«Гоголь. Начало»: Олег Меньшиков азартно потрошит трупы, Александр Петров постоянно теряет сознание
Кинообозреватель «Вокруг ТВ» уже оценил отечественное кинофэнтези, поставленное по мотивам произведений великого писателя, и делится впечатлениями.
«А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» — предложил Олег Меньшиков играющему Гоголя Александру Петрову… Писатель не пил, а все время в обмороки падал. Это, в общем-то, краткое содержание фильма «Гоголь. Начало» режиссера Егора Баранова («Саранча», «Фарца»). Тем, кто ждет от этого фильма красот Полтавщины, осмысления биографии великого писателя, внешнего сходства актера и литератора и прочего «уважения к классике», скажу сразу: лучше оставайтесь дома.
«Гоголь. Начало» — российская попытка сделать модное и стильное кино в жанре мистического детектива с элементами фэнтези. Попытка, надо сказать, дерзкая: киносага сначала выйдет в кинотеатрах, причем с месячными перерывами, в трех частях (а может, и в четырех – продюсеры еще не определились). И только в 2018 году проект покажут в виде телесериала на канале ТВ-3. Эксперимент опасный и непонятный, но производящая компания «Среда» во главе с Александром Цекало и продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов любят отправляться в рискованные плавания. Это вызывает уважение. По крайней мере, за опытом будет интересно наблюдать.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»
Теперь непосредственно к фильму. Первый кадр должен впечатлить мужскую аудиторию — бледная женская пятая точка во весь экран. Не очень обязательная по сюжету, зато сразу приковывающая внимание. Затем нам рассказывают о том, что кто-то страшный похищает на Полтавщине молодых девок, их находят мертвыми, но без единой капли пролитой крови. Народ крайне взволнован и напуган: преступления приписывают масонам, цыганам и, конечно, москалям. Третье отделение царской канцелярии начинает расследование. Юный Гоголь служит здесь судебным писарем. Начинающий литератор, автор поэмы, которую он уже успел сжечь, Николай Васильевич ведет протоколы следственных мероприятий. Попутно все время впадает в обморочные состояния и во снах видит подробности совершаемых преступлений. Следователь Яков Гуро решает воспользоваться странными способностями писаря и берет его в поездку на место ритуальных убийств – в Диканьку.
Командировка героев заслуживает отдельного упоминания. Мрачная карета, запряженная зловеще выглядящими лошадьми; Гоголь, все время проваливающийся в болезненный сон, и следователь Гуро, аппетитно ужинающий — для этого он раскрывает сундучок, из которого извлекает резной поднос, а на него выставляет изящную икорницу, рюмочку, вилки-ножики… Что за прелесть этот эпизод! Меньшиков в роли эксцентричного сыщика-пижона, одетый в красное пальто, напоминает то графа Дракулу, то собственного же Фандорина, то Шерлока Холмса из фильма Гая Ричи. Олег Евгеньевич вообще на протяжении всего фильма над всем иронизирует, при этом может азартно потрошить труп или вести допрос с пристрастием. Иногда его персонаж напоминает и постаревшего Костика из «Покровских ворот», только вот фразу «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» Гуро говорит после очередного жуткого убийства…
Олег Меньшиков в роли следователя Якова Гуро в фильме «Гоголь. Начало»
Что до Александра Петрова, играющего роль Гоголя, то, выражаясь на молодежном сленге, героя все время колбасит: тошнит, сотрясает мелкая дрожь, мучают странные сны, в которых он общается с ведьмами. Проснувшись, он обнаруживает, что ноги у него вымазаны в грязи. А еще Гоголь одержим эротическими галлюцинациями: то ли во сне, то ли наяву он занимается любовью с прекрасной замужней помещицей (Таисия Вилкова) и этот сюжет остроумно отсылает к «драме на болоте» – отечественной экранизации «Собаки Баскервилей».
Вообще «Гоголь. Начало» создавали весьма «насмотренные люди», которые захотели передать привет многим своим предшественникам (помимо всего перечисленного, еще и «Властелину колец», «Фантастическим тварям», «Ворону»). Они даже передали привет самому Гоголю, вкратце рассказав историю про одного коллежского регистратора, у которого украли шинель, в отместку он стал потрошить людей, да не простых, а чиновников… Узнали милейшего Акакия Акакиевича Башмачкина?
Теперь главный вопрос: страшным ли получилось кино? Местами — да. Моя соседка во время пресс-показа три раза от ужаса подпрыгнула в кресле. В фильме появляются: черный всадник с дыркой вместо лица, свиные головы, ведьмы, утопленницы и прочие мертвецы… Вся эта нечисть корчится, мечется, визжит и летает. Создатели картины признаются, что «вылили на экран галлоны черной краски» — и это правда.
Александр Петров в роли великого писателя в фильме «Гоголь. Начало»
Впрочем, у некоторых ведьм в кадре слишком оттюнинговые современные лица. Не думаю, что во времена Гоголя в Диканьку завозили силикон. Не думаю также, что Гоголь красил глаза, а сыщики белили лица. Но образы Меньшикова и Петрова – явная дань вампирской киномоде. Кстати, у Гоголя в этом фильме совсем не длинный нос. Поначалу сценаристы считали назначение Александра Петрова на роль писателя чудовищным мисткастом, затем стали подумывать о пластическом гриме, а потом успокоились и приняли правила игры.
Кроме нечисти в фильме появляется «наше все» — Пушкин. Правда, Павел Деревянко изображает его эдаким кривляющимся мелким бесом. Гоголь приходит к нему показать свою поэму, да не решается отвлечь великого поэта от карточной игры… Еще в фильме разные роли играют Евгений Стычкин, Артем Ткаченко, Ян Цапник… Как в хороших английских детективах, в злодействах подозреваешь всех – и от этого градус интриги повышается.
Для тех, кто, посмотрев фильм «Гоголь. Начало», почувствует себя оскорбленным и уязвленным, создатели картины сняли остроумные, предваряющие показ, видеоролики, в которых обезопасили себя от всех возможных упреков. В одном ролике пародист Сергей Бурунов в образе экзальтированной учительницы говорит о том, какая пакость, оскверняющая память великого писателя, у киношников получилась. В другом – он же в образе манерного историка моды истерически визжит, доказывая, что вышиванка в фильме неправильная – молдавская, а не украинская…
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»
От себя добавлю: я делала интервью с выдающимся исследователем творчества Гоголя Игорем Золотусским, хорошо знаю произведения Николая Васильевича, осведомлена обо всех драматических поворотах его жизни, о его фобиях, о том, что происходило во время перезахоронения останков великого писателя… И знаете, я не считаю, что фильм оскорбляет его память. Более того, помня о том, как сам Гоголь отважно пускался в жанровые эксперименты, считаю, что он даже обрадовался бы такой интерпретации своего творчества. Ведь, в конце концов, если и делать отечественные мистические детективы и кинофэнтези, то в первую очередь по «Вечерам на хуторе близ Диканьки».
«Гоголь. Начало» состоит из двух киноглав — про красную свитку и тайну заброшенной мельницы. В последующих частях нам покажут экранизации «Вия», «Заколдованного места» и «Страшной мести», и если они будут переосмыслены столь же креативно, думаю, у молодежи (кстати, возрастное ограничение полной версии фильма — до 18 лет, сокращенной – до 16), может появиться симпатичная отечественная страшилка.
Илона Егиазарова
Читайте также:
Александру Петрову пришлось отрастить ненавистные усы ради главной роли в фильме «Гоголь. Начало»
20-летняя Таисия Вилкова впервые разделась на экране в фильме «Гоголь. Начало»