Читайте нас в Telegram
22:26, 27.05.2012

Канны-2012: «Золотая ветвь» досталась «Любви» Ханеке

Объявлены итоги престижного кинофестиваля.

Каннский фестиваль подвел итоги. «Золотая пальмовая ветвь» досталась фильму «Любовь» Михаэля Ханеке. Зал аплодировал решению жюри стоя. Еще бы! Ханеке — киноклассик, любимец Канн, которого здесь уже не раз чествовали. А в его «Любви» потрясающе сыграли  легенды французского кино — 81-летний Жан-Луи Трентиньян и 85-летняя Эммануэль Рива. Мы о фильме «Любовь» уже подробно писали.

НОВОСТЬ
Ведущая не смогла совладать с эмоциями.

Сам Ханеке формулирует свой замысел так:

— Сюжет этого фильма основан на обещании, которое мы дали с моей женой: не бросать друг друга в ситуации, показанной в фильме. В современном мире мы наблюдаем такое повсюду, это распространенная проблема. Я пережил такую ситуацию в своей семье, и это вдохновило меня на создание этого фильма...

Гран-при фестиваля удостоился фильм «Реалити» итальянца Маттео Гарроне. Любопытно, что исполнитель главной роли — заключенный, отбывающий срок в тюрьме за три убийства. Для того, чтобы он смог посмотреть церемонию закрытия Каннского фестиваля по телевизору, его специально сегодня выпустили из камеры. 

Карлос Рейгадас, снявший фильм «После мрака свет», получил приз за лучшую режиссуру.

Приз жюри достался «Доле ангелов» еще одного киноклассика — Кена Лоуча.

Приза за лучшую мужскую роль удостоился Мэдс Миккельсен, блистательно сыгравший в фильме «Охота» датчанина Томаса Винтерберга.

Румынская картина «За холмами» Кристиана Мунджиу получила сразу две награды — за сценарий и лучшие женские роли (Кристина Флутур и Козьмина Стратан).

Фильм «В тумане» Сергея Лозницы, представлявший Россию, получил приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ.

«Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм была присуждена турку Резану Йесилбасу за фильм Silent.

 «Золотая камера» досталась режиссеру Бену Зайтлину за его первый фильм  Beasts of the Southern Wild, принявший участие в программе «Особый взгляд».

Мы проанализируем распределение призов чуть позже. А пока — о том, как проходила церемония закрытия Каннского фестиваля.


Каннские зонтики

Церемония закрытия была омрачена проливным дождем. Погода на нынешнем фестивале не балует, вот и в самый торжественный день красавицам пришлось выбирать: либо декольте, либо бронхит. Почти все женщины-звезды выбрали декольте. Правда, их сопровождали секьюрити с зонтиками.

С зонтиками стояли и зеваки. Обычно в Каннах их так много, что на Круазет по дороге ко Дворцу фестиваля не протолкнуться. На сей раз особенных пробок не было: любовь к кино — штука сильная, но комфорт, видимо, дороже.

Одри Тоту блистала на красной дорожке в прямом смысле: ее светлое платье было все усыпано каменьями.

Одри — явная любимица французов. Ее восторженно принимала публика. А тут еще дополнительная мотивация: Тоту сыграла главную роль в фильме закрытия фестиваля «Тереза Дескейру» французского киноклассика Клода Миллера, который умер в апреле этого года. Съемочная группа картины шествовала по каннской лестнице под печальную оперную музыку.

Еще одни любимцы французов — триумфаторы прошлого года, главные герои потрясающего фильма «Артист» Беренис Бежо и Жан Дюжарден.

 

Первая вела церемонию, второй сидел в зале, но с него не сводили объективов камеры местного телеканала. Беренис надела на церемонию закрытия фестиваля белое платье, и это было лучше, чем красное, надетое на открытие и сливавшееся с ковровой дорожкой. Однако то ли звезда за эти две недели существенно поправилась, то ли она скрывает интересное положение, но смотрелась актриса о-о-очень округлившейся.

Жюри тоже решило не отставать и выпендрилось по части нарядов. Жан-Поль Готье пришел в длиннющей юбке с разрезом и черных гольфах, чем вызвал массовое аханье в зале. Он выставлял ножку в разрезе, подобно Анджелине Джоли, и его внешний вид навел на мысли о необходимости появления в «Твиттере» блога от имени конечности — рядом с аналогичными аккаунтами Джоли и Де Вито.

Диана Крюгер появилась в платье с таким кринолином и на таких платформах, что едва дошла до своего судейского места.

А сценарист и режиссер Андреа Арнольд и вовсе вызвала смешки со стороны присутствующих своей безумной прической, дикими платфорамами, юбкой-пачкой, горжеткой, но более всего — выражением своего лица.

На красной дорожке церемонии закрытия появились: стареющий красавчик Алек Болдуин со своей невестой — инструкторшей по йоге; Энди Макдауэлл, которую, судя по всему, не спасает уже ни один из рекламируемых ею кремов;

 Настасья Кински — вечно молодящаяся, в черных босоножках под белое платье и с огромным ожерельем от Chopard на шее;

Кайли Миноуг, вновь заставившая сплетничать об ассиметрии лица, полученной вследствие пластических операций...

Самыми, пожалуй, стильными участниками церемонии закрытия были ведущие — звезда фильма «Развод Надира и Симин» иранка Лейла Хатами

 

и Эдриан Броуди.

Ну а теперь, насладившись перемыванием косточек западным звездам, перейдем к анализу итогов Каннского фестиваля.

 

Что в саквояже розового козла?

Перед церемонией закрытия председатель жюри Нанни Моретти говорил о том, что он «родом из кино 50—60-х годов», исследующего не только человеческие взаимоотношения, но и препарирующего само кино как искусство. В числе своих кумиров Моретти называл Феллини, Пазолини, польских гениев, братьев Тавиани...

То, что «Золотая пальмовая ветвь» досталась Михаэлю Ханеке и его «Любви», вполне соответствует признанию Моретти: картина Ханеке как раз исследует отношения, показывая процесс увядания человеческой жизни чуть ли не с медицинской скрупулезностью. Я уже писала о своем восприятии этой картины: для тех, кто хоть раз в жизни пережил долгую болезнь и медленное угасание родного человека, этот фильм ничего нового не откроет, а, скорее, вызовет эмоции и воспоминания, которые не хочется вновь переживать. Умирание главной героини показано последовательно: вот она получает первый инсульт и превращается из энергичной интеллектуалки в женщину с ограниченными возможностями. Вот она получает второй инсульт — пропадает речь, ее кормят с ложечки протертой пищей, меняют памперсы… Муж  устает от этого ухаживания за больным человеком, но еще больше устает от созерцания своей любимой в таком непристойном состоянии. В старости нет благородства, словно говорит Ханеке. И герой совершает поступок, который положит конец всем страданиям — шокирующий, вероятно, богохульственный, но такой по-человечески понятный!

Роль верного мужа Жан-Луи Трентиньян сыграл самоотверженно и отчаянно. Беспримерный актерский подвиг, если вспомнить о том, что Трентиньян решил уйти из кино, когда восемь лет назад на съемках была убита любовником его дочь Мари. Возможно, это последняя роль Трентиньяна в кино — Жан-Луи говорит о том, что предпочитает играть в театре. Поэтому «Золотая пальмовая ветвь», конечно, отогреет сердце 81-летнего актера и его блистательной партнерши 85-летней Эммануэль Рива.

Бесспорна и победа Мэдса Миккельсена, получившего приз за фильм «Охота» Томаса Винтерберга. Актер, которого долгое время все считали просто красавчиком (даже на последнем Берлинском фестивале над ним посмеивались, говоря, что он сыграл обколотого ботоксом доктора в «Королевском романе»), продемонстрировал потрясающее мастерство. Тема, поднятая в фильме, очень важна: человека ни за что ни про что обвиняют в страшном преступлении — в педофилии. Обвинитель — маленькая девочка. Весь город, до того прямо-таки влюбленный в главного героя фильма — воспитателя детсада, начинает страшную травлю, охоту на ни в чем не повинного человека. Но герой не сдается — и это очень важно! Он отчаянно и упорно борется за свое честное имя. Миккельсену удалось передать мельчайшие нюансы переживаний своего героя — от недоумения до ярости, от отчаяния до просветления. На итоговой пресс-конференции победителей Миккельсен очень верно заметил:

— Нельзя получить приз за лучшую роль за фильм средней руки.

Призы за женские роли и сценарий достались фильму «За холмами», снятому еще одним каннским любимчиком — румынским режиссером Кристианом Мунджиу. И это тоже вполне понятное решение: Нанни Моретти, который представлял на прошлом Каннском кинофестивале фильм «У нас есть Папа» — о смехотворной процедуре избрания Папы Римского, очевидно, имеет свои счеты с церковью. А фильм «За холмами» как раз посвящен теме фарисейства. В его основе — реальная история о том, как девушку, которая искала приюта у своей подруги в монастыре, священники подвергли процедуре изгнания бесов. Несчастная умерла. А церковь, которая зачитывала девушкам огромный список грехов, так и не заметила, что совершила грех равнодушия...

Фильм сильный, пробуждающий массу вопросов, но и не бесспорный: девушка, ищущая приюта в монастыре, совсем не невинная овечка — она воинствующая лесбиянка, довольно агрессивная и наглая. И жалости не вызывает...

Молодые актрисы, получившие призы за лучшие женские роли, приехали на церемонию закрытия совсем уж в затрапезном виде. Понятно, что Румыния — небогатая страна, но хотя бы расчесаться из уважения к почтенной публике можно было?..

Приз жюри, доставшийся британскому классику Кену Лоучу, порадовал — его фильм «Доля ангелов», о котором мы тоже подробно писали, получился стильным, модным, озорным и оставляющим надежду.

И только два решения жюри вызвали лично у меня недоумение, граничащее с неприятием. Итальянцу Нанни Моретти, к сожалению, как и многим другим председателям судейских бригад, не удалось подняться над национальными чувствами: приз, доставшийся итальянскому  фильму «Реалити», кажется просто проявлением землячества. Кино, повествующее о том, как продавец рыбы вдруг решается поучаствовать в шоу, напоминающем «Дом-2», смотрится первые 20 минут, далее нерв из картины пропадает, и ты мучаешься, заранее зная, чем закончится кино.

Что касается приза за режиссуру, доставшегося мексиканцу Карлосу Рейгадасу, снявшему фильм «После мрака свет», то это напомнило ситуацию Канн 2010 года с награждением тайца Вирасетакуна за фильм «Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни».  С обоих фильмов народ валил косяками, оба фильма не имеют никакой сюжетной линии, зато перенасыщены кадрами в стиле канала «Дискавери» — с потрясающей природой. И оба содержат мифы и легенды, понятные, видимо, только жителям их стран. Появление розового козла (или черта?) с саквояжем в руках и огромным детородным органом в фильме «После мрака свет», а также эпизод с отрывание головы собственными руками одним из героев фильма, конечно, производят впечатление. Но не до такой степени, чтобы давать приз за режиссуру.

Сам Рейгадас знает, что его фильм многим не понравился, и так комментирует ситуацию:

— Понравиться — цель многих кинодеятелей, но не моя. Моя цель — свободно выразить то, что я хочу, и оставить что-то в ком-то.

Самое большое разочарование нынешнего Каннского фестиваля — это то, что жюри совсем не оценило фильм Лео Каракса «Holy motors», вызвавшего настоящую сенсацию. Видно, розовые козлы Нанни Моррети нравятся больше, чем мимикрирущие монстры...

Ну а в целом нынешний Каннский фестиваль удался на славу: программа сильная, интереснейшая, поводов для дискуссий — масса, как и деталей, способных сформировать моду на определенные тенденции в кино.

Илона Егиазарова

Канны    

 

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Каннский кинофестиваль

Один из старейших и самых престижных кинофестивалей мира. Традиционно проходит...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Артист поделился неожиданным фото.
ОБЗОР
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
Каннский фестиваль подводит итоги и спорит о вампирах и Романе Полански
Вампирская любовь на Каннском фестивале
Каннский фестиваль: наряды Шэрон Стоун и Айшварии Рай
На Каннском фестивале — очередная кража на 2 млн евро

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через