Главная премьера недели: «Коллектор»
Наш кинообозреватель объясняет, почему стоит посмотреть новый фильм с Константином Хабенским.
Артур работает коллектором — человеком, который «помогает» должникам расплатиться с банком. Работа не самая лучшая, но Артур делает ее хорошо, благодаря чему имеет шикарный офис в центре Москвы и солидные гонорары. Для достижения своих целей он не стесняется использовать самые грязные трюки: притворство, психологическое давление, издевки и преследование. Не потому что он плохой человек — просто он верит в то, что жить нужно по правилам: взял деньги в долг — будь добр, верни.
Конечно же, с такой профессией и таким подходом к работе Артур нажил немало врагов. Поэтому, когда ему на мобильный звонит с угрозами очередная обиженная девушка, наш герой не воспринимает ее всерьез. Даже когда эта девушка загружает в интернет ролик, выставляющий Артура сущим дьяволом во плоти (само видео нам не покажут, но по репликам персонажей фильма можно примерно догадаться, что они видели), он и не думает волноваться. Но видео моментально становится вирусным, друзья и коллеги отворачиваются от Артура — не потому что вдруг начали считать его моральным уродом, а потому что таково общественное мнение, и связь с ним может плохо сказаться на репутации. Вокруг начинают кружить журналисты и прочие стервятники, желающие нажиться на чужой беде, и Артур принимает решение найти испортившую ему вечер мстительницу и вернуть себе доброе имя.
Кадр из фильма «Коллектор»
«Коллектор» — редкий представитель жанра камерных фильмов, больше похожий на моноспектакль. И это хорошо, ведь играющий главную роль Констанин Хабенский — превосходный театральный актер, и этот формат позволяет ему раскрыться полностью. На протяжении 74 минут в кадре появляется только Артур, а место действия ограничено офисом главного героя (иногда он выходит покурить на балкон, чтобы попозировать на фоне ночного города). Постоянно нарастающим напряжением и акцентом на телефонных разговорах это кино напоминает «Погребенного заживо» с Райаном Рейнольдсом. В таких фильмах все зависит от умения исполнителя главной (и единственной) роли зацепить зрителя и удерживать его внимание на протяжении всей картины. Константин Хабенский справляется с задачей превосходно: несмотря на ограниченность в пространстве, он постоянно перемещается, переругивается через дверь с охранником, выясняет отношения с начальством и даже находит время для телефонного розыгрыша. Метания Артура в его исполнении, сопровождающиеся барабанным перестуком, вызывающим в памяти «Бёрдмэна», не позволяют и на секунду отвлечься от происходящего на экране. Недаром Константин Юрьевич получил за этот фильм награду за лучшую мужскую роль на «Кинотавре».
Режиссер Алексей Красовский (ранее отметился в работе над сериалом «Метод Фрейда» с Иваном Охлобыстиным в главной роли), также выступающий в качестве сценариста, продемонстрировал выдающееся чувство меры: при кажущемся минимализме его дебютный фильм не выглядит сжатым в тесные рамки. Персонажи второго плана, существующие только в качестве голосов в телефонной трубке, заданы двумя-тремя яркими штрихами, но при этом не вызывают никаких сомнений в своей реальности. Красовский умело поддерживает интригу, скармливая зрителю информацию тщательно дозированными кусочками, и при этом не забывает оживлять картину мелкими, но важными психологическими деталями. Он даже смог уместить в скромные 74 минуты фильма намек на любовную линию.
Кадр из фильма «Коллектор»
Что не менее важно, Красовский не начинает занудствовать и не дает оценку действиям героя Хабенского, оставляя моральную сторону вопроса на суд зрителям. И если в том, кто в этой истории злодей, а кто — жертва обстоятельств, могут быть сомнения, то сам фильм, несомненно, хорош, и его можно всячески рекомендовать к просмотру. Немного жаль, что проекты такого качества в нашем кинематографе пока являются, скорее, исключением.
Леонид Кискаркин