Читайте нас в Telegram
17:50, 02.06.2017
эксклюзив

Звезда «Нелюбви» Алексей Розин: «Фильмы Андрея Звягинцева касаются каждого из нас»

Актер поделился своими впечатлениями от минувшего Каннского кинофестиваля и рассказал о работе с именитым российским режиссером.

Вчера в российский прокат вышла «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, получившая приз жюри на минувшем Каннском кинофестивале. Одну из главных ролей в фильме сыграл Алексей Розин. Он уже появлялся в эпизодах в «Левиафане» и «Елене» Звягинцева, а также снимался в сериалах «Чужой среди своих», «Кремлевские курсанты» и «Черкизона». Кроме того, Алексей Розин четыре года прослужил в РАМТе, а сейчас преподает актерское мастерство в Школе-студии МХАТ и ставит свои спектакли. Мы поговорили с актером о Каннах, работе со Звягинцевым и о том, снимет ли автор «Левиафана» когда-нибудь комедию.

НОВОСТЬ
Весной артист женился третий раз.

– Алексей, в этом году Вы впервые были в Каннах. Какие впечатления остались от фестиваля? Удалось что-то посмотреть?

– Каннский кинофестиваль – это грандиозный праздник кино, в чем-то очень похожий на карнавал. Одни выставляют себя, другие охотятся за теми, кто выставляет себя. Вокруг царит соревновательная атмосфера. Все это очень интересно. Я сам, как и все, слежу за фестивальной жизнью, особенно когда в конкурсе принимают участия мои друзья или знакомые. Но посмотреть, к сожалению, ничего не удалось. Поездка была очень короткой, мы были там всего два дня, и они были полностью расписаны.

– Вы рассчитывали на главный приз для фильма «Нелюбовь»?

– Конечно, очень хотелось, чтобы это состоялось. Но все равно, как говорил Карлсон, – не в пирогах счастье. Лично для меня важно, чтобы «Нелюбовь» дошла до зрителя и произвела тот эффект, который в нее заложили создатели: чтобы в мире стало больше добра и любви.

Алексей Розин в фильме «Нелюбовь»

– По-вашему, «Нелюбовь» будет понятна не только российскому зрителю?

– Абсолютно убежден в этом. Я считаю, «Нелюбовь» – интернациональная картина и тема ее касается каждого человека в отдельности. Российский же контекст фильма – естественная вещь. Мы живем в России, режиссер живет в России, актеры и т.д. Точно также действие фильмов про супергероев всегда происходит в Америке, поскольку их создатели живут в этих реалиях. Задачей искусства, в частности визуального, является, прежде всего, осмысление сегодняшнего дня, постараться уловить и осмыслить то, что происходит за окном, с нами. Именно это и создает контекст. Я думаю, не стоит рассматривать фильм Звягинцева как критику или похвалу России. Это человеческая история — про землян, если можно так сказать.

– Это Ваш третий совместный проект с Андреем Звягинцевым. Что Вас привлекает в работе с ним?

– Думаю, это скорее вопрос к нему, чем я его привлекаю. Я точно так же, как и все актеры, проходил пробы, и никаких преференций в этом отношении у меня не было. Я благодарен судьбе, что выбор режиссера остановился именно на мне. А как актер, со своей стороны, я могу сказать, что с режиссером Звягинцевым очень комфортно работать. Тут не в последнюю очередь влияет и то, что он имеет актерское образование и хорошо понимает, как устроена работа актера. Андрей ставит задачи таким образом, что они становятся понятными, и мне не приходится выдумывать лишнего.

Алексей Розин в фильме «Нелюбовь»

– Вы и сами преподаете актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. Рождались ли споры по поводу Вашего персонажа с режиссером?

– Споры – не совсем корректное слово. У режиссера есть свое видение, и конкретно у Звягинцева есть очень четкое представление того, что он хочет получить в результате. Поэтому здесь моя задача как актера не предложить какие-то новые варианты, а услышать режиссера и стать инструментом его высказывания. Все это достигается за счет достаточно подробного и внятного разбора. Это не споры, а рассуждение, понимание того, о чем мы в данную секунду говорим, какие темы поднимает картина вообще и роль в частности.

Была, впрочем, одна сложность лично для меня. Мне хотелось, чтобы в некоторых сценах мой персонаж сильнее, темпераментнее выражал себя. Но Андрей всегда останавливал меня и говорил: «Поверь, здесь этого не надо». Хочу добавить, что Звягинцев такой режиссер, которому нужно доверять. Он точно знает, куда он ведет.

– Центральный сюжет картины – семейный конфликт. В своей жизни Вы встречались с чем-то подобным? Насколько, по-вашему, правдоподобна эта история?

– Да, конечно. Но нужно понимать, что это художественное произведение, здесь все доведено до максимума. И когда зритель посмотрит картину, он поймет, о чем я говорю. Вся эта трагедия складывается из обыкновенных будничных проявлений. Типичных ситуации и поведенческих конструкций. Мы не задумываемся, как наше бытовое поведение сказывается на жизни наших близких. Мы можем грубо ответить, быть невнимательными друг к другу. Как правило, мы никогда не вкладываем какого-то злого умысла в свои слова. Мы можем сказать «чтоб ты сдох», но не потому что действительно этого желаем. Однако из таких вещей и складывается эта нелюбовь, это негативное поле, в котором и гибнет человек.

На мой взгляд, фильмы Звягинцева тем и интересны, что они вводят зрителя в некое медитативное состояние. Режиссер, кажется, ведет тебя по сюжету, а в случае «Нелюбви» по очень простому сюжету, как вдруг, неожиданно для себя, ты оказываешься, будто в пещере, один на один с собой. Там, где ответы могут быть максимально честными, какими бы неприглядными они не оказались. И это самое ценное впечатление, которое производит этот фильм.

Алексей Розин с супругой на московской премьере фильма «Нелюбовь»

– Вы бы показали этот фильм своим детям?

– Обязательно. Я думаю, что произведения такого рода, как картины Звягинцева, который из фильма в фильм не боится быть неугодным зрителю, не идет по пути развлечения, а предлагает сложные темы для размышления, необходимо показывать. Только на таком материале с человеком происходит что-то по-настоящему важное. Я не имею в виду, что не надо смеяться или развлекаться. Я сам очень люблю жанровое кино, иронию и юмор.

– Вы можете представить, что Звягинцев мог бы снять комедию?

– Я мечтаю о том, чтобы он снял жанровое или костюмное кино. Думаю, это будет интересно. Насчет комедии не уверен. Хотя он человек с огромным чувством юмора, очень самоироничный. С другой стороны, возможно, это наша особенность и примета нашего времени, и это тоже интернациональная проблема: мы все стремимся к развлечениям, но нужно время от времени останавливаться и думать о чем-то высоком.

Алексей Розин на фотоколле фильма «Нелюбовь» на юбилейном, 70-м Каннском кинофестивале

– Фильмы Звягинцева часто называют пессимистичными. Вы согласны с этим?

– Я не считаю, что это пессимизм. Можно ли назвать пессимистичным жанром трагедию? Ведь там все плохо кончается. Пессимизм, на мой взгляд, это когда ты после просмотра или прочтения чего-либо остаешься тем же, кем ты и был. А если с помощью этого произведения ты начинаешь осознавать, где ты ошибся, в какую сторону нужно меняться, – это по-настоящему ценно. Это и есть цель искусства.

– Какое, по-вашему, кино нужно снимать в России сегодня?

– Я думаю, что фильмы нужно снимать разные. И при этом не боятся экспериментировать в сторону техники, развития жанров. Но не нужно и бросаться в крайности. Не нужно терять свою национальную идентичность. Сильной стороной русского искусства всегда была философия и размышления. И просто взять и отказаться от этого невозможно.

Алексей Розин, Андрей Звягинцев и Марьяна Спивак на премьере фильма «Нелюбовь» на юбилейном, 70-м Каннском кинофестивале

– У Вас есть опыт постановки театральных спектаклей. Не хотели бы однажды поставить фильм?

– Время от времени такие мысли возникают, но пока я до этого не дорос. Это очень сложный для меня процесс, гораздо более сложный, чем театр. Для меня разница между театром и кино заключается в том, что в театре я имею дело с живой тканью. У меня есть много времени на то, чтобы подготовиться к выходу на сцену. Когда спектакль выходит к зрителю – он остается живым, происходит здесь и сейчас. В этом невероятная ценность, уникальность и кайф, что сегодняшний спектакль не будет таким же, как вчерашний или завтрашний. Никогда он не повторится. Все равно он, так или иначе, будет другим. А кино это раз и навсегда, больше ничего не изменишь.

Смотрите фильм «Нелюбовь» в кино с 1 июня 2017 года.

Читайте также:

Зачем нам «Нелюбовь» Андрея Звягинцева после его «Елены» и «Левиафана»

Андрей Звягинцев в третий раз остался без «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля

Андрей Звягинцев надеется, что нецензурную лексику разрешат использовать в российских фильмах

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.

Алексей Розин

Российский актер, театральный режиссер и педагог.

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
39-летний капитан «Вашингтон Кэпиталз» получил серьезную травму.
ОБЗОР
10-ая неделя напоминала конкурс талантов, и казалось, что Школа леди внезапно превратилась в театральный вуз. Девушки демонстрировали свои лучшие стороны, проходили полиграф и отвечали на провокационные вопросы.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Почти никто из основного каста не стал большой звездой.
Алексей Розин: «90-е годы не вызывают у меня нежный трепет»
Удушающая материнская любовь. Рецензия на фильм «Вера»
На большом экране состоялась премьера драмы «Вера», снятая по культовой повести «Вам и не снилось»
Вам и не снилось: вышел трейлер фильма «Вера» с Викторией Толстогановой
Алана Мамаева о шоу «Звезды в джунглях»: «Здесь важен внутренний стержень, он не даст стать Натаном» 08:25, 21.11.2024
Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное» 08:28, 20.11.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через