В последнее время на долю Никиты Михалкова выпало много переживаний – прохладный прием его фильма «Утомленные солнцем-2», устроенный российской кинокритикой, атака французских журналистов на Каннском фестивале, когда они, не посмотрев картины, назвали ее «просталинской».
Михалков решил ответить на ряд неудобных вопросов. Сначала он это сделал в Канне. Затем – в Москве, на днях, в Доме кино. Публикуем самые любопытные и острые выдержки из его ответов.
О киноведах, заколоченных в гроб
— Мочить «Утомленных солнцем» сайты, связанные с кино, начали за 8 месяцев до выхода фильма. После этого для меня киноведение умерло — его надо забить в гроб и похоронить…
В Канн этими сайтами была специально заброшена информация о том, что фильм — просталинский. Ладно, вы ненавидите меня – но хотя бы из уважения к российскому кино, к Родине, представляющей картину на престижном кинофоруме… Если информация заброшена – она, как бацилла, начинает работать. Французская пресса купилась на эту утку. Однако после просмотра фильма один французский критик сказал мне: «Если это просталинский фильм – то я готов стать сталинистом…».
Я уже пропереживал Каннский фестиваль — за те 5 раз, что выставлялись мои картины. Но для меня был значим такой эпизод. Перед премьерой фильма был технический показ — инженеру Дворца фестивалей – чтобы он понимал, как показывать ленту. В финале – 5 минут титров под роскошную музыку Артемьева. 700 фамилий – актеров, звуковиков, водителей, – написанных по-русски! Это много! Инженер посоветовал мне обрубить титры – и зажечь свет, а то зрители начнут разбегаться в темноте. Я было согласился, и тут что-то во мне взыграло, думаю, черт возьми, когда еще наши Пети-Кати-Наташи получат шанс мелькнуть на каннском экране – и сказал: оставляем все 700 фамилий. Не скрою, думал, зажгут свет — и в зале 2 человека. А зажгли – и полный зал стоял и аплодировал 20 минут.
О своей реакции на травлю, Лознице и «члене Кончаловского»
— Я частично из казачьего рода – Суриковых. Ему как раз и принадлежит высказывание: «Если ты едешь домой и не слышишь лая собак – значит, ты сбился с пути…»
Добра на свете 99 процентов, зла – 1 процент, но оно лучше организовано…
Вот в дни Каннского фестиваля газета выходит с заголовком на главной странице: «Член Кончаловского перепахал гениталии французской актрисы»… Никого же не заботит, что этот заголовок может увидеть любой ребенок. Что он может увидеть какую-то программу по ТВ...
Постоянно ловлю на себе ожидающие взгляды: сделайте нам хорошо, у вас же связи… А что будете делать вы? Кому мы премии даем? Наши критики поднимали в Канне фильм Лозницы. Не тебе эту правду о России говорить! Ты любишь эту провинцию, страдаешь, как-то хочешь исправить?!
Вы уничтожаете фильм «этого козла Михалкова». А что можете предложить? «Яйца судьбы»? Ну и живите среди яиц – не мешая остальным снимать кино. А то куда ни взглянешь – стоят руины незаконченных фильмов, плохо играют актеры… Либо менты-подонки, либо мерзость провинциальной жизни, либо гламур в виде 8-комнатных квартир…
О провале фильма в российском прокате
— Знаю, многие считают: Михалков кончился, Богомолов написал: мы присутствуем при гибели художника. Это неприятно. Но… За последнее время кинематограф разучил зрителя работать в зале, он способен затрачиваться 1,5 часа – ровно столько времени ему хватает на то, чтобы съесть большую банку попкорна. Мы живем в гламурно-глянцевом мире, и многие просто не хотят страдать в зале: «Не делайте нам этого», — говорят они…
О недостатках фильма и червяках
— Недостатки в «Утомленных солнцем-2» я вижу. Я был честен, снимая это кино, но что-то мне не удалось. Что-то я попытаюсь исправить в 15-серийном телефильме… Когда со мной ведут серьезный разговор об этом – с наслаждением готов слушать любую точку зрения. Когда я обороняюсь…
О выходе третьей части
— Есть прокатное правило: крупные проекты должны выходить в длинный уик-энд. Впереди только три таких – Рождество, 23 Февраля и 8 Марта. Рождество отпадает – по тематике не подходит. Значит, «Цитадель» вы увидите 8 Марта или 23 Февраля.
О ситуации в Союзе кинематографистов
- Вот ходят слухи: «100 достойнейших людей покинули Союз»… 30 лет назад был бы скандал, меня бы уже на ковер вызывали…
Давайте считать. Из 97 человек, покинувших СК, членами Союза являются 52 человека, остальные ими никогда не были. Из 52 — 2 живут за границей. Например, Иоселиани, котоый, к слову, никогда не был членом СК России, он мог быть только членом СК СССР… О том, какую позицию по отношению к России он занимает, живя во Франции, многие знают…
24 человека не платят взносов, и по закону должны были быть уже отчислены из Союза. Из оставшихся 27 человек лишь 11 имеют опыт кинематографических работ, большинство по 10 лет не снимали кино. Из оставшихся свою подпись под заявлением поставили 4 человека. Вот и вся арифметика этого огромного дела! Это блеф! Эти люди проиграли все суды. Хотите уйти – уходите, я никого не держу. Вам наплевать на стариков — вы даже членских взносов на их нужды не платили …
Мы кого-нибудь унизили? Не дали работать? Мы не позволили провести конференцию по, скажем, проблемам мультипликации? Вы же не изъявляли никакой инициативы! Я могу ответить на любой вопрос – про недвижимость, деньги! Только и вы приводите факты. Я тоже могу выдумать, что видел вас вчера на улице голым в компании 4 проституток из Танзании…
О Матизене
На вопрос, когда вы дадите по мозгам Матизену (президент Гильдии киноведов и кинокритиков, ярый оппонент Михалкова. — И. Е.), Михалков ответил:
— Нельзя дать по тому, чего нет.
О следующих фильмах – «Солнечный удар» и «Грибоедов»
— Я шел к «Солнечному удару» 37 лет, в великой русской литературе нет вещи столь тонкой и наполненной чувственностью. Я 11 раз переписывал этот рассказ от руки – казалось, я уже должен был знать, какое слово в предложении будет следующим – и все равно оно было другим, тем, которое полностью меняло энергетику. Если бы Господь дал мне хоть на 40 процентов соответствовать этой литературе – я был бы рад. Снять эротическую сцену нетрудно – для этого надо иметь двух незастенчивых актеров. Я же придумал этой истории другое обрамление. Про гибель русского мира. Не пугайтесь, здесь больше не будет танков!
Гурзуф, Севастополь 20-х годов. Белым офицерам советская власть пообещала подарить жизнь и свободу в обмен на погоны. Обманула. Среди таких офицеров – наш поручик, который проводит день после дивной ночи с незнакомой женщиной. Он переживает разные чувства: вчерашняя влюбленность привела к страстной ночи, к этому усталому утру, удовлетворению и облегчению от того, что женщина уезжает, – и… к невероятному опустошению… И оказывается, что этот простой пыльный день – с раздражающими мухами, комарами, чей-то свадьбой, водкой, становится самым счастливым днем в жизни поручика Потому что дальше — пропасть, гибель его мира…
По поводу «Грибоедова». Написан потрясающий сценарий, в который вплелись и легенды, и реальные документы… Смысл фильма: гибель Грибоедова – абсолютно спланированная акция англичан. Он единственный, кто стоял на пути англичан к Великому шелковому пути, – вот они его и устранили…
Есть легенда, по которой Грибоедов очень завидовал Пушкину. Однажды он попал в горы и встретился с огнепоклонниками. Те ему погадали: ты хочешь приравняться к таланту одного человека, мы тебе поможем – мы умеем аккумулировать энергию, но после этого ты исчезнешь… Он согласился – и на свет появились два чудесных вальса и гениальная комедия «Горе от ума». А потом нужно было сдержать слово — исчезнуть… И воспользовавшись переворотом в Персии, Грибоедов подкинул обезображенное чье-то тело, надев на руку трупу свой золотой напальчник, а сам ушел в горы к огнепоклонникам. Но иногда он спускался на «свою» могилу и видел плачущую на ней жену Нино Чавчавадзе, а она видела незнакомого бородатого старика…
Записала Илона Егиазарова
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Никита Михалков
Советский и российский актер, режиссер, сценарист, продюсер и телеведущий, народный...
Читать