Куда пропали покемоны и почему мир вспомнил о них именно сейчас
Разбираемся, кто это такие, откуда они взялись, за что их любили и ругали и зачем реанимировали вновь.
Весь мир снова сошел с ума от покемонов. 7 июля 2016 года состоялся официальный релиз новой онлайн-игры для платформ iOS и Android Pokemon Go всего в трех странах: США, Австралии и Новой Зеландии. Но за считанные дни приложение захватило мир и стало главным трендом 2016 года.
После бешеного успеха Pokemon Go кинокомпании загорелись идеей реанимировать популярную франшизу о покемонах, по мотивам которой и была создана игра. В Голливуде началась настоящая битва за права на разработку фильма. И, по слухам, студия Legendary Pictures очень близка к закрытию сделки на права экранизации фильма о покемонах.
История этих милых и одаренных существ началась в конце 90-х, когда они завладели умами японских школьников. Потом покемономания началась и по всему миру. Они стали предметов споров и обсуждений, причной скандалов и неоднозначной реакции. В общем, страсти разгорелись нешуточные. Рассказываем, кто придумал покемонов, как они стали такими популярным, когда про них забыли и почему вновь внезапно вспомнили.
Как обычный японский мальчик придумал покемонов
Жил-был японский мальчик Сатоси Тадзири, который в детстве увлекался коллекционированием насекомых (в 90-е такое развлечение было очень популярно в Японии: дети собирали насекомых, засушивали их, а потом обменивались между собой). Став старше, он переехал с семьей в Токио и не на шутку увлекся компьютерными играми. Как раз в начале 90-х годов в Японии вышла портативная игровая система Game Boy от Nintendo. Главной ее отличительной чертой была возможность соединить между собой две консоли, что позволяло принимать участие в игре сразу двум игрокам. Сатоси пришла в голову идея, что было бы неплохо, если бы его любимых жуков перенести в виртуальную реальность — с возможностью обучать их, соревноваться, при этом не убивая настоящую живность. Ко всему прочему Тадзири очень хотел играть вместе с друзьями, делиться при этом повторяющимися насекомыми с другими, чтобы собрать полную коллекцию, и проводить соревнования между подопечными. Но, несмотря на то, что маленьким персонажам уготовано было сражаться, ни один из них во время боя не погибал, так как создатель просто не хотел, чтобы в его играх присутствовал элемент насилия.
151 покемон и Покедекс
Изначально проект хотели запустить под названием Capsule Monsters, но из-за проблем с регистрацией его переименовали сначала в Capumon, затем игра получила название Kapumon, пока создатели не приняли окончательное решение и не присвоили приложению имя Pocket Monsters. Разработкой игры занялась компания Game Freak, создателем которой так же являлся Сатоси Тазири. Именно в момент производства нового проекта фирма терпела финансовый кризис. Помощь пришла внезапно: давний знакомый Тазири, услышав об идее приложения с обменом монстрами, не только предоставил помощь в финансировании, но и предложил выпустить игру в двух версиях. На старте появилось две компьютерные игры: Pokеmon Red и Green (Red и Blue в западном выпуске), созданные для портативной системы Game Boy. В них насчитывался 151 вид покемонов, а действие разворачивалось в вымышленном городе регионе Канто. Цель игры — стать величайшим тренером покемонов в регионе, победив других лучших тренеров региона — Элитную Четвёрку. Вторая цель заключалась в том, чтобы поймать всех покемонов и заполнить информацией о них Покедекс (электронную энциклопедию).
Главный покемон Эша — Пикачу
Игры получили хорошие отзывы критиков: те хвалили возможности многопользовательской игры и особенное внимание уделяли идее обмена покемонами. Версии игры Red и Blue получили 89% от GameRankings (сайт, посвященный играм и отслеживающий рейтинги) и удерживали постоянную позицию в «Топ-100 лучших игр всех времён». Выход игры положил начало франшизе «Покемон» и продаже миллионов копий по всему миру. В 2009 году игре даже удалось попасть в Книгу рекордов Гиннесса в разделе «Самая продаваемая RPG на Game Boy» и «Самая продаваемая RPG всех времён» (RPG — ролевая игра. — Прим. ред.). Впоследствии вышло еще шесть поколений «Покемонов». В каждом новом существенно видоизменялись локации и графика, добавлялись персонажи и совершенствовался процесс игры. Но суть всегда оставалась одна: игрок путешествовал как тренер покемонов по вымышленному региону, он общался и сражался с другими пользователями.
Сериал про покемонов
После бешеного успеха первого поколения игр было принято решение сделать аниме-экранизацию сначала его, а впоследствии и следующих. Мультипликационным сериалом занимались компании Oriental Light & Magic при финансовой поддержке Nintendo, TV Tokyo и Shogakukan. Первая серия «Покемон! Я выбираю тебя!» вышла в эфир 1 апреля 1997 года в Японии. С тех пор показано более 800 серий.
В сериале речь идет о мальчике по имени Эш (Сатоси) из города Палетт, который мечтает стать Мастером покемонов. Его первым и самым любимым питомцем стал Пикачу, в то время как в играх стартовые покемоны — Бульбазавр, Чармандер и Сквиртл. Впоследствии к мальчику Эшу присоединиться Мисти (Касуми) — лидер водного стадиона города Церулина, которая старается заставить Эша заплатить за её сломанный велосипед. Затем появляется еще один герой — Брок (Такэси), лидер каменного стадиона города Пьютера, мечтающий стать покемоноводом. За героями по пятам следуют члены Команды R — Джесси и Джеймс (Мусаси и Кодзиро), намеревающиеся похитить Пикачу у его хозяина, но раз за разом терпящие неудачи. Эш с друзьями путешествует по городу Канто, собирает новых покемонов, выигрывает лидеров стадионов, собирает их значки, участвует в турнире Лиги покемонов, но 1/8 финала проигрывает. Примерно по такому же плану происходит основное развитие событий в последующих сюжетных линиях.
Успех аниме-сериала вдохновил создателей на полнометражные версии, расширяющие и дополняющие его сюжет. Некоторые из них даже были показаны в кинотеатрах: «Дианси и Кокон Разрушения», «Кюрем против Мечника Справедливости», «Покемон: Фильм первый» и т. д.
Эш и Пикачу
Как покемоны захватили весь мир
Вдохновившись популярностью покемонов в азиатских странах, создатели решили запустить сериал и игры в США. Была проделана огромная работа над корректным переводом. Nintendo потратила порядка 50 миллионов долларов на рекламу, так как боялась, что игры не понравятся американским детям. Премьера аниме-сериала в Америке состоялась осенью 1998 года. О закупке сериала в Россию начали говорить еще в начале 2000 года, но зрители увидели первые серии только в декабре. Премьерный эпизод прошел на Первом канале. В этот день дирекция общественных связей пригласила журналистов и детей из приюта в один из московских кинотеатров на презентацию сериала. У ребят новое аниме «Покемон» вызвало невероятный вострог, после чего они даже приняли участие в викторине, которую организовало руководство телеканала. В дальнейшем популярностью пользовался не только сериал. С успехом раскупались игральные карты, сотки, игрушки, раскраски, а также журналы, книги и комиксы, выпускавшиеся издательством «Эгмонт-Россия».
«Покемон» является одной из немногих на тот момент серий компьютерных игр, которая стала настолько успешной, что ей удалось выйти за пределы виртуального мира и стать частью массовой культуры. На 2011 год было продано более 200 миллионов экземпляров игр серии Pokemon, она до сих пор остаётся второй в мире по популярности. Сборы первого полнометражного фильма «Покемон: Фильм первый» составили примерно 164 миллиона долларов, что сделало его самым кассовым аниме-фильмом за всю историю кинематографа. Популярность «Покемона» была настолько высока, что в конце 90-х в Токио открылся «Центр покемонов» — специализированный магазин, в котором продавались все товары, связанные с «Покемоном». 1 ноября 2001 года подобный магазин открылся и в Нью-Йорке, в Рокфеллер-центре.
Покемон по имени Бульбозавр
За что ругали покемонов
Несмотря на положительные отзывы и популярность, «Покемон» неоднократно подвергался критике со стороны различных общественных и религиозных деятелей. Протестантские религиозные деятели, оценивая «Мьюту против Мью», сочли, что серия пропагандирует насилие и оккультизм. В арабских государствах карточная версия «Покемонов» была запрещена, так как мусульманские богословы решили, что она пропагандирует азартные игры, которые запрещены в исламской культуре. Высший совет Турции по радио и телевидению в 2002 году запретил показ «Покемона» по всей стране. Решение было принято на основании рекомендаций министерства здравоохранения. Они пришли к выводу, что эта лента опасна для здоровья детей. Также они были убеждены, что «Покемон» пропагандирует насилие, развивает ложный героизм, уводит от реальности и вызывает психические отклонения у детей.
Одно из происшествий, связанное с покемонами, даже получило собственное название — «Шок от покемонов». 38-я серия проекта получила широкую известность из-за того, что около 600 японских детей были госпитализированы после её просмотра с симптомами эпилепсии. После того как событие с 38-й серией получило широкую огласку, отсылки к нему стали проникать в массовую культуру. В одной из серий «Симпсонов» под названием «Тридцать минут над Токио» семья Симпсонов отправляется в Японию, где смотрит мультфильм и начинает биться в судорогах, увидев сверкающие глаза робота.
38-й эпизод сериала «Покемон»
Новый виток популярности покемонов
После 2010 года могло показаться, что бешеная популярность сериала и игры о покемонах пошла на спад. Так как эпизодов становилось слишком много и они были слишком похожи друг на друга, фильмы не отличались оригинальностью, и вообще ощущение чего-то нового и необычного от игр и различных приложений просто прошло. Для множества российских зрителей, которые росли как раз в 2000 годах, Пикачу стал просто еще одной культурной вехой детства. Но на самом деле это не так: в азиатских странах культового героя Пикачу вполне реально встретить на улице, на витрине в магазине или на телеэкране. Более того, даже в России телеканал «2x2» в 2014 году заключил договор на трансляцию всех эпизодов сериала.
Но настоящее возвращение популярности началось именно сейчас, в 2016 году, когда в Америке вышла игра Pokemon Go. Компания Nintendo представила приложение 7 июля всего в трех странах: США, Австралии и Новой Зеландии. Сейчас люди уделяют игре более часа каждый день — это даже больше времени, чем они проводят в Twitter и Instagram*. На самом деле главная фишка игры — ее интерактивность. Пользователю, чтобы собирать покемонов, нужно как минимум встать с дивана и как максимум посещать совершенно неожиданные места. Игра дает возможность общаться и упражняться в остроумии, так как среди игроков сложилось целое сообщество, которое функционирует чуть ли не круглые сутки. И в конечном итоге игра становится отличным поводом для знакомства, потому что людям приходиться взаимодействовать между собой, чтобы прокачать своих персонажей.
Эш с его покемонами
Более того, Pokemon Go изо дня в день сама создает новые информационные поводы. Например, практически сразу после выхода игры девушка из Вайоминга обнаружила труп в реке, пока искала покемона. Но самая интересная и немного шокирующая история, которую породило новое приложение, — это новость об американском добровольце, который в перерывах между боями с террористическими группировками успевает ловить покемонов.
На самом деле неизвестно, к чему приведет массовое помешательство, связанное с новой игрой, и конечно же, невероятный успех неотъемлемо связан с популярным брендом Pokemon, который имеет практически 20-летнюю историю и значительный вес в странах Азии, Австралии, Северной Америке и частично в Европе. Ясно только, что игра продолжит покорять другие страны и захлестывать новой волной помешательства уже их жителей.
Игра Pokemon Go
Читайте также:
Виртуальная реальность на больших экранах и фильмы, которые станут компьютерными играми
В Голливуде идет борьба за права на экранизацию Покемонов
По компьютерной игре Battlefield снимут сериал
Александра Тарасова