Драма о жизни после любви и любви после смерти. Рецензия на фильм «День недели — любой»
Алена Званцова сняла камерную драму об отношениях в сложный период жизни.
Алексей (Михаил Тройник) — успешный писатель. Он живет в роскошной квартире в центре столицы и каждый день заходит выпить чашечку кофе в расположенный неподалеку дайнер в американском стиле. Его подруга Туся (Евгения Крегжде), которую Алексей зовет женой, несмотря на отсутствие штампа в паспорте, трудится в сфере кино и тоже весьма неплохо зарабатывает. Леша и Туся так крепко «проросли» друг в друга, что их общие друзья удивляются, если кто-то из них появляется на тусовке без своей второй половинки.
Однажды Туся подкарауливает своего возлюбленного возле издательства, чтобы сообщить ему пренеприятнейшие известия: у нее обнаружили рак, сделать с этим ничего не получится и жить ей осталось считанные недели. Вернее, процесс умирания можно попытаться растянуть на месяцы или даже годы с помощью изнурительной и болезненной терапии, но героиня Крегжде не хочет превратиться в тень себя прежней, отчаянно цепляющуюся за жизнь на больничной койке. Напротив, она хочет прожить отведенное ей время с удовольствием, а потом уйти на тот свет на своих условиях. Алексей соглашается помочь с этим деликатным вопросом и обещает, что они уйдут из жизни вместе, поскольку не видит смысла оставаться в этом мире после смерти своей любимой женщины.
И когда все уже готово, условия согласованы и шприцы со смертельной инъекцией ждут своего часа, в их жизни появляется неучтенный фактор — Луиза (дебютантка Дарья Квасова), официантка из того самого дайнера, где любит ловить вдохновение Алексей. Она молода, хороша собой, не слишком умна и, похоже, совершенно очарована персоной писателя. Туся замечает интерес официантки к Алексею и реагирует на это в своей парадоксальной манере: то устраивает сцены ревности, то начинает настаивать, чтобы он прямо сейчас пошел и переспал с Луизой. И герой Михаила Тройника, обуреваемый противоречивыми чувствами, осознает, что ему на самом деле нравится эта девушка. И ему вообще нравится жить, ходить по улицам, дышать полной грудью и ощущать тепло солнца на коже. Но разве может он теперь пойти на попятную и забрать обещание, которое дал умирающей возлюбленной?
Михаил Тройник и Дарья Квасова в фильме «День недели — любой»
Драма Алены Званцовой «День недели — любой» впервые была представлена зрителям в конце декабря 2024 года на фестивале «Зимний», где получила награду за лучшее визуальное решение. Оператор Шандор Беркеши в самом деле проделал блестящую работу. Он умело подчеркивает болезненную худобу и изможденность Евгении Крегжде, вместе с камерой заглядывает в глаза героям, чтобы уловить промелькнувшую тень сомнения, а затем отстраняется, давая нам почувствовать одиночество и потерянность Алексея и Туси, отношения которых дали трещину. В некоторых сценах картинка говорит о чувствах героев больше, чем слова, которые они произносят.
Представляя фильм на фестивале «Зимний», Михаил Тройник отметил, что у Алены Званцовой персонажи разговаривают сложносочиненными предложениями — такие словесные конструкции не услышишь в обычной жизни. Подобная манера изъясняться придает происходящему на экране оттенок излишней театральности, рушит погружение зрителя в картину. Туся постоянно вставляет в диалоги факты из жизни животных, как они находят себе пару и как умирают. Сперва эти ремарки кажутся остроумными, но со временем начинают раздражать, поскольку никак не коррелируют с основной темой обсуждения. Алексей тоже любит пускаться в пространные размышления и так долго нанизывать одну мысль на другую, что к концу фразы забываешь, с чего началась эта цепочка рассуждений, но его отчасти можно понять — он все же писатель, который привык жонглировать словами и складывать из них новые смыслы.
Евгения Крегжде в фильме «День недели — любой»
Фильм «День недели — любой» — это острая и пронзительная драма о паре, вместе переживающей сложный период. Алена Званцова ставит перед своими героями сложные экзистенциальные вопросы, пытается вместе с ними нащупать природу любви, отделив ее от примесей вроде привязанности, влечения или чувства долга. Туся и Алексей сталкиваются со страхом смерти, и это помогает им лучше понять, что значит быть живым. В то же время Званцова подводит зрителя к неутешительному выводу: в конце жизненного пути каждый из нас остается наедине с собой. Ни друзья, ни любящий партнер не могут разделить с умирающим его боль.
К сожалению, в третьем акте история от высоких материй опускается к бытовой драме и банальному выяснению отношений. Вечно рефлексирующий писатель переходит от рассуждений к действиям, чеховское ружье запоздало выстреливает и весь пафос картины рушится, а скомканный и невразумительный финал обесценивает все страдания героев и выставляет их идиотами.
Читайте также:
Чего хочет женщина. Рецензия на фильм «Ячейка общества»
Михаил Тройник: «В актерской профессии многое зависит от случая, везения»
Российские и зарубежные сериалы января 2025 года: что обязательно стоит смотреть
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
День недели – любой (2025)
«День недели — любой» — российская мелодрама от режиссера Алены...
Читать