Главная премьера недели: «Джейсон Борн»
Наш кинообозреватель рассказывает, чего ждать от возвращения Мэтта Деймона в новом фильме франшизы.
Спустя девять лет после «Ультиматума» Мэтт Деймон возвращается к роли страдающего от провалов в памяти спецагента Джейсона Борна, а Пол Гринграсс снова садится в кресло режиссера.
Дела у Борна идут неважно: он скрывается от создавшего его ЦРУ в Восточной Европе и зарабатывает на жизнь, участвуя в кулачных поединках — не самое оптимальное применение его навыков. К счастью, эти навыки понадобились старой знакомой Борна Никки Парсонс (Джулия Стайлз), пообещавший Джейсону раскрыть пару новых подробностей о его отце. Никки решила поиграть в Сноудена и стащила информацию о черных делишках спецслужб, опять посягающих на гражданские права и свободы.
Конечно, хакерская активность Никки не могла остаться без внимания — аналитик ЦРУ Хизер Ли (Алисия Викандер, которой уже доводилось пересекаться со спецслужбами в фильме «Агенты А.Н.К.Л.») заметила взлом и уже бьет тревогу. Но начальник Хизер Роберт Дьюи (Томми Ли Джонс, оживляющий довольно пресного персонажа своей яркой отрицательной харизмой) — представитель старой школы, и вся эта IT-белиберда ему чужда (он, наверное, до сих пор «аськой» пользуется). Так что проблему утечки информации Дьюи решает по-старинке: натравив на излишне любопытную мисс Парсонс профессионального киллера, проходящего под псевдоним Спец (Венсан Кассель). Тот настигает свою жертву в Афинах, но оказывается успешен лишь наполовину: Никки удается устранить, а вот Джейсон сбегает вместе с особо секретной флешкой.
Мэтт Дэймон и Джулия Стайлз в фильме «Джейсон Борн»
Поднятый в фильме вопрос этичности действий спецслужб, которые под лозунгом борьбы с терроризмом все норовят заглянуть в нашу личную переписку, сейчас актуален как никогда. Но если откинуть его, «Джейсон Борн» выглядит как гость из 2007-го, когда трава была зеленее и Гринграсс моложе. Мы опять вынуждены наблюдать, как Борн вспоминает дела давно минувших дней (хотя, казалось бы, в предыдущем фильме в вопросе копания в прошлом была поставлена точка), скрывается от преследователей и избивает статистов. Вынуждены — потому что он делает это с механической эффективностью и без души. Так что сопереживать Джейсону особо не получается, а излюбленная манера съемки Гринграсса с трясущейся камерой и резкими переходами чаще утомляет, чем добавляет динамичности. Хотя стоит отдать фильму должное: некоторые экшен-сцены, вроде финальной погони по залитому неоновым светом Вегасу, вышли потрясающе эффектно.
В свое время цикл историй о Борне завоевал популярность прежде всего благодаря тому, что был максимально приближен к реальности. В отличие от холеного Джеймса Бонда и лощеного Итана Ханта Джейсон Борн был «приземленным» суперагентом, который не таскал с собой арсенал высокотехнологичных игрушек, не соблазнял роковых красоток и выходил из потасовки вспотевшим, с парой свежих ссадин на лице. Но нынче в тренде протагонисты, способные не только навалять плохим парням, но и отпустить при этом пару острот. А Борн остался все тем же бесстрастным Терминатором. И хотя в фильме он задевает какие-то струнки души у героини Алисии Викандер, достучаться до сердца зрителя у него не выходит.
Алисия Викандер в фильме «Джейсон Борн»
Будь «Джейсон Борн» отдельно стоящим шпионским боевиком, его можно было бы с некоторой натяжкой назвать хорошим, ведь с таким актерским составом и опытной съемочной группой что-то пристойное можно снять, даже особо не напрягаясь. Но в качестве продолжения оригинальной «борнианы» он смотрится блекло и вторично, эксплуатируя те же сюжетные ходы и не добавляя ничего нового к образу главного героя. А такой Борн нам не нужен.
Леонид Кискаркин
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Агенты А.Н.К.Л.
Американский приключенческий боевик культового режиссера Гая Ричи, созданный по мотивам...
Читать