«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»: дата выхода, трейлер и рецензия
Объясняем, почему режиссеру Заку Снайдеру не зря доверили бюджет в 250 миллионов долларов, и рассказываем, что в итоге получилось.
В детстве меня, как и многих, волновали основополагающие вопросы бытия. Например, кто круче — Робокоп или Терминатор? Чужой или Хищник? Сталлоне или Шварценеггер? Бэтмен или Супермен? Я и представить себе не мог, что через два десятка лет взрослые дяди будут тратить огромные деньги, чтобы дать ответ на некоторые из этих вопросов. Вот, к примеру, режиссер Зак Снайдер, который получил бюджет в 250 миллионов долларов для работы над фильмом «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».
Оговорюсь сразу: перед Снайдером стояла непростая задача. Джей Джей Абрамс (режиссер фильмов «Звездные войны: Пробуждение силы» и «Звездный путь») как-то давно заметил, что было бы странно снимать «Бэтмена против Супермена» до сольных фильмов о Бэтмене и Супермене. А ведь именно это предстояло сделать Заку: одним фильмом ввести нового Бэтмена (Бен Аффлек) и устроить его столкновение с парнем в красном плаще. Кроме того, ему нужно было органично соединить в одной картине условно-реалистичный мир Темного рыцаря, в котором царит вечный полумрак, с намного более фантастическим миром Супермена (Генри Кавилл), нарисованным яркими красками. И место для множества камео нужно оставить, и намеков на грядущую «Лигу справедливости» щедро разбросать — и все это за два с половиной часа фильма.
Бен Аффлек и Генри Кавилл в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
В целом Снайдер с задачей справился. «Бэтмен против Супермена» вышел не таким продуманным и драматичным, как нолановская трилогия о Брюсе Уэйне, не хватает ему и бесшабашного задора, которым отличаются кинокомиксы Marvel. Фильм получился тяжеловесным, масштабным, напоминающим по размаху древнегреческую трагедию — наверное, такой и должна быть история о величайшем гладиаторском поединке в истории, сражении человека с живым богом.
Как и в «Хранителях», Зак Снайдер ухитряется рассказать целую историю, пока по экрану плывут открывающие титры. Томас и Марта Уэйны в очередной раз умирают в темном переулке (ей-богу, чаще них на тот свет отправляют только дядю Бена из «Человека-паука»). Маленький Брюс падает в яму и оказывается в темноте, окруженный писком, шорохами и хлопаньем тысяч крыльев. После краткого пересказа биографии готэмского линчевателя Снайдер напоминает нам, чем закончился «Человек из стали». В небе над Метрополисом Супермен сражается со злобным криптонским генералом Зодом, а на земле Брюс Уэйн чувствует себя маленьким и беспомощным, когда вокруг него рушатся дома и гибнут люди. От сцены отчетливо веет духом 11 сентября, и, судя по отзывам западной прессы, критики не оценили заигрываний с национальной трагедией.
Задав декорации для грядущего конфликта, фильм неспешно подводит героев к столкновению. Бэтмен и Супермен, подобно двум акулам, кружат друг вокруг друга, изучая соперника и прощупывая его оборону. Генри Кавилл не слишком успешно пытается изображать из себя репортера Daily Planet, но дружелюбный и открытый Кларк Кент в его исполнении оказывается таким же мрачным и задумчивым, как потрепанный жизнью Брюс Уэйн Бена Аффлека.
Генри Кавилл в роли Супермена в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
В роли Супермена Кавилл во многом схож с памятником, который воздвигли в честь своего спасителя жители Метрополиса: такие же точеные формы, такая же эмоциональная отчужденность. Снайдер продолжает сыпать отсылками к авраамическим религиям: его Супермен не просто приходит людям на помощь — он нисходит к ним с небес, окруженный ореолом света.
Читайте также:
Генри Кавилл: человек со звезды
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»: актеры и роли
Бэтмен же, напротив, изображается созданием ночи. Измотанный долгой и безрезультатной борьбой с преступностью, надломленный потерей Робина герой Бена Аффлека гораздо мрачнее своих предшественников. Если темный рыцарь Кристиана Бэйла в последний момент уводит мотоцикл в сторону, не найдя в себе силы сбить Джокера, то Бэтмен Аффлека в аналогичной ситуации с суровой решимостью вжимает газ в пол, направляя многотонный бэтмобиль прямо на Супермена. «Мы преступники, Альфред, и всегда ими были», — говорит Брюс Уэйн своему дворецкому (Джереми Айронс), которого также не пощадили годы.
Джесси Айзенберг в роли Лекса Лютора в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
Атмосферу разряжает только Лекс Лютор (Джесси Айзенберг) — наследник корпорации своего отца, «настоящего Александра Лютора», прожигающий многомилионное состояние, чтобы подпитать свой комплекс бога. В словосочетании «безумный ученый» Айзенберг делает акцент именно на безумии, превращая своего персонажа в подобие Джокера Хита Леджера, приправленного кобейновской шевелюрой и мизантропией Цукерберга. Не могу сказать, что это идет фильму на пользу.
Но ведь мы ждали этот фильм не ради Лекса — нас интересует вынесенная в название схватка. И она не разочаровывает. Зак Снайдер еще в «300 спартанцах» доказал, что отлично умеет снимать непреодолимую силу, сталкивающуюся с несокрушимым препятствием. После того, как критики назвали экшен-составляющую «Человека из стали» пресной, слишком искусственной и построенной лишь на спецэффектах, Зак проделал колоссальную работу над ошибками. Теперь он не пытается поразить зрителя кучами денег, вложенными во взрывы и лазеры из глаз, уделяя больше внимания простому честному мордобою. Как итог — мы имеем жестокий (несмотря на рейтинг PG-13) бой под великолепную музыку от Ханса Циммера и Junkie XL.
Галь Гадот в роли Чудо-женщины в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
К сожалению, ближе к концу тяжелая наследственность «Человека из стали» дает о себе знать. Как известно, фильм во многом базируется на культовом комиксе Фрэнка Миллера «Возвращение Темного рыцаря» (не путать с третьим фильмом нолановской трилогии!). Снайдер в очередной раз показывает себя мастером визуализации: как и в случае с «Хранителями» и «300 спартанцами», он бережно переносит содержимое комикса на экран. Но Дэвид Гойер, сценарист этого и предыдущего фильмов о сыне Криптона, не отличается подобным уважением к первоисточнику, а потому к финалу картина теряет целостность, превращаясь в хаотичное нагромождение спецэффектов. Спасает ситуацию только своевременное появление Галь Гадот, которая чудо как хороша в образе Чудо-женщины. Не могу дождаться ее сольного фильма!
Когда пыль осядет, мертвые будут оплаканы, герои получат заслуженные награды, а злодеи — посрамление, нам останется признать: Снайдер выполнил поставленную перед ним задачу. Фигуры расставлены по своим местам, персонажи представлены публике, фундамент Лиги справедливости заложен. Дело за малым: осталось лишь добавить в команду самого быстрого человека в мире, сросшегося с инопланетным механизмом спортсмена и владыку морей.
Трейлер
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»: русский трейлер
Леонид Кискаркин
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Бэтмен против Супермена На заре справедливости
Американский супергеройский боевик от режиссера Зака Снайдера, основанный на комиксах...
Читать