Джуд Лоу потратил целый день на один поцелуй
Джуд Лоу рассказывает в интервью о своей работе в картине «Мои черничные ночи».
В фильме «Мои черничные ночи», который Кар-Вай снял в США на английском языке, главную мужскую роль исполнил британец Джуд Лоу.
Он лучше знаком с американским кинопроизводством, чем гонконгский режиссер: с начала 2000-х снимался у Стивена Спилберга и Мартина Скорсезе, продолжая работать с лучшими британскими постановщиками — Энтони Мингеллой и Сэмом Мендесом. В «Моих черничных ночах» Лоу сыграл Джереми, меланхоличного владельца нью-йоркского кафе «Ключ» (это слово написано на дверях кириллицей), который провожает в дальний путь свою подругу — девушку с разбитым сердцем Элизабет (дебютная роль певицы Норы Джонс), чтобы встретить ее год спустя и вновь накормить фирменным пирогом с черникой.
Кар-Вай умеет рассказывать о любви в особенной, только ему свойственной манере. Все это знают хотя бы по знаменитому «Любовному настроению». Что необычного в «Черничных ночах»?
Знаете, что меня очаровало? Суть сюжета — путешествие, а мой герой никуда не едет: он сидит в своем баре и ждет, когда девушка вернется к нему. Фильм Вонга — не просто роуд-муви, а удивительное эмоциональное приключение, результат которого — любовь. Джереми — воплощение надежности, он как маяк для героини, но, оставаясь в Нью-Йорке, он странствует вместе с Элизабет. Пусть даже в воображении.
Говорят, что Вонг делает по сорок дублей каждого плана.
Что ж, изнурительная работа — лучшая работа. Самые удачные из моих фильмов были самыми утомительными. Но здесь я испытал чувство невиданной свободы. Я снимался раньше у потрясающих режиссеров, нередко они давали возможность импровизировать, но Вонг выбросил в окно все правила, к которым я привык. Я как будто освободился от гигантского груза.
Другими словами, на съемках диктатором Вонг не был?
Он управлял процессом, но не так, как мы привыкли. Он отвечает на твои вопросы, но тут же задает другие, и так без конца. У актера нет никакого контроля над ситуацией — все в руках режиссера. Сколько бы я ни импровизировал, перед вами — эмоции и видения Вонга, и я тут ни при чем. Так и должно быть: просто Вонгу, в отличие от других, удается дать исполнителю ощущение полной свободы и участия в творческом процессе. И никакого дискомфорта. Вонг настолько умен и уверен в себе, что и ты абсолютно спокоен. Впрочем, это свойство таланта. Мне приходилось куда труднее в проектах, которые вели не столь одаренные режиссеры.
Хороший поцелуй эффектно смотрится только на экране, на самом деле это вопрос чистой техники. Мы тратим на один поцелуй целый день, повторяя все снова и снова: что тут, по-вашему, романтического? Камера примеривается к нам так, эдак, оператор пробует один ракурс за другим… Не думайте, что это так просто: «Закрой глаза и прижмись к моим губам». Мы долго репетировали, и мне пришлось совершать настоящие гимнастические упражнения, чтобы в итоге поцелуй получился таким, каким вы его видите.
Как вам Нора Джонс в качестве партнерши — она ведь все-таки певица, а не профессиональная актриса?
Нора доставила мне колоссальную радость. Это было еще одним открытием — работа в паре с кем-то, кто впервые перед камерой. С Норой я заново открывал законы профессии. Она помогла мне остаться на экране живым, избавиться от клише. Вообще эти съемки прошли как сон…
Прекрасный или кошмарный?
Необычный. Нет, это я не для красного словца: мы очень много снимали ночью. Я спал целый день, просыпался к вечеру, завтракал часов в семь, а потом отправлялся на экскурсию по ночному Нью-Йорку. Это, скажу вам, что-то особенное. Самое фантастическое из сновидений.
Есть роли, о которых вы мечтаете?
Да нет, пожалуй, ни о каких ролях я не грежу. Предпочитаю сидеть и ждать, когда хорошие роли сами найдут меня. Хотя это не совсем правда: вот в театре я бы много кого хотел сыграть. Шекспировских героев прежде всего.
Кого, например?
Например… (Смеется). Ну, самого очевидного (в 2009 году режиссер Кеннет Брана ставит в лондонском театре «Гамлета» с Лоу в главной роли. — Прим. Time Out).
А в мюзикле сняться не мечтаете?
Не думал об этом. Хотя Нора Джонс говорит, что у меня отличный голос. Уж ей-то можно верить. Забавно, что с Вонгом мы тоже много говорили о музыке. Мы будто искали общий ритм работы. Поэтому у нас с Норой получился потрясающий ансамбль.