Фильмы, побеждавшие на Венецианском фестивале с 2000 по 2014 год
«Пьета», «Фауст», «Горбатая гора», «Где-то», «Рестлер», «Вожделение» и другие картины.
Долгожданный для всех киноманов Венецианский фестиваль в этом году пройдет с 2 по 15 сентября. Он откроется фильмом «Эверест» исландского режиссера Бальтасара Кормакура, а закроется картиной «Mr. Six» Гуан Ху. Россию в конкурсной программе будет представлять Александр Сокуров, снявший фильм «Франкофония».
В предвкушении этого важного в мире кино события давайте вспомним фильмы, побеждавшие на Венецианском фестивале в прошлые годы.
«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» (2014)
Этим фильмом-притчей режиссер Рой Андерссон завершил свою трилогию о человеческом бытии. Как и положено итоговому произведению цикла, картина подводит черту под авторскими размышлениями о мире, времени и себе. На глазах зрителей разворачивается множество, на первый взгляд, не связанных между собой абсурдных зарисовок. И хотя герои постоянно сменяют друг друга, основная сюжетная нагрузка приходится на странную пару — торговца бессмысленной утварью и его умственно отсталого приятеля.
«Священная римская кольцевая» (2013)
В своем документальном фильме режиссер Джанфранко Рози наблюдает за горожанами, живущими вдоль Римской кольцевой дороги, огибающей столицу Италии. Автор создал галерею грустных и забавных портретов реальных людей. Картина показывает другой город — далекий от парадного Рима и его достопримечательностей.
«Пьета» (2012)
В мрачной психологической драме режиссер Ким Ки Дук хотел показать, как из-за денег возникают социальные проблемы: рушатся семьи и происходят самоубийства. И хотя в картине много сцен насилия и жестокости, сдобренных циничным юмором, главная ее идея в том, что нужно проявлять милосердие. Ведь именно так и переводится с итальянского слово «пьета», которое происходит от иконографического изображения скорбящей девы Марии с телом Спасителя Иисуса.
«Фауст» (2011)
«Фауст» Александра Сокурова вовсе не пересказ бессмертного произведения Гете, а скорее, его вольная интерпретация. Картина восхитила зрителей и кинокритиков отточенной актерской работой, завораживающей манерой съемки и глубиной характеров. Лента показала нам человека вне времени и какой-либо нации. Наверное, именно поэтому фильм стал близок и понятен людям во всем мире, а саму картину можно смело назвать международной, даже несмотря на то, что над ней работал российский режиссер.
«Где-то» (2010)
В драме «Где-то» София Коппола вспоминает собственное детство и свои отношения с отцом, поэтому многие сцены картины имеют реальную основу из ее жизни. Так что в своей героине — 11-летней девочке Клео (Эль Фаннинг) — режиссер отчасти видит себя в юном возрасте, а отчасти — дочь своих друзей, за которой она часто наблюдала. Фильм хоть и получился очень личным, но при этом был тепло встречен как кинозрителями, так и критиками.
«Ливан» (2009)
«Ливан» — один из самых проникновенных фильмов на тему средневосточных конфликтов. Израильский режиссер Самуэль Маоз рассказывает о первой ливанской войне 1982 года. В то время он сам был простым новобранцем израильской армии, и теперь делится своими воспоминаниями. Герои находятся внутри танка и видят все, что происходит снаружи, через прицел. Беспощадная и кровожадная война уносит одну жизнь за другой.
«Рестлер» (2008)
Фильм Даррена Аронофски стал возвращением Микки Рурка в профессию и принес ему множество призов, одним из которых и стал «Золотой лев». Герой Рурка — 50-летний рестлер, который когда-то был звездой. Теперь же он стар, болен и никому не нужен, ведь от него отвернулась даже собственная дочь. После неудачной попытки наладить свою жизнь, он решает участвовать в бою, зная, что идет на верную смерть.
«Вожделение» (2007)
«Вожделение» азиатского режиссера Энга Ли — это история всепоглощающей страсти между юной особой и искушенным влиятельным чиновником. Действие разворачивается в оккупированном в 40-е годы Шанхае. Простая девушка превращается в шпионку, чтобы уничтожить прояпонского врага. Ей приходится стать любовницей важного политического деятеля. Их порочная связь заходит так далеко, что героиня оказывается перед выбором между долгом к Родине и любовным чувством.
«Натюрморт» (2006)
Фильм китайского режиссера Цзя Чжанкэ переносит зрителей в старый город Фэнцзэ, который был затоплен. Сюжет картины достаточно просто: шахтер ищет свою жену, которая ушла от него, а другая женщина разыскивает мужа. Вместе они путешествуют по улицам, которые уже наполовину разрушены. Фильм затрагивает тему одиночества современного человека, потерю любви и близости к людям.
«Горбатая гора» (2005)
История всепоглощающей любви двух ковбоев на Горбатой горе когда-то вызвала широкий общественный резонанс. В Китае, например, картина и вовсе была запрещена к показу. Тем не менее некоторые авторитетные издания включили «Горбатую гору» в список лучших фильмов десятилетия. Ведь, несмотря на то, что картина была разрекламирована как первый в истории гей-вестерн, главная ее идея — развенчивание навязанных нам стереотипов.
«Вера Дрейк» (2004)
Воплощенная на экране режиссером Майком Ли драма «Вера Дрейк» повествует о послевоенной жизни скромной британской семьи. Мать и хозяйка дома Вера Дрейк — пожилая, уставшая от тяжелой работы женщина с робкой улыбкой, мягким характером и безгранично добрым сердцем. Днем она занимается уборкой в богатых домах и ухаживает за больной матерью, а вечером кустарным способом делает запрещенные законом аборты молодым девушкам, чья жизненная ситуация не позволяет им родить и воспитать ребенка. Однажды о ее действиях узнает полиция, и теперь жизнь Веры превращается в ад.
«Возвращение» (2003)
«Возвращение» — первая режиссерская работа Андрея Звягинцева. В ней автор размышляет о человеческих душах и эмоциях, о грани между смертью и жизнью. Лента пронизана атмосферой одиночества, потерянности и грусти. Заметим, что картина не только была удостоена главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», но и национальных наград «Ника» и «Золотой орел» как лучший фильм года.
«Сестры Магдалины» (2002)
Пронзительная драма ирландского режиссера Питера Муллана раскрыла зрителям страшную правду о злодеяниях, которые творились в стенах приютов Магдалины в Ирландии. Попадая сюда молодые девушки становились узницами и подвергались тяжелым испытаниям. Прикрываясь именем Иисуса, сестры милосердия принуждали их работать до изнеможения в прачечных, а за малейшую провинность беспощадно били. Девушки здесь подвергались сексуальному насилию и всяческим унижениям. Картина снята от лица четырех таких девушек, а действие разворачивается в 60-е годы.
«Свадьба в сезон дождей» (2001)
Комедийная мелодрама режиссера Миры Наир показывает романтическую историю любви на фоне красивых индийских обрядов и прекрасной музыки. Сюжет картины довольно прост: на церемонию в зажиточный дом в Нью-Дели прибывают многочисленные родственники со всей планеты. Оказывается, всем им есть что скрывать… Над фильмом совместно работали представители пяти стран: Индии, Италии, США, Германии и Франции.
«Круг» (2000)
Кинофильм режиссера Джафара Панахи рассказывает о нелёгкой судьбе женщин в современном Иране. Одна из них узнаёт, что её дочь родила девочку, и боится за будущее своей семьи; другая только что вышла из тюрьмы, и у неё нет денег на билет в родную деревню, да к тому же путешествие без сопровождения мужчины может плохо закончиться… И хотя фильм получил главный приз Венецианского фестиваля, в самом Иране он был запрещен к показу.