«Интервью с вампиром» — 30 лет: как создавался готический шедевр с Крузом и Питтом
Экранизация романа Энн Райс отмечает юбилей.
За что мы любим фильм Нила Джордана? За непревзойденную атмосферу мрачного фэнтези, шокирующие сюжетные повороты, передовые для своего времени визуальные эффекты и, наконец, за сильные актерские перформансы Тома Круза, Брэда Питта и молодой Кирстен Данст. Но лишь немногие знают, что выход «Интервью с вампиром» в прокат сопровождался нехилым скепсисом в отношении картины. Даже боссы компании Warner Bros. не были до конца уверены в ее успехе. Виной тому был производственный ад, через который пришлось пройти всей съемочной команде.
Хватало и других поводов для беспокойства. Несмотря на небывалую популярность вампирской тематики в 90-е, внушительный бюджет ленты в 60 миллионов долларов не давал покоя продюсерам. Зачастую вампирские картины снимались за сущие копейки, что нередко обеспечивало им высокую окупаемость. Единственным исключением до того был лишь вышедший двумя годами ранее «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы. Он мало того что стоил на 20 миллионов дешевле сегодняшнего юбиляра, у него еще и с самого начала шансы на успех были выше: на это работали имя постановщика и культовый роман-первоисточник.
«Интервью с вампиром» тоже представляет собой экранизацию литературного произведения, пускай и не столь узнаваемого, как бессмертная классика Брэма Стокера. Права на экранизацию одноименной книги Энн Райс были куплены ещё в 1976 году, незадолго до выхода романа в тираж. Тогда за его киноадаптацию взялись Paramount Pictures. Писательница сразу обозначила, что хочет быть вовлеченной в процесс съемок, дабы контролировать бережный перенос ее текста на экран. Поговаривают, что первым, кого предложила Райс на роль Лестата, которая впоследствие досталась Крузу, был Ален Делон. Но велись ли такие переговоры со звездой французского кино, доподлинно неизвестно.
Зато мы точно знаем, кто еще мог сыграть главного злодея фильма. Список довольно длинный и состоит сплошь из известных имен и фамилий. Но от роли Лестата отказывались все подряд — от Джона Траволты до Ричарда Гира. Ближе всех к заключению контракта оказался Дэниел Дэй Льюис, но и он по итогу отверг предложение. Сама же Энн Райс мечтала заманить в проект Рутгера Хаура, актерской игрой которого она была поражена во время просмотра «Бегущего по лезвию».
После того, как у Paramount истекли права на экранизацию, они перешли к студии Lorimar. Каждый из приобретателей прав на роман сталкивался с одной и той же проблемой. Все ломали голову, как обыграть странные взаимоотношения героев. В одно время даже рассматривался безумный вариант сделать Луи девушкой. Мол, та маскируется под юношу, чтобы управлять своей плантацией. Уже даже подыскали того, кто сможет воплотить такого персонажа на экране. Этим человеком могла стать певица Шер. Но от сей затеи в скором времени отказались: Lorimar стали собственностью Warner Bros, а проектом всерьез заинтересовался влиятельный кинопродюсер Дэвид Геффен.
Далеко не сразу увенчались успехом поиски режиссера. Соответствующие предложения поступали Дэвиду Кроненбергу, Стивену Спилбергу, Ридли Скотту и другим постановщикам первого эшелона. Мало кто хотел связываться с вампирской драмой. Тогда Геффен понял, что искать нужно среди тех, кто не боится рисковать. Прошерстив фестивальное кино последних лет, Дэвид нашел своего самородка — оскаровского лауреата Нила Джордана, снявшего провокационную авторскую картину «Жестокая игра». Тот загорелся идеей экранизации. Он согласился стать режиссером лишь при условии, что ему дадут написать свой собственный сценарий.
Яблоком раздора между Энн Райс и съемочной командой фильма стал выбор на роль Лестата голливудского красавчика Тома Круза. Последний буквально стал символом Америки, снявшись в таких картинах, как «Лучший стрелок» и «Рожденный четвертого июля». Это и напрягало писательницу. Ей было важно, чтобы актер, которому доверят играть этого персонажа, имел европейские корни и не ассоциировался со Штатами. Чуть более благосклонно она отнеслась к кастингу Брэда Питта на роль Луи. Райс упрашивала Джордана и Геффена, чтобы те поменяли их местами, но они решили оставить все как есть. После выхода фильма Энн принесла Крузу извинения, признав, что была не права, и высоко оценив его перфоманс.
Впрочем, сами съемки прошли под стать предварявшему их периоду. Все было настолько плохо, что Питт планировал покинуть проект уже спустя пару недель после старта рабочего процесса. Умерить пыл и справедливое негодование актера помогла одна строка маленьким шрифтом в его контракте, согласно которой в случае добровольного выбывания он обязан был выплатить неустойку, равную половине бюджета.
Больше всего дискомфорта доставлял грим, имитирующий бледную, полупрозрачную кожу вампиров. Все актеры, игравшие обращенных, должны были висеть вниз головой по 20-30 минут во время того, как им наносят макияж. Такое положение тела обеспечивало приток крови к голове, из-за чего вены на их лицах становились ярче. Художники-визажисты спешили запечатлеть уникальный рисунок каждого сосуда до того, как они успевали естественным образом исчезнуть. За одну смену этот процесс мог повторяться по нескольку раз.
Атмосфера, которая царила на съемочной площадке, также оставляла желать лучшего. Питт и Круз, конечно, не вступали в открытое противостояние, но нередко отпускали колкости в сторону друг друга. Том постоянно упрекал коллегу по кадру в том, что он не пользуется дезодорантом, а Брэд указывал на высокомерие первого. Но стоит отдать должное — в кадре они смотрятся весьма органично, а оставшееся за его пределами противостояние даже добавляло пикантности. Тем удивительнее, что на антипремии «Золотая малина» в 1995 году они получили награду в номинации «худший экранный дуэт».
У ленты был целый ворох предпосылок для сокрушительного фиаско. Однако опасения эти не подтвердились: «Интервью с вампиром» не только избежало этой участи, но и принесло создателям солидную сумму в 223 миллиона вечнозеленых. На протяжении долгого времени лента удерживала пальму первенства самого кассового фильма про этот подвид нежити. Несложно догадаться, какая картина перехватила у него этот титул в 2008 году.
Читайте также:
«Терминатору» — 40 лет: как снимали культовую фантастику с Арнольдом Шварценеггером
Пьеру Ришару — 90: как снимали фильм «Игрушка» — визитную карточку актера