Читайте нас в Telegram
09:15, 17.05.2011
эксклюзив

Канны-2011: Ларс фон Триер признался в симпатии нацистам

На кинофестивале наконец-то прогремел первый скандал.

На Каннском фестивале наконец-то прогремел первый скандал. Расшевелил это политкорректное болото великолепный Ларс фон Триер. Режиссер, нарушающий все киношные правила, осмелился нарушить и человеческие приличия. На пресс-конференции, посвященной собственной конкурсной работе «Меланхолия», Ларс вдруг взял да и брякнул:

НОВОСТЬ
Певец не берет в руки подарки слушателей.

– Мне всегда казалось, что во мне есть что-то еврейское, по крайней мере, я всегда хотел быть евреем. Но оказалось, что мои предки из Германии. Так что я нацист. Есть в этом что-то приятное. И я по-человечески понимаю Гитлера…

Сидящая рядом с фон Триером актриса Кирстен Данст нервно заерзала на стуле и даже слегка толкнула режиссера локотком…

Ларс был неумолим:

– Да, я понимаю Гитлера по-человечески. Понимаю мотивацию его поступков. Но разумеется, я не оправдываю то, что он развязал Холокост и Вторую мировую войну.

Самое интересное, что к теме конкурсного фильма эти скандальные высказывания не имели никакого отношения. Ответ родился из вопроса: «Правда ли, что вы увлеклись готической культурой, потому что обнаружили в себе немецкие корни?» Вот Ларс и ответил – как это он умеет – провокационно, прикольно, смешно (в его понимании юмора, конечно). Он вообще зажигал всю пресс-конференцию и просто к моменту «неудобного» вопроса уже раздухарился – до этого он рассуждал об алкоголе и порноиндустрии… Но каннская общественность вдруг возмутилась. Слова о нацизме дошли до оргкомитета несколькими часами позже, и фестиваль потребовал от фон Триера публичных извинений. Ларс вынужден был оправдаться:

– Меня спровоцировали. Конечно, я не симпатизирую нацистам и Гитлеру…

Фестиваль, удовлетворившись покаянием, строго заметил: Канны – не площадка для сомнительных заявлений.

Теперь выходка фон Триера может ему стоить главной награды. Понятно, что «ничего такого» он не имел в виду – просто заигрался, просто дал журналистам роскошный инфоповод написать о себе. А вообще, фон Триер может не заморачиваться на тему наград: в его копилке есть уже все самое важное. Только на Каннском фестивале он номинировался 9 раз, Шарлотта Генсбург совсем недавно получала здесь награду как лучшая актриса за его фильм «Антихрист», а уж триумф «Танцующей в темноте» помнят в Каннах все.

Так что Ларс, в отличие от настоящих нацистов, свою войну давно выиграл.

Ну а теперь несколько слов о самом фильме, который, кстати, тоже стал предметом яростных споров.

«Меланхолия» – картина не о чем-нибудь, она о конце света. Прочухав конъюнктуру (весть об Апокалипсисе 2012-го все яростнее стучится в наши дома), фон Триер решил показать свой взгляд на эту проблему. То, что он создал, трудно назвать фильмом в общепринятом смысле. «Меланхолия» – это полотно, в котором крупными мазками показана структура нашего хрупкого мира – от насекомых, гнездящихся в траве, до человеческого общества. Под музыку Вагнера нам показывают страшную планету Меланхолия, которая стремительно приближается к Земле, чтобы стереть ее с карты мироздания. Люди знают о неминуемой гибели цивилизации и даже в такой момент продолжают надеяться на чудо. Они влюбляются, женятся, заводят детей, не думая о том, на что их обрекают…

В центре сюжета – две сестры – Клара (ее играет Шарлотта Генсбург) и Жюстин (Кирстен Данст). У первой – роскошный замок в горах, муж, сынишка. Вторая выходит замуж за прекрасного парня.

Но… Меланхолия приближается, и не все могут совладать с фактом скорой гибели. Кто-то предпочитает напоследок резать правду-матку (как мать девушек в ярком исполнении Шарлотты Рэмплинг), кто-то кончает жизнь самоубийством. Невеста Жюстин, отказав жениху в ласках брачной ночи по причине собственной меланхолии, идет в сад и отдается первому встречному гостю… А потом наступает Судный день. И при всем его трагизме он невероятно красив и величествен: три человека в собственноручно сооруженном шалаше принимают конец света – каждый с разной эмоцией. Кому-то Апокалипсис кажется счастливым избавлением от этого депрессивного мира, кому-то – настоящим горем, а маленькому сынишке Клары все это кажется игрой… Планета -убийца, сбившись с курса, сметает Землю со своего пути… И каким бы циником ты ни был, сидишь и в эту минуту, глядя на экран, думаешь: неужели все так и будет?

Рискую высказать мнение: фильм «Меланхолия» – не лучшая работа Ларса фон Триера. Более того, он очень многим напоминает провалившийся в Каннах фильм Теренса Малика «Древо жизни» – и затянувшимися природными планами в стиле канала «Дискавери», и тревожной музыкой… Одного нет у фон Триера – пафоса и назиданий. И уже за это ему спасибо.

 

Что же касается подробностей того, как создавался проект, то после слов о «нацизме» всему сказанному фон Триером можно верить наполовину. Например, он говорит, что до съемок находился в депрессии три года – и решил передать свои ощущения через этот фильм; что, готовясь к проекту, перечитал всего Достоевского. А вот что он говорит о том, как пришла идея фильма:

– У меня очень хочет сниматься Пенелопа Крус. Она время от времени предлагает мне разные сценарии, предлагала и французскую пьесу «Служанки», в которой две горничные убивают свою хозяйку. Я отвечаю Пенелопе, что снимаю только собственные истории. Взял и написал специальную для нее. Двух служанок переписал в двух сестер, еще учел, что Пенелопа – хорошая наездница и придумал сцену с лошадьми. А она взяла и предпочла меня «Пиратам Карибского моря».

Может, Пенелопа (если все рассказанное, конечно, правда) правильно и сделала? Ведь прими приглашение фон Триера – и ей пришлось бы лежать голой на траве, испражняться в свадебном платье и улыбаться на Луну… В фильме эти сцены проделывает Кирстен Данст. Поскольку актриса за фильм обнажилась несколько раз, фон Триер пообещал на пресс-конференции, что снимет с ее участием «грязный порнофильм».

– Ну а уж тебя я во всех ракурсах видел, – махнул рукой он на Шарлотту Генсбург, которую заставил в «Антихристе» весь фильм ходить голой…

Шарлотта, кстати, сейчас беременна – и порнороли ее пока мало интересуют.

Фон Триер еще много дурачился. И только однажды сделал серьезное лицо, когда говорил о смысле своей картины:

– Для меня этот фильм не о конце света, а о состоянии духа, которое называется меланхолией. Наша планета разрушается, но к чему переживать, ведь мы все равно все умрем!

Илона Егиазарова, Канны

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.

Каннский кинофестиваль

Один из старейших и самых престижных кинофестивалей мира. Традиционно проходит...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
У звезды 90-х начались проблемы со здоровьем.
ОБЗОР
В конкурсе были показаны фильмы «На этой земле», «Вечная зима» и «Пепел и доломит».
ОБЗОР
Профессионалы рассказали, как ухаживать за белоснежным бельем и бороться с желтизной тканей.
Каннский фестиваль подводит итоги и спорит о вампирах и Романе Полански
Вампирская любовь на Каннском фестивале
Каннский фестиваль: наряды Шэрон Стоун и Айшварии Рай
На Каннском фестивале — очередная кража на 2 млн евро

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через