Евгений Цыганов отплясывает на могиле глянца. Рецензия на сериал «Первый номер»
Клим Козинский снял производственное драмеди о попытках реанимировать глянцевый журнал.
2022 год. Иностранные глянцевые издания одно за другим уходят из России, отзывая свои лицензии, количество люксовых рекламодателей также значительно уменьшается. Станислав Мирский (Игорь Верник), владеющий российской версией культового в узких кругах глянцевого журнала IDOL, которому также светит закрытие, не хочет выходить из игры и предлагает своей команде продолжать выпускать продукт под другим названием, скорректировав курс под новые реалии. Это предложение не находит отклика в сердце главного редактора Игоря Жилина (Сергей Епишев), который не хочет работать над убогой копией IDOL и позорить свое имя.
У Мирского месяц на то, чтобы найти нового главреда и выпустить первый номер обновленного журнала. Неожиданно руку помощи ему протягивает медиаменеджер Иосиф Горелкин (Александр Устюгов), холдинг которого владеет 20% от IDOL. Станислав не знает, что Иосиф хочет подложить ему свинью, подсунув заведомо некомпетентного кандидата, который не справится с объемом работы и развалит всю редакцию, что повлечет за собой убытки и заставит Мирского избавиться от части активов, включая здание в центре столицы, продав их за бесценок. Осталось только найти человека, который является полным нулем в управлении редакцией, но назначение которого не вызовет подозрений.
Горелкин считает идеальным кандидатом на эту должность Константина Иноземцева (Евгений Цыганов) — самозванного «великого писателя земли русской», который 10 лет назад выпустил роман «Кома», разошедшийся миллионными тиражами, но с тех пор не сделал ничего заслуживающего внимания. Теперь он паразитирует на остатках былой славы, берет кредиты, чтобы перекрыть предыдущие кредиты, занимает деньги у бандитов, клянчит подачки у друга-продюсера (Павел Деревянко) и начинает пить крепкий алкоголь с раннего утра. При этом Константин продолжает делать вид, что он — важная шишка. Он врет, что владеет несколькими бизнесами, что его приглашают на правительственные совещания, и что у него есть друзья в высоких кабинетах, а себя позиционирует как живого классика, гуру и визионера.
Лукерья Ильяшенко и Александр Устюгов в сериале «Первый номер»
Иноземцев переспал со всеми красавицами Москвы и пошел на второй круг: теперь он затаскивает в постель их повзрослевших дочерей. Но по-настоящему Константин любил только одну женщину, Марию Фролову (Надежда Михалкова). К сожалению, их отношения давно подошли к завершению (что, впрочем, не мешает Маше периодически просыпаться в постели у Константина и недоумевать, как же так вышло). Теперь Фролова готовится выйти замуж за Александра Протасова (Петар Зекавица) — заместителя руководителя того самого медиахолдинга, который должен утвердить назначение Иноземцева главредом. И Протасов утверждает его в надежде, что писатель с треском провалится и будет выглядеть в глазах Маши жалким неудачником.
Сценаристами сериала «Первый номер» выступили писатель Сергей Минаев (экс-главред журнала Esquire, который при нем трансформировался в «Правила жизни») и Дмитрий Минаев (сын писателя Бориса Минаева, экс-главреда журнала «Медведь»). Они оба знают индустрию изнутри, а потому с беспощадной точностью высвечивают уязвимые точки коллег и без промаха бьют по больным местам колкими остротами. Внутриредакционные процессы в сериале изображены несколько утрированно и гротескно, но вполне достоверно, так что зритель, интересующийся процессом создания глянца, вполне может получить верное представление о том, как из отдельных статей, колонок и рекламных интеграций формируется журнал. Иноземцев вынужден работать в условиях жесточайшего цейтнота и руководить редакцией, в которой не хватает половины ключевых работников, но он подходит к делам с поразительным безразличием, назначает руководителей отделов методом тыка и в ходе интервью выводит из себя собеседника, задавая провокационные вопросы.
Павел Деревянко в сериале «Первый номер»
Вместе с тем «Первый номер» — не производственная драма, и процесс создания журнала служит лишь фоном для истории самого Иноземцева. Сергей Минаев утверждает, что прообразом для этого персонажа послужил писатель Эдуард Багиров, но в Константине легко можно разглядеть и черты самого Минаева, и повадки героев минаевских романов. Иноземцев презрительно отзывается о журналистах глянцевых изданий, обвиняя их в том, что они ментально застряли в 2012 году, но на самом деле он сам является реликтом ушедшей эпохи, неудобным и неприятным для тех, кто привык существовать в атмосфере удушающей толерантности. Константин находится в глубоком творческом кризисе, поскольку чутко, как подобает писателю, осознает свою невостребованность. Он всюду лишний, всюду чужой, его мысли никому не интересны, поэтому Иноземцеву только и остается насмешничать да напиваться до беспамятства.
«Первый номер» Клима Козинского — это едкая сатира в сочетании с большой человеческой трагедией, за которой хочется наблюдать, не отрываясь.
Читайте также:
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Первый номер (2024)
«Первый номер» — саркастическое драмеди режиссера Клима Козинского об обратной...
Читать