но шаман по-своему интерпретирует слова беса, деликатно скрывая перед страждущими неприятное, советуя необходимое, не пугая, а вселяя надежду. Он мудр, добр и светел. Его стремление отвести беду любой ценой не все понимают, и однажды к нему придут с местью. В отличие от якутской мистики, тувинское кино в хорошем смысле «приземленное»: шаман тут ходит в джинсах и ездит на такси, у него есть семья. Героини, даже не очень молодые, тут красят ногти ярким лаком, а мобильники в этой истории совсем не роскошь, а средство связи. Но от этого картина не утрачивает ни глубины, ни мощи. И хоть в фильме и по картинке, и по звуку не все безупречно, но смысл послания прошибает: служение добру — оно круглосуточное. А еще жертвенное. Иначе это не служение.

Удивительно вот еще что: дебютант Виталий Петров не побоялся коснуться и темы ушедших воевать людей (невеста спрашивает у шамана о судьбе жениха). Какими они вернутся, как их встретят, хватит ли понимания и терпения у тех, кто их ждет, — вот какими вопросами в том числе задается режиссер, а мы помним, именно из них когда-то родились великие «Таксист» и «Охотник на оленей».

Фестиваль «Одна шестая» выгодно отличился поиском новых тем и смыслов, за это ему спасибо.

Читайте также:

Фестиваль «Одна шестая»: дочь Евгения Цыганова онемела от ужаса, Елизавету Боярскую довели до истерики

5 лучших фильмов XI Забайкальского международного кинофестиваля

Горький fest: Юлия Александрова поймала букет невесты, а Паулина Андреева высмеяла актеров-мужчин

Добавить «Вокруг ТВ» в избранное в ДзенСделайте Вокруг ТВ источником ваших новостейДобавить
Подписывайтесь на Telegram-канал «Вокруг ТВ»Будь в курсе последних новостей от Вокруг ТВПодписаться
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: пресс-служба фестиваля, кадры из фильмов
18:31, 03.09.2024

«Новое Радио» подарило победителю пятого сезона шоу «Ну-ка, все вместе!» путёвку на вершину шоу-биза

«Новое Радио» продолжает зажигать звезды! Рассказываем, как

4 сентября в его эфире зазвучала песня победителя самого народного вокального шоу телеканала «Россия» — «Ну-ка, все вместе!», пятый сезон которого вновь прошёл при поддержке радиостанции суперхитов и суперновинок.

 

 

Город ветра (2024)

«Город ветра» — монгольская драма о юном шамане.СюжетЗе всего семнадцать...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
НОВОСТЬ
Звезда сериала «В клетке» готова стать матерью вновь.
ОБЗОР
Рассказываем, кто вынужден был покинуть проект за шаг до финала.
Не дрогнула перед грабителями и поплатилась здоровьем: трагедии актрисы Надежды Румянцевой 13:22, 09.09.2024
Гороскоп на рабочую неделю 9 — 13 сентября для всех знаков зодиака 06:30, 09.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через