Еще одним честным и талантливым человеком в нашем кино стало меньше – в одной из московских клиник умер Иван Дыховичный. После тяжелой и продолжительной болезни, на 62-ом году жизни. Успев закончить и показать зрителю свою уже навсегда последнюю работу – фильм «Европа-Азия» – и дать о нём одно из последних в жизни интервью. Его мы и решили опубликовать вместо некролога – с печалью и доброй памятью об Иване Владимировиче.
– Спасибо за фильм. А теперь расскажите, пожалуйста, о его создании.
– Уложились за 30 съемочных дней. Я специально выбрал для съемок Выборг – там огромный световой день. Работать удавалось по 16 часов в сутки. Тяжелее всех приходилось операторам – им нужно было все время держать в кадре большое число людей. Вообще, как вы, наверное, заметили, все действие картины происходит в одном месте. С одной стороны – это плохо, так как нет разнообразия в картинке, с другой —мобилизует.
Я решился на изображение, какое никогда не снимал – фильм радикально отличается от других моих картин. Надо себя развивать, надо двигать кино вперед. Многие любят автоцитаты, а я ни одну картину не снял похожей на предыдущие. Да, это большой риск – в чем-то я проигрываю, а в чем-то – наоборот. Но для меня нет границ эксперимента.
– Почему для фильма вы взяли пьесу «Европа-Азия» братьев Пресняковых?
– Пьеса эта трудная, но мне показалось, что в ней есть что-то очень важное. Она про людей – тогда как сейчас больше снимают про бандитов и милиционеров. В картине замечательные второстепенные персонажи: леший, венгры, поющие лирическую и при этом чрезвычайно матершинную песню (ее текст не был переведен на русский язык), Аленушка с братцем Иванушкой, Красная Шапочка, избивающая Милиционера, олицетворяющего власть. А еще у нас получились шикарные рабочие на стройке. Как-то продюсер сказал: «Что-то они у тебя в картине ничего не делают». Но ведь это и есть правда – они и в жизни ничего не делают!
– В картине звучит музыка Сергея Шнурова. Начиная работу над фильмом, вы уже знали кто будет писать музыку?
– Первым этапом работы над фильмом стал разговор со Шнуровым. Мне казалось, что в картине должна быть очень ясная музыка. В итоге я получил огромное удовольствие от работы с Сергеем. У нас ведь уже был удачный совместный опыт — «Копейка». А здесь Сергей не только автор музыки, но и актер.
– Расскажите, пожалуйста, о подборе актеров.
– Давно хотел снять в кино своего друга Татьяну Лазареву** – наконец, сделал это, и не пожалел. Она мастерски справилась с ролью, прекрасно исполнила чеховские монологи, цитаты из произведений Достоевского. Хочется также поблагодарить замечательных питерских актеров, блестяще справившихся с работой.
– «Европа Азия» — это притча, сказка, фарс?
– Мне трудно определить жанр фильма. Что это: фарс, абсурд, балаган, сказочная комедия?.. Не знаю. Зато точно знаю, для кого снимаю кино. Я своей публике доверяю и не унижаю ее пошлятиной, которую производят только ради того, чтобы заработать. Мои фильмы доходили до зрителей всегда. Так, в свое время, «Копейку» никто из кинотеатров не показал, но она пять лет успешно продавалась у «пиратов».
Не считаю, что фильмами можно изменить публику, повлиять на нее.
Многие талантливые люди, снимающие кино, стремятся чему-то научить других. Кто они такие, кто им давал на это право? Я ни к одному из персонажей своей картины не отношусь плохо, никого из них не осуждаю. И ощущаю себя там же, среди них,– на границе Европы с Азией.
Источник: proficinema.ru
Похороны режиссера и актера состоятся во вторник.
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Иван Дыховичный
Российский режиссер кино и телевидения, актер, сценарист и продюсер, телеведущий,...
Читать