Читайте нас в Telegram
03:20, 25.05.2012

Чулпан Хаматова представила в Каннах «Маяковского»

Фильм о гениальном поэте запускается в производство.

В Российском павильоне Каннского кинофестиваля прошла презентация фильма «Маяковский».

НОВОСТЬ
21-летняя Виктория Лысковец решилась на эксперимент.

Только не путайте с сериалом, сделанным для канала «Россия 1», с Андреем Чернышовым в главной роли! Сериал уже практически готов к выходу, тогда как фильм «Маяковский» только на стадии подготовительного периода. Хотя зреет картина в голове режиссера Александра Шейна уже долго — лет десять. Чулпан Хаматова, которая  является продюсером этого проекта, рассказала в Каннах подробности:

— Лет шесть назад я пребывала в жутчайшем профессиональном кризисе: задыхалась, находясь в безвоздушном пространстве, меня не удовлетворяло ничего из того,  в чем мне предлагалось поучаствовать. И вдруг в руки попал сценарий Александра Шейна и Аркадия Ваксберга о жизни Маяковского. И я поняла, что об этом проекте мечтала всю жизнь. Началось погружение в материал, мы так яростно с Сашей Шейном обсуждали материал, так часто встречались и меняли все в нем, что не заметили, как стали жить вместе, а два года назад у нас родилась дочь… Я обожаю эту эпоху — начало XX века, мой любимый поэт — Цветаева. И сегодня я уже в силу возраста и пережитого опыта подошла к такому состоянию, что мне, уж извините за наглость, есть что сказать. Эпоха Маяковского созвучна сегодняшнему времени. В последнее время в нашем обществе происходят события, которые меня как гражданина не могут не волновать. В этом проекте я наконец смогу сказать и показать все, что думаю о политике, власти, художнике…

Возможно, Чулпан Хаматова выступит в фильме не только как продюсер. Режиссер Шейн уговаривает ее сыграть главную женщину в жизни Маяковского Лилю Брик. Чулпан пока очень страшно, но, скорее всего, она согласится на роль.

— Чулпан самоотверженно погружалась в материал, прочитала все на эту тему. Она откопала много интересных деталей и даже занималась речевыми характеристиками персонажей, — рассказывает Шейн. — Словом, мне придется вписывать ее в титры в качестве сценариста. И я серьезно подумываю над революционным титром «Муза» — по отношению к Чулпан это является абсолютной правдой.

Что касается актера на главную роль — роль Маяковского, то он еще не найден. А вот Татьяну Яковлеву, парижскую любовь Маяковкого, про которую поэт сказал «Ты одна мне ростом вровень» и «Я все равно возьму тебя одну или вдвоем с Парижем», и которую так ненавидела и боялась Лиля Брик, сыграет Наталья Водянова. Нам показали фотографии модели в гриме Яковлевой — впечатляющее зрелище!

Как будет осуществляться поиск актера на роль поэта?

— Хочется, чтобы это было абсолютно свежее, новое лицо, — говорит Шейн. — Сергей Безруков точно играть его не будет!

Еще одним продюсером фильма выступает Сергей Члиянц. Он приехал в Канны явно с деловыми целями. Дело в том, что деньги для фильма уже практически найдены: 7 600 000 евро из планируемых 9 200 0000, но поскольку съемки будут происходить в Нью-Йорке и Париже, авторы проекта весьма заинтересованы в помощи международных инвесторов. И кто знает, может, в результате все это выльется в международную прокатную историю?

— Я два года как не занимаюсь кино, — рассказал Члиянц. — Вернулся, потому что знаю зачем. Каннский фестиваль со всей его буржуазностью — лучшее место для презентации проекта о человеке, который  всю жизнь боролся против буржуазности. Мы снимаем психологическую драму, которая описывает творческий путь поэта, но это будет не байопик. Усилия авторов будут направлены на воссоздание эпохи, ее эстетической стороны, но главным в проекте, конечно, останутся герои. Мы исследуем феномен раздвоения сознания. В Маяковском одновременно уживались гениальный поэт и человек, постоянно находящийся в поисках Бога, любви и смысла жизни. Поэт наблюдал за человеком и в конце концов заставил его принять единственно верно решение. Сегодня в России вся современная политическая элита похожа на Маяковского, но эти люди никогда не застрелятся… И еще вот о чем думается: все состоявшиеся сегодня в профессии режиссеры пришли в кино в перестройку и… превратились в жирных котов, живущих рядом с властью и кормящихся за ее счет. Власть часто берет в заложники художников, но еще чаще они сами бегут в объятия власти. Все это, надеюсь, прозвучит в нашем фильме.

Самым одержимым человеком из проекта пока выглядит режиссер Шейн. Он не только читает документы — он ищет и визуальный ряд: выискивает редкие портреты Маяковского, анализирует его плакатную и полиграфическую деятельность, ведь Владимир Владимирович по сути стоял у истоков российского рекламного дизайна…

— Меня отправило в этот мучительный поиск и ковыряние биографии одна цветаевская фраза: «13 лет человек убивал в себе поэта. На 14-й год встал Поэт и убил человека», — признается Александр. — Вот это и стало определяющей фразой для моего замысла. Проблемы власти, художника, ответственности за то, что ты говоришь, проблема величайшего дарования, которым ты можешь распорядиться в ту или другую сторону… Маяковский был первым русским панком. Из его стихов так и прет энергией панков, чьи устремления всегда были социальными и трагическими. Он называл себя 13-м апостолом  и говорил: «Бог есть, но ему не верят». И это весьма современно звучит сегодня, когда в обществе накопились вопросы к церкви. Маяковский вообще сложнейшая личность. Рано потеряв отца, он на всю жизнь затаил обиду на Бога, на несправедливый уклад мира. Представляете, человек был не согласен с мироустройством — и поэтому в итоге умер! Конечно, это будет история, рассказанная мною, моими глазами, но я постараюсь быть объективным.

В основе сценария фильма лежит замечательная книга известного писателя Аркадия Ваксберга «Загадка и магия Лили Брик». Год назад он умер, но над проектом работал очень активно. «Вокруг ТВ» поинтересовался у режиссера:

— Знаете ли вы, что свою книгу Ваксберг впоследствии переиздал, изъяв некоторые главы? Вы тоже руководствуетесь самоцензурой?

— Аркадий Иосифович был таким бескомпромиссным человеком и таким погруженным в материал, что переиздание книги имело другие  причины: он, вероятно, открывал новые подробности, находил иные источники… Мы с ним спорили при написании сценария адски! И я с ним во многом не соглашался. Например, Аркадий Иосифович демонизировал образ Лили Брик — он относился к ней довольно агрессивно и считал, что она погубила Маяковского.

— А как вы оцениваете Лилю Брик?

— Кто я такой чтобы ее оценивать?! 35-летний сопляк! —  эмоционально говорит Шейн. — Она была любовью великого поэта — этим все сказано. Да, мучила. Да, то приближала, то отталкивала. Но ведь в итоге родились гениальные стихи.

— Скажите, а общалась ли Чулпан с людьми, близко знавшими Лилю Брик, например, с Инной Генс-Катанян, являвшейся ее невесткой?

— О да! У  Чулпан и Инны идет плотное общение. Инна рассказывает такие детали о Лиле Брик, которые помогут актрисе приблизиться к образу этой загадочной женщины.

— Вы знаете, что Инна Генс-Катанян яростно не любит книгу Ваксберга? Как вам удалось договориться с ней?

— Да, Инна считает, что они с мужем Василием Катаняном допустили Ваксберга в секретные  архивы, а он их выкрал… А знаете, как журналиста я Ваксберга понимаю. И вот еще что: в отношении к Маяковскому люди делятся на лагери. Есть лагерь мамы и сестер Владимира Владимировича, есть лагерь Катанянов, лагерь Ваксберга… Наша задача — показать все точки зрения.

…Не секрет, что в жизни Маяковского была страница жизни, которая до сих пор окутана тайной, — его дружба с руководителями ГПУ. Что стояло за этими отношениями и кто на на кого в конечном счете влиял — об этом тоже пойдет речь в фильме.

— На самом деле наше кино — про любовь и шпионов, — смеется Шейн. — Когда меня спрашивают, как буду зазывать людей в прокат, отвечаю: на постере будет написано «Пытки, шпионы,  любовь втроем»… А если серьезно, наша задача показать время. Эпоху, когда революция пришла во все сферы в жизни: в искусство, в семью… Почему любовь втроем стала популярным явлением? Потому что в основе лежал не секс, а духовные связи между людьми. Вы хотя бы представляете себе  роль поэта в тогдашнем обществе? Не было звукового кино, телевидения, Интернета. Поэзия была массмедийной площадкой, собиравшей людей для обсуждения общественно важных тем. Когда Маяковский умер, на его похороны пришло столько народу, что начало очереди стояло у Даниловского крематория, а хвост — на Никитской улице…

Конечно, фильм попытается ответить на вопрос тайны смерти Маяковского. Вслед за Ваксбергом, Шейн не верит в версию гэпэушного заговора:

— Последние месяцы жизни поэта были цепью каких-то роковых обстоятельств. Актриса Вероника Полонская сделала от него аборт и не спешила уходить к нему от актера МХАТа Яншина. Плохое физическое самочувстие, поэтический кризис… Последний творческий вечер Маяковского в Политехническом музее был абсолютно провальным. Ему предшествовала одна мистическая история: Маяковского по дороге на вечер окружила стая собак и не пропускала. С собаками у поэта были особые отношения: Маяковский обожал животных, а те отвечали ему любовью. Так вот, та стая как бы предупреждала его: не ходи… Он не внял знаку. Творческий вечер провалился, и Маяковский вдруг очень явно осознал, что  его борьба за человеческие души проиграна…

Проект «Маяковский» выйдет в свет в 2014 году. И это даже при условии, если презентация в Каннах не вызовет интереса у иностранных продюсеров.

— Мы не станем ждать источников финансирования, — говорит Сергей Члиянц, — и запустимся в срок. Хотя будем рады спонсорской помощи из Украины, Франции и США.

Илона Егиазарова

Канны     

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Каннский кинофестиваль

Один из старейших и самых престижных кинофестивалей мира. Традиционно проходит...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
НОВОСТЬ
Певицу сравнивают с известными блондинами.
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
Каннский фестиваль подводит итоги и спорит о вампирах и Романе Полански
Вампирская любовь на Каннском фестивале
Каннский фестиваль: наряды Шэрон Стоун и Айшварии Рай
На Каннском фестивале — очередная кража на 2 млн евро

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через