Кино недели: новый фильм Мэла Гибсона, экранизация Пушкина от Павла Лунгина и зомби-хоррор «Вирус»
Подробнее о фильмах, которые можно посмотреть в российском прокате с 17 ноября, — в нашем обзоре.
Главная премьера этой недели, безусловно, новый виток «поттерианы» — «Фантастические твари и где они обитают». Своими впечатлениями от одного из самых ожидаемых фильмов года наш кинообозреватель уже поделился здесь. Об остальных киноновинках недели — в нашем обзоре.
Новый фильм Мэла Гибсона начинается с батальной сцены, сразу задающей тон картине. И пусть после открывающих титров сюжет делает зигзаг, отбрасывая нас на полтора десятка лет в прошлое, не стоит расслабляться, наблюдая за американской идиллией начала 30-х. «По соображениям совести» — история, пропахшая кровью и порохом.
Главный герой этой невыдуманной истории Дезмонд Досс (Эндрю Гарфилд, был Человеком-пауком после Тоби Магуайра, но до Тома Холланда), родился и вырос в маленьком городке в штате Вирджиния. Его отец Том (Хьюго Уивинг, Элронд из «Властелина колец» и агент Смит из «Матрицы») — ветеран Первой мировой, который потерял на войне трёх лучших друзей и принёс с неё три медали, алкоголизм и стойкое отвращение к армии вкупе с посттравматическим синдромом. Его мама Берта (Рэйчел Гриффитс, снималась в «Отчаянных домохозяйках») — глубоко верующая прихожанка церкви адвентистов седьмого дня. Неудивительно, что Дезмонд несколько менее вольно, чем многие, трактует библейское «не убий». То есть не приемлет насилия в любой форме.
Эндрю Гарфилд в фильме «По соображениям совести»
И тем не менее он идёт в армию, исполненный желания служить стране в качестве полевого санитара. Канзас (вернее, Вирджиния) с миловидной медсестричкой Дороти (Тереза Палмер) остаётся позади, и армейская учебка бьет по голове суровой реальностью «Цельнометаллической оболочки». Шаблонный сержант орёт на рекрутов (но не так вдохновенно и забористо, как Хартман у Кубрика), Дезмонд глуповато улыбается (порой кажется, что Гарфилд делает это непроизвольно), и кажется, что вот-вот получит прозвище Рядовой Шутник. Но нет, вместо этого Дезмонд огорошит армейское начальство заявлением о том, что не собирается даже прикасаться к винтовке. И ещё предпочёл бы не работать по субботам — ему, знаете ли, религия не позволяет.
Сначала пацифиста в форме посчитают дурачком и попытаются комиссовать по соответствующей статье. Однако Дезмонд с упорством, граничащим с идиотизмом, будет цепляться за дарованное ему Конституцией право тянуть лямку. Наконец, после традиционной для фильмов про армию «тёмной», долгой череды унижений и до отвращения пафосной речи о том, как важно уважать ветеранов, рядовой Досс добьётся своего и отправится на Окинаву безоружным.
Тереза Палмер в фильме «По соображениям совести»
И вот здесь, на поле боя, заржавевший за несколько лет вынужденного бездействия режиссёрский талант Мэла Гибсона начинает блестеть в полную силу. Для начала нас (и батальон не нюхавших пороха солдат) попытаются напугать цепочкой грузовиков с трупами и рассказами вернувшихся с фронта бойцов. А потом начнётся то, ради чего стоит идти на этот фильм: мощный, яростный, грохочущий и пугающе реальный бой. Гибсон не жалеет бюджета на взрывы, щедро поливает декорации кровью статистов и не щадит чувства зрителей, швыряя им прямо в лицо ошмётки внутренностей. Мэл явно старается переплюнуть «Спасти рядового Райана» и «Перл-Харбор» в зрелищности — небезуспешно, учитывая прогресс технологий. Даже показанное мельком в паре эпизодов судно ВМФ США, артиллерийским огнём прикрывающее отступление пехоты, нарисовано лучше, чем корабль из «Крейсера» с Николасом Кейджем.
Важно, что Гибсон не делает различий между сортами героизма. Рядовой Смитти (Люк Брейси), задиравший и избивавший Дезмонда в учебке, оказавшись на поле боя, собственноручно уничтожает вражеский дот, обеспечив своему батальону прорыв ключевого участка обороны противника — и он герой. Но героем является и сам Дезмонд, помогающий раненым бойцам запихнуть вывалившиеся кишки обратно в живот, на собственном горбу вытаскивающий их из боя и умоляющий Господа дать ему шанс спасти ещё хотя бы одного. Согласно суровой арифметике войны, большая часть героев — это мёртвые герои, ведь, в отличие от Дезмонда, их не защищает сюжетная броня. Но скупые кадры исторической хроники и нарезка из нескольких интервью в конце фильма напоминают нам, что «По соображениям совести» основан на подлинной биографии санитара-пацифиста, получившего высшую военную награду своей страны, и что реальная жизнь порой может быть удивительней, чем сюжет военной драмы.
Эндрю Гарфилд иТереза Палмер в фильме «По соображениям совести»
«Дама Пик»
Драматический триллер Павла Лунгина основан на сюжете всемирно известной оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», которая, в свою очередь, поставлена по одноименной повести Александра Пушкина. Главная героиня фильма Софья Майер — оперная певица, которая вернулась в Россию после долгих лет жизни за границей. Дива одержима идеей поставить спектакль по произведению Чайковского «Пиковая дама» на сцене, где когда-то выступала сама. По мнению самой певицы, спектакль обязательно станет главным открытием сезона и завоюет любовь всех зрителей. Все актеры, играющие в постановке, обречены на успех, славу и деньги. Именно об этом и мечтает молодой певец Андрей (Иван Янковский). Юноша готов на все, лишь бы получить роль Германа, а Софья (Ксения Раппопорт), взявшая себе роль Графини, прекрасно это знает и собирается воспользоваться этим. «Были занятия с педагогами в Большом театре. Очень помогли, подготовка была достаточно серьезная. Очень помог Дмитрий Юрьевич Вдовин — блистательный педагог. Нужно тянуть гласные звуки и обязательно выделять согласные. Все строится на этом», — рассказал Иван Янковский о том, как работал над ролью.
Павел Лунгин считается одним из самых талантливых российских режиссеров, не зря в 1990 году он стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Специальный приз за режиссуру». С выхода своего первого фильма он постоянно удивлял зрителей жанровым разнообразием, но неизменным оставалось предпочтение к обязательному музыкальному оформлению. В «Такси-блюзе» это был саксофон Владимира Чекасина, в двух последних его работах — «Дирижере» и «Даме Пик» — классика. Так что если вы любите фильмы с хорошей музыкой, то новый фильм Лунгина вам наверняка понравится.
Иван Янковский и Ксения Раппопорт в фильме «Дама пик»
Если говорить об актерской игре, то стоит отметить, что и Иван Янковский, и Ксения Раппопорт справились со своей задачей — нерв был. Правда, появление на экране Миркурбанова и Симонова, которые в большей степени известны своими театральными работами (в МХТ им. Чехова и Театре им. Вахтангова соответственно), добавили фильму нарочитой театральности. В целом «Дама Пик» получилась яркой, неординарной и экспрессивной, так что смотреть определенно стоит.
«Вирус»
Посредственных зомби-хорроров в последние годы вышло столько, что их можно считать перед сном вместо овечек. А самых неудачных представителей поджанра можно рекомендовать к просмотру на ночь глядя — они усыпляют не хуже, чем стакан тёплого молока. И «Вирус» — как раз один из таких фильмов.
Как водится, действие происходит в открыточном маленьком городке. Две сестрицы Эмма (София Блэк-Д'Элия, снималась в бекмамбетовском «Бен-Гуре») и Стейси (Анали Типтон, засветилась в зомби-мелодраме «Тепло наших тел») сидят под домашним арестом из-за охватившей страну эпидемии. Симптомы нового неизученного заболевания, разносимого китайскими червями-паразитами, включают в себя: повышенный аппетит, припадки, кровавую рвоту и желание навредить ближнему своему. Обе сестрички являют собой стереотипных персонажей ужастиков для тинейджеров: младшая, Эмма, вокруг которой сконцентрировано повествование — стеснительная заучка, в то время как её сестре попала под хвост вожжа подросткового бунтарства, и она реагирует на запреты как бык на красную тряпку. А тут как раз папа уехал встречать маму из командировки и строго-настрого запретил выходить из дому, да и военные патрули внаглую ограничивают свободу самовыражения.
Кадр из фильма «Вирус»
В «Вирусе» много сюжетной шелухи, которая вроде как должна придать плоским (в плане глубины проработки персонажей) сёстрам глубину и индивидуальность. Поэтому львиную долю времени фильм выглядит подростковой драмой про отношения. Сестрички, которые ладят между собой, примерно как Маша и Даша из «Папиных дочек», сбегают на вечеринку к друзьям, при этом Эмма страдает от неразделенной любви к соседскому пареньку (такому же скромняге, как и она, который в жизни не сделает первый шаг), а Стейси скрывает от сестры известия о том, что у мамы с папой отношения не ладятся.
Как это нередко бывает с хоррорами, центральные персонажи настолько раздражают своей несовместимой с жизнью глупостью, что к середине фильма хочется болеть за зомби. Но, в отличие от «Факультета» Карпентера, местные живые мертвецы с торчащими из всех отверстий на голове червями-паразитами могут напугать разве что десятилетнего ребёнка.
Режиссёрский дуэт Генри Джуста и Ариэля Шульмана работает нестабильно: они несут ответственность за весьма достойное третье «Паранормальное явление» и за его крайне слабое и примитивное продолжение. Иными словами, что-то приличное у этих двоих выходит через раз. «Вирус» не удался, так что подождём их следующее совместное творение.
Алена Максимович, Леонид Кискаркин
Читайте также:
«Фантастические твари и где они обитают»: каким был мир Джоан Роулинг за 80 лет до Гарри Поттера
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
По соображениям совести
Американская военная драма режиссера Мэла Гибсона, основанная на реальных событиях...
Читать