Как делается «Розыгрыш»
К очередному возвращению популярной программы в эфир Первого канала.
В эфир Первого канала после двухлетнего перерыва вернулась – фанфары, барабанная дробь! – программа «Розыгрыш»! теперь ее будут показывать раз в месяц.
По информации, имеющейся у ВокругТВ, показ свежих розыгрышей будет принципиально отличаться от предыдущих.
Чем? А вот чем – зрителей обещают допустить на «кухню» программы. Показать, как она готовится и снимается.
О ней, кухне «Розыгрыша», у портала ВокругТВ есть свои сведения. Весьма детальные .
Ими мы решили поделиться с читателями портала. Итак. Как делается «Розыгрыш», или Опыт предыдущих циклов.
Без Сообщника нет Жертвы
Самый первый шаг в работе над циклом – получение от руководства Первого канала «списка кандидатов». В нём 150-200 фамилий. Все они входят в круг персон, раскручиваемых каналом. Разыгрывать можно только кого-то из них. Любая персона не из списка – будь она трижды знаменита! – в «Розыгрыш» не попадёт.
Следующий этап – выбор героя розыгрыша (внутри рабочей группы программы его называют Жертвой). Жертва выбирается из «списка кандидатов» – и сразу по нескольким параметрам.
Первое условие – «подход» к Жертве должен быть достаточно простым. Это значит, что у неё есть приятели, которые: а) согласятся помочь её разыграть; б) согласившись, не проболтаются Жертве, что для неё готовится розыгрыш; в) не откажутся от соучастия в последний момент. В «Розыгрыше» таких приятелей зовут Сообщниками.
Требования к Сообщникам не с потолка взяты, а выстраданы, оплачены нервами создателей программы.
Во-вторых, Жертва должна безусловно доверять Сообщнику. Масса сюжетов программы построена именно на этом: попав в нестандартную ситуацию, Жертва колеблется, не знает, на что решиться – тут-то и вступает Сообщник! Успокаивает, даёт совет, помогает принять нужное для красоты розыгрыша решение. То есть, пользуясь доверием Жертвы, заводит её в капкан. Так, например, с помощью Аллы Будницкой была разыграна Лия Ахеджакова. И с розыгрышем Билана ничего бы не вышло… не будь с ним рядом Яны Рудковской – продюсера Димы и Сообщника «Розыгрыша».
Наконец, третье требование к Жертве: оказавшись в нестандартной ситуации, она должна вести себя ярко и активно. Реакции Жертвы должны смотреться, тешить глаз. Если, попав в аховый расклад, Жертва вспылит, заговорит матом (как, например, Ксения Собчак), станет воздевать руки, доказывать что-нибудь с пеной у рта – прекрасно! Есть что показать зрителю! Лишь бы не ушла в ступор, не присела с каменным лицом в уголке пережидать бардак. В этом случае снимать нечего, затраты на подготовку розыгрыша (порядка 15 тыс. $., бывало и больше!) идут прахом.
К слову, в истории программы такое случалось не раз. Например, ходит слух, что в скандале с розыгрышем Марии Арбатовой всё не так, как было представлено суду и прессе. Реакция на розыгрыш у Арбатовой была весьма своеобразной. Но лучше ту историю не ворошить. А то опять в суд потянут…
Зато Татьяну Веденееву съемочная группа «Розыгрыша» вспоминает по-доброму. Напомним, что Татьяну оставили одну в картинной галерее, закрыв все выходы из неё фальшстенами. Было одно пространство – стало другое, безвыходное. И Татьяна (с точки зрения розыгрыша) повела себя безупречно. Столбом не встала, все повороты ситуации приняла близко к сердцу. Было что снять, что показать зрителю.
Рейтинг делают «жесткачи»
Итак, Жертва выбрана, есть договорённость с Сообщниками. Пора сочинять сюжет: рожать идею капкана, в который попадёт Жертва.
Этим занимается сценарная группа. 4-5 сценаристов на 4-5 часов уходят в мозговую атаку. Раз за разом, до помутнения в мозгах – пока не родится идея розыгрыша.
Идея эта обязательно добрая: Жертва не должна показать себя с позорной стороны. Жадиной, трусом и т.п. В этом случае Жертва не разрешит показ сюжета – и вся работа насмарку. Зато как приятно было смотреть… ну, скажем, на Гошу Куценко, когда он волок на горбу «подставную» со стрелой в седалище! На Андрея Федорцова, раз за разом нырявшего в поисках «утопленника»! Звездная персона вела себя как обычный хороший человек – и на это было приятно смотреть.
Во-вторых, идея должна быть простой, описываемой одной фразой: «Ксению Собчак похитил арабский шейх…», «Дима Билан заехал на минное поле…», «Игорь Верник попал в ящик фокусника – в нём Игоря должны распилить – и ящик сломался». Как показала практика программы, чем примитивней идея, тем лучше. Сложные не годятся – в реальность не перенесёшь. Ведь «Розыгрыш» – это кино с одного дубля, в котором главный герой сценария не читал! Поэтому никаких головоломок! Идея – только простая! В неё надо будет напихать хохмочек, сделать 2-3 поворота сюжета. И этим продлить его до 20-30 минут активных действий. После будет из чего монтировать.
И еще кое-что о сюжетных идеях.
Сценаристы программы делят их на «лайт» и «жесткачи». На мирные и экстремальные.
…Классическими «жесткачами» были розыгрыши Даны Борисовой, Ксении Собчак, Андрея Федорцова. В них – адреналин по полной, Жертве впору за сердце хвататься. Поэтому, прежде чем сочинять «жесткач», сценаристы всегда выясняли, как у Жертвы с сердцем? Если в порядке, можно писать для неё «жесткач» И всё равно рядом с местом съёмок будет дежурить «скорая».
Сценаристы облекают идею в слова, несут продюсеру. Тот либо отвергает идею, либо принимает с поправками: это и это выкинуть, а сюда добавить вот это!
Затем сценарий доводится до ума – и передаётся одному из режиссёров «Розыгрыша». На реализацию.
«Куда тебя, блин, понесло?!»
Реализовать розыгрыш – такая же мука, как и выдумать его.
А то и большая.
Мука с Сообщниками – их надо натаскать на роли и удержать от импровизации перед скрытыми камерами. «Войдёте в эту дверь, пройдёте сюда, сядете на этот стул! А вот на этот посадите Жертву – так она лучше попадёт в объектив скрытой камеры! И никаких хождений! Запомнили? Тогда повторите…» Сообщник всё это запоминает, повторяет. И всё равно:
Мука с Жертвой – бывает, капкан практически готов, но у Жертвы внезапно ломается рабочий график. Или заболевает родственник. Вся подготовка летит к чертям.
А если съемка натурная – вот вам мучения с погодой! Часть сюжетов обязательно должна быть на природе – если этого нет, зритель заскучает. И вот выехала съемочная группа на природу, поставила «капкан», Жертва подъехала… и зарядил ливень. «Кобздец, сворачиваемся!»
Но не все так печально. Немалую часть задумок программе «Розыгрыш» удалось реализовать и донести до зрителя. Аж на три цикла хватило.
Четвёртый, по слухам, будет дополнен кадрами с «кухни».
По тем же слухам, Татьяна Арно плохо запоминает текст из более чем одной фразы. Поэтому, хоть текст конферанса и пишется на двоих, доносить его до зрителя по жизни приходится одному Валдису Пельшу.
Интересно, эту часть «кухни» – покажут?