Инфернальная Снигирь и сходящий с ума Янковский. Рецензия на сериал «Преступление и наказание»
Сериал Владимира Мирзоева смело переосмысливает роман Достоевского.
По ночному Петербургу бредет нищий студент Родион Романович Раскольников (Иван Янковский). Мимо него проносятся автомобили и электросамокаты, но Родион не обращает на них внимания, он слушает разговор двух молодых людей, идущих по противоположной стороне улицы. Парни обсуждают, как здорово было бы убить мерзкую старуху-процентщицу (Ёла Санько) и пустить ее неправедно нажитые деньги на помощь нуждающимся — чистым, светлым душам. Эти слова странным образом резонируют с мыслями самого Раскольникова, ведь он тоже закладывал ей отцовские вещи и думал о том, что без нее мир стал бы только лучше.
Родион заходит в пустой супермаркет и, прячась от камер и охранника, украдкой прихлебывает кефир из бутылки, ведь у него нет денег даже на еду. От нужды Раскольников может пойти на мелкое правонарушение, но готов ли он решиться на убийство? Об этом Родиона спрашивает Тень (Борис Хвошнянский) — то ли черт, явившийся искушать Раскольникова, то ли визуализация его шизофрении. Родион явно находится не в себе, даже когда не спорит с невидимым собеседником. У него в глазах лихорадочный блеск, в разговорах он то мямлит и бубнит себе что-то под нос, то срывается на истерический крик, а по городу перемещается исключительно бегом, словно пытается спастись бегством от самого себя.
А тем временем в далекой Сибири сестра Родиона Авдотья (Любовь Аксенова) работает гувернанткой в шикарном поместье. Марфа Петровна Свидригайлова (Юлия Снигирь) некогда выкупила своего супруга Аркадия (Владислав Абашин) из долговой ямы и теперь держит на коротком поводке. Понимая, что Аркадий просто не может быть верным мужем, она милостиво разрешает ему развлекаться с многочисленной прислугой. Своей новой жертвой Свидригайлов выбрал как раз Дуню, чья демонстративная неприступность одновременно злит и манит его. Рядом с Авдотьей тоже периодически появляется Тень, чтобы озвучить ее мысли или подсказать реплику Марфе Петровне, получающей извращенное удовольствие от словесных истязаний гувернантки.
Юлия Снигирь в сериале «Преступление и наказание»
Любой, кто хотя бы примерно помнит текст романа Достоевского «Преступление и наказание», с первых сцен заметит, что режиссер Владимир Мирзоев позволяет себе серьезные отступления от литературного первоисточника. И дело не только в том, что он перенес действие из XIX века — нет, не в современность, а в некий «Вечный Петербург», существующий в пространстве сновидений. Повествование в сериале Мирзоева причудливо петляет, словно во сне или в горячечном бреду, а реальность кажется зыбкой и нестабильной. Утонувшая в бассейне Свидригайловых горничная Мари (Маргарита Галич) во время бала в мокром платье ходит меж гостей и подает Марфе Петровне бокал с коктейлем. На глазах у Раскольникова трое бандитов запихивают упирающегося и зовущего на помощь полицейского в машину со старыми, советскими номерными знаками, будто приехавшую из «Лихих», — и это при том, что у всех остальных машин в этой сцене (и вообще в сериале) номера современные. Тень существует только в воображении Родиона, но при этом в магазине товары сами собой начинают падать с полок, отвлекая внимание охранника.
Если пытаться искать в сериале логику и анализировать его с позиций разума, картина распадается. Сложно поверить даже в то, что в условно-современном Питере бросивший учебу студент может быть голодным и безработным — даже если ему претит мысль заниматься репетиторством на пару с Разумихиным (Тихон Жизневский), в городе должно быть полно других вакансий. Но Достоевский ведь писал не социальную драму о жизни нищих и обделенных, и не бульварный детектив об идущем по следу преступника Порфирии Петровиче (Владимир Мишуков). Потому и сериал «Преступление и наказание» стремится прежде всего погрузить зрителя в тревожный внутренний мир главного героя, визуальными средствами показать метания его души и причины, побудившие Родиона взять в руки топор. Введение юнгианской Тени в качестве действующего лица позволяет наглядно продемонстрировать раздирающие Раскольникова противоречия, но вместе с тем словно снимает с Родиона часть ответственности — его ведь черт попутал!
Борис Хвошнянский в сериале «Преступление и наказание»
Герои сериала разговаривают фразами из Достоевского, которые странно и чуждо звучат в устах одетых по-современному людей, так что многие сцены выглядят как эпизоды из авангардной театральной постановки. Борис Хвошнянский, которого ранее сравнивали с Робертом Дауни-младшим, здесь излучает харизму булгаковского Воланда, а инфернальная Юлия Снигирь прямо-таки прожигает взглядом бедняжку Дуню, и ради таких актерских работ «Преступление и наказание» хочется смотреть дальше. Вместе с тем, это не тот сериал, который можно включить вечером после работы, чтобы расслабиться и полюбоваться на иступленную шаманскую пляску обнаженного Ивана Янковского. «Преступление и наказание» требует от зрителя полной вовлеченности, готовности погружаться в созданный Владимиром Мирзоевым мир, читать язык символов и вместе с режиссером размышлять, может ли человек обрести спасение после того, как страшным грехом погубил свою бессмертную душу.
«Преступление и наказание» Мирзоева — это не «очередная» экранизация вечной классики. Так по Достоевскому еще никто не снимал. Но найдет ли этот смелый сериал своего зрителя, сказать сложно.
Читайте также:
Фестиваль «Новый сезон»: котики Рузиля Минекаева, безумие Янковского и галлюцинации Трибунцева
Юлия Снигирь пожаловалась на тиранию Константина Богомолова
Юрий Быков ставит кровавую точку в сагах про девяностые. Рецензия на сериал «Лихие»
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Преступление и наказание (2024)
«Преступление и наказание» — российская 10-серийная драма от режиссера Владимира...
Читать