Читайте нас в Telegram
00:00, 08.01.2009

Парадигма времени

О роли личности руководителя в рыночной эпохе телевидения говорить не принято. По разным соображениям. С одной стороны, потому, что в этом понятии изначально заложена некая архаика, напоминающая о недавнем прошлом, когда субординация и соподчиненность в этой сфере играли первостепенную роль, проецируясь на идеи, творчество, организационные возможности и задачи. С другой, потому что телевизионный процесс — явление сугубо коллегиальное, где личностная индивидуальность словно растворяется среди всех членов коллектива, и выявить ее de-facto практически невозможно. Тем не менее именно рыночная среда предъявляет к личности, к ее творческой и организационной состоятельности особый пласт требований. Не столько в плане значимости личности, сколько в смысле продвижения избранного дела. Для телевидения одной из таких знаковых фигур является Эдуард Сагалаев, человек, сумевший в период реформирования отрасли воспринять парадигму времени, обратить ее в перспективу развития для всего телевизионного сообщества.

НОВОСТЬ

Эдуард Михайлович, телевизионный мир — среда особая, нередко напоминающая “школу злословия”. Особенно в нынешние времена. Но, говоря о Вас, коллеги по цеху, будь то совсем молодые или облеченные немалым опытом, используют обычно характеристики в превосходной степени. Совсем недавно, кстати, в Ваш адрес прозвучала более чем лестная оценка — “гениальный телевизионный топ-менеджер”. А согласно опросу ведущих политиков и социологов страны, Вас относят к числу наиболее авторитетных деятелей нашего телевидения. Как Вы сами оцениваете такое единодушие?

— А стоит ли это комментировать? Согласитесь, мне, отдавшему развитию телевизионного дела 25 лет, трудно провести четкое разграничение между Сагалаевым-профессионалом и просто человеком. Видимо, эти понятия давно синтезировались, превратились в единое целое. Могу лишь сказать, что я всегда обостренно воспринимал время, его постоянный вызов к своей профессии, пытался следовать не конъюнктуре, а совести, воплощать задуманное в практику. Так было и тогда, когда в преддверии перестройки у всех на устах была нашумевшая передача “12-й этаж”, и тогда, когда создавался канал “ТВ-6 Москва”. С тех пор прошло немало времени, но проблем у российского телевидения не убавилось. Мнение моих коллег для меня особенно ценно, поскольку этой оценке адекватны мои представления о той ответственности, которую я всегда чувствовал за судьбу телевидения у нас в стране. Мои коллеги судят о телевизионном деле не с внешних позиций, а изнутри. И это крайне важно.

Но что двигало Вами, когда Вы решились приступить к созданию первого в России независимого частного телеканала — “ТВ-6”? Даже по нынешним временам рождение телеканала — затея весьма трудоемкая. А уж быть первопроходцем — дело и вовсе крайне сложное. Рыночным-то методикам обучаться не приходилось. Вперед продвигались на ощупь, скорее по наитию. Да и государственная монополия на телерадиовещание агонизировала не один год...

— Создание независимого российского телевидения — моя давняя идея, от которой я не отступал и отступать не собираюсь. Несмотря на значительный проделанный путь в течение последнего десятилетия, в России пока еще нет толком ни независимого, ни коммерческого телевидения. Впрочем, нет и государственного вещания в чистом его виде.

А тогда мною и моими коллегами руководило все то же ощущение времени, необходимость становления в нашем обществе демократических реформ. В буквальном и в переносном смысле мы шли за них на баррикады сражений. Хотя никто, особенно в журналистике, не задумывался тогда над тем, к чему приведет рыночная экономика, рыночная система развития общества. В том числе и сами СМИ.

Прежде всего мы думали о свободе слова, о правах и свободах граждан, а результат жесточайшей зависимости от рынка, на телевидении в том числе, совершенно не прогнозировался. Возможно, с позиций сегодняшнего дня, когда по всей России успешно и интенсивно работают уже сотни негосударственных телерадиокомпаний, создание Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) и выход в эфир “ТВ-6 Москва” покажется не самой значительной вехой. Но тогда, чтобы обеспечить трансляцию этого нового частного телеканала, нам приходилось решать не только массу программных и технических вопросов. Ведь раньше в Москве принималось всего пять каналов, еще меньше в регионах. И все-таки главным было сломать систему, в которой сам феномен негосударственного телевидения расценивался тогда по-разному: иными как чудо, а иными — как преступление. Тем более что процесс создания МНВК начинался еще в 1990 году, во времена коммунистического режима, как говорится, в старые добрые партийные времена. В течение нескольких лет канал “ТВ-6 Москва” превратился в национальную сеть с аудиторией, превышающей 100 миллионов зрителей. Но это сегодня. В годы после распада СССР ситуация была не менее трудной. Я помню, как государство перестало финансировать печатные издания и электронные СМИ и как многие журналисты растерялись, оказались не готовыми к существованию на собственные средства. В какой-то мере это было трагедией, так как все лопнуло практически в одночасье, вскоре после того, как Егор Гайдар отпустил цены и рыночная стихия резко изменила ландшафт на рынке СМИ. Но как бы ни было трудно, тогда шел процесс созидания нового телевидения, которое мы, романтики, называли разными эпитетами. И свободным, и народным, и независимым, категорически отрицая понятие “коммерческое вещание”. Конечно, это была иллюзия, наше глубокое заблуждение.

Нам многое удалось реализовать, но далось это непросто. Пришлось интегрироваться в новые отношения, в новую систему ценностей, с трудом расставаясь с прежними иллюзиями о телевизионном творчестве, о профессиональном соответствии, об укладе и смысле жизни. Ведь сегодня экономический фактор является отправной точкой, доминантой во всех действиях руководителя СМИ. От экономических преимуществ телеканала зависит и творчество, и программная политика вещания. И если учесть, что сегодняшний рекламный рынок телевидения находится все еще в состоянии стагнации, а сам рекламный “пирог” с годовым объемом, не превышающим 200—250 млн. долларов, распределяется между основными претендентами в страшной конкурентной борьбе, то стоит ли удивляться тому, что российское телевидение являет собой некий финансовый “симбиоз”. Все без исключения телеканалы дополнительно к рекламным доходам дотируются различными олигархами или ведомствами. Это страшное уродство, когда телевидение в стране не может существовать ни за счет государства, ни за счет рекламного рынка. Можно сказать, что на самом деле у нас ведомственно зависимое телевидение.

Каким образом, на Ваш взгляд, должно развиваться телевидение?

— Любой канал телевидения должен быть зависим только от своего зрителя. Об этом я всегда мечтал, я декларировал и пытался смоделировать на собственной практике такие схемы, которые давали бы возможность процветать каналу только в зависимости от величины его аудитории, от степени доверия зрителей к его содержанию. Это первостепенный фактор существования телевидения, о котором мало говорится и который, строго говоря, был попран не так давно пронесшимися в эфире информационными войнами. И все же насаждение в общественном сознании утрированного представления о продажности всей прессы — опасная тенденция. По сути, это процесс самоуничтожения профессии, когда люди теряют доверие к любым СМИ, к любому каналу телевидения.

Кроме того, вещание должно быть структурировано. Если это государственный канал, то и финансироваться он должен из бюджета, а не существовать за счет рекламы, как это делается сегодня. Ведь рекламные поступления означают, что вся плоть такого канала пронизана иным наполнением: в его жилах течет рыночная кровь. Сейчас этого не происходит в силу экономической слабости страны и низкой покупательной способности населения. Но так должно быть, и об этом стоит задуматься. Ведомственное телевидение бесконечно существовать не может. Понять и осознать эти проблемы — уже половина успеха в будущем. К тому же государство вполне может помочь реализоваться российскому телевидению в полной мере. Речь идет не только о принятии Закона о телевидении и радиовещании, который вот уже лет семь никак не может появиться, поскольку ни государство в лице его законодательной и исполнительной власти, ни лоббистские структуры, ни само телевидение не готовы к гармонизации своих интересов.

Вопрос стоит шире: нужна государственная политика в области развития информационных потоков и построения информационного пространства. Не надо забывать, что сегодня весь мир являет собой постиндустриальное общество, в экономике которого снижается материальное производство, возрастает доля вторичного и третичного секторов. То есть происходит быстрое внедрение новейших технологий, бурное развитие информатики, телекоммуникаций. И развивающееся информационное пространство нельзя воспринимать как среду, где живет лишь информационный жанр телевидения, радио или печатной продукции. Оно значительно шире, включает в себя культурологическую информацию, духовную, экологическую, вопросы национальных приоритетов. Это то, что называется гуманитарными технологиями. При этом государству следует очень осторожно регулировать рынок электронных и печатных СМИ, создавая такую атмосферу, которая препятствовала бы экспансии “масс-культа” и поддерживала развитие подлинной культуры, национальной в первую очередь. Здесь не нужно вкладывать большие средства, а лишь продумать и спрогнозировать стратегию, обосновать тактические методики, внедрить их.

Нужно, чтобы производителю национального продукта, в том числе и телевизионного, было выгодно создавать собственные программы, закупать научно-познавательную продукцию, способствующую развитию общества, расширению общественного сознания, а не гнать всякий ширпотреб. Ведь каждый информационный канал, являясь основным средством коммуникации, своего рода посредником между государством и обществом, должен предлагать своей аудитории такую продукцию, за которую не только не стыдно, но и которая помогает обществу реализоваться. Сегодняшняя же ситуация прямо противоположна.

На международной выставке TRBE и в особенности на конгрессе “Прогресс технологий телерадиовещания”, который в этом году Национальная Ассоциация Телерадиовещателей проведет в четвертый раз, можно убедиться, сколь интенсивно в мире идет внедрение новейших технологий...

— В этом году экспозицию TRBE ожидает широкий резонанс. Впервые это официальное мероприятие НАТ будет проходить под эгидой Правительства России, о чем подписан соответствующий приказ. А это означает, что выставка признана государством, получает национальный статус. Понадобилось целых три года, в течение которых накапливался потенциал этой экспозиции, потенциал сопровождающего ее научно-технического прогресса, чтобы государство обратило свой взор на эти мероприятия. Но наконец-то это произошло. Тем более что, несмотря на экономические трудности, наши ученые и специалисты продолжают пользоваться в мире заслуженным авторитетом. И поддержать любое плодотворное начинание в этом плане тоже задача государства.

В этом году Национальная Ассоциация Телерадиовещателей, которую Вы возглавляете, будет также отмечать свое пятилетие. Известно, что Вы, Эдуард Михайлович, явились инициатором создания этой некоммерческой профессиональной организации, объединяющей сегодня 255 телерадиокомпаний, включая и все центральные каналы, а также многих ассоциированных членов из ближнего зарубежья. Что подтолкнуло Вас к этому решению?

— Когда в 1995 году создавалась эта организация, было немало разных суждений на ее счет. Тогда многим казалось странным, что конкурирующие между собой телекомпании должны не только объединиться, но и консолидироваться. Однако как только этот процесс начал реализовываться, когда была разработана стратегическая программа Ассоциации, телевизионное сообщество гармонизировалось. Оказалось, что и у государственных, и у негосударственных телекомпаний существуют однотипные проблемы, отстаивать которые они могут от лица единой общественной организации. И тогда, и сейчас таких проблем немало.

Речь идет о защите интересов вещателей в органах законодательной и исполнительной власти, о выработке совместных решений корпоративных проблем, об обеспечении равных возможностей, одинаковых требований к вещателям независимо от формы собственности и региона их деятельности. А это и доступ к профессиональной информации, к различным контактам, и открытое лоббирование интересов отрасли в государственной сфере, и оказание правовой поддержки в вопросах лицензирования, в области развития технологической базы, налогообложения, профессиональной подготовки и многое другое. В рыночной экономике существование таких негосударственных объединений, отстаивающих интересы профессионального сообщества, обязательно. Такие организации являются связующим звеном между отраслью и государством. Примером может служить недавнее решение Правительства РФ о выделении из федерального бюджета средств на поддержку социально значимых программ для телевидения и радио. Впервые в этом году в бюджете было предусмотрено на эти цели 264 млн. рублей. НАТ совместно с МПТР России вошло в Правительство РФ с этим предложением, и оно было принято. Система грантов для создания продукции некоммерческого характера существует во всем мире.

Известно также, что НАТ проводит конкурсы “Лучшая телекомпания года” и “Лучшая радиокомпания года”, выступает соорганизатором множества различных мероприятий, способствующих улучшению программной политики телерадиокомпаний. Таких, например, как межгосударственный кинотелефестиваль “Правопорядок и общество” стран СНГ и Балтии, Всероссийский конкурс программ региональных телекомпаний “Новости — время местное”, фестиваль региональных телекомпаний “Вся Россия”, Евразийский Телефорум, предназначенный для восстановления и гармонизации контактов между телерадиокомпаниями стран СНГ.

— Все эти и другие мероприятия необходимы телевизионному сообществу, поэтому НАТ в них участвует. Они ориентированы на становление и реструктуризацию индустрии телерадиовещания на рыночном этапе ее развития. Ведь в период разгосударствления отрасли многие связи были утрачены. Их надо восстанавливать, применяя новые рыночные методики в развитии этих контактов. Поэтому НАТ как ведущая профессиональная организация не может оставаться в стороне от таких процессов. Ее основная задача — способствовать развитию любой нуждающейся в поддержке вещательной структуры, работающей даже в самом удаленном уголке Российской Федерации. Конечно, текущей работы у Ассоциации немало, но тем не менее НАТ открыта и для новых компаний, желающих вступить в организацию, и для новых проектов.

В этом году Евразийский Телефорум будет проходить в третий раз, и Вы стали сопредседателем его оргкомитета. В какой мере, на Ваш взгляд, такой фестиваль способен восстановить, а может быть, даже усилить контакты между телерадиокомпаниями государств СНГ и стран Балтии?

— Первый Евразийский Телефорум государств СНГ и Балтии показал, насколько важно телерадиокомпаниям из бывших республик, а ныне независимых государств поддерживать профессиональные взаимоотношения. Это вопрос не только ностальгии или, скажем, формирования профессиональной среды, в которой нуждаются вещатели ближнего зарубежья. Это еще и серьезная проблема для населения стран СНГ. Многие годы люди привыкли принимать у себя на родине теле- и радиопрограммы из России, из других стран Содружества, и не совсем понятно, почему этот интерес народов друг к другу нужно ущемлять. К тому же каждое из новых независимых государств, расположенных на территории бывшего Советского Союза, идет по пути рыночной экономики. Здесь тоже необходим обмен опытом, полезной информацией на уровне государств. Серьезную помощь в интеграции экономик стран СНГ способны оказать электронные СМИ. Да и самим телерадиокомпаниям нужна информационная поддержка, так как вопросы внедрения новейших технологий сегодня актуальны во всем мире. В России, конкретнее в Москве, эти процессы обсуждаются наиболее активно. Потребность в такой информации вещателей государств Содружества как раз подтвердил II Евразийский Телефорум, состоявшийся в прошлом году. В этом году программа Телефорума предполагает быть особенно насыщенной. Важнейшая часть профессиональных отношений между странами СНГ и Балтии — это возможность взаимного обмена программами. Это рыночная составляющая телепроцесса. Телемаркет — телевизионный рынок, ежегодно проходящий в рамках Евразийского Телефорума, — становится все более значимым и масштабным.

В этом году творческий конкурс телевизионных фильмов и программ будет проходить по 12 номинациям, среди которых “Краеведческая программа”, “Авторская программа”, “Социальный репортаж”, “Детская программа” и другие. Кроме того, программа Телефорума включает в себя большую конференционную часть. В его рамках будет проведен семинар по вопросам авторского права, а также круглый стол, который, я думаю, вызовет большой интерес, поскольку будет посвящен обсуждению проекта закона “Об основах экономических отношений в сфере массовой информации” (текст публикуется в этом номере. — Рред.). Тем более что вести его будет автор этого проекта, профессор Михаил Федотов. На Телефоруме будут подведены итоги первого Всероссийского конкурса “Пресса о телевидении”, который заинтересованно поддерживает НАТ, и награждены победители.

— Эдуард Михайлович, во всем мире происходят интенсивные процессы слияния, конвергенции средств вещания с телекоммуникационными и компьютерными структурами. Вопросам конвергенции даже посвящена отдельная секция, работающая во время TRBE на Конгрессе НАТ. Видимо, учреждение личных премий президента НАТ “За новаторское применение интерактивных и компьютерных технологий в вещании и производстве телепрограмм” и “За лучший Интернет-сайт телерадиокомпании в регионах” — ваших личных премий — некая попытка проанализировать положение дел в этой сфере на рынке вещания в России. Так ли это?

— Тут есть два важных аспекта. С одной стороны, мне хотелось поддержать ростки того нового и перспективного, что уже существует в сфере вещания, и в плане технологий, и в смысле творческих идей. Ведь нельзя не заметить, что все новые начинания в сфере Интернета принадлежат молодежи, которая ориентирована на создание иного облика телевидения. Определение его будущего абриса — их прерогатива. В этом плане им надо оказать всяческую поддержку. Так возникла идея об учреждении этих премий, которые будут присуждаться во время Международного фестиваля “Аниграф-Телекино’2000”, соорганизатором которого совместно с компанией System Video Graphics Alliance НАТ выступает уже четвертый год подряд. Как правило, на этом форуме появляются последние разработки компьютерных и телевизионных технологий, которые затем внедряются в практику у нас в стране. С другой стороны, процессы развития Интернета, освоения виртуального информационного пространства идут в России весьма интенсивно. Уже просматриваются тенденции превращения этой сферы в индустрию, которая обрастает самостоятельными структурами. Их природа принципиально отличается от известных СМИ. Поэтому мое отношение к Интернету, внедрению новых технологий в России определяется вполне понятным интересом к гигантским возможностям наполнения информационного пространства как у нас в стране, так и во всем мире. Внедрение на телевидении интерактивных и компьютерных технологий из их числа. Их использование поможет разрешить многие проблемы в сфере вещания, которые пока стопорятся.

— Интерактивность в сфере вещания уже перестала быть новинкой и для телерадиокомпаний, и для аудитории. Нередко эта методика отмечена конкретной функциональностью, используется для решения серьезных проблем, с которыми сталкивается население. Как Вы считаете, сможет ли интерактивное телевидение составить конкуренцию своему эфирному “собрату” в будущем?

— На мой взгляд, телевидение имеет особый статус среди СМИ. Конечно, это прежде всего средство массовой информации, но одновременно и коммуникации, человеческого общения. Как ни парадоксально, но новые технологии заставляют нас вернуться к истокам телевидения, когда не существовало такого понятия, как телевидение в записи. Прямая трансляция на телевидении ближе по своей природе, по своей сути к современным технологиям. Ведь во время прямой трансляции у людей возникало ни с чем не сравнимое ощущение причастности к событию, его сиюминутности, что и порождало чувство общности. Это потрясающее состояние, придающее особую энергетику людскому роду. Но в этом и естественная природа телевидения, его назначение.

А что такое интерактивное телевидение? Это уже следующий шаг в будущее всего мирового сообщества, когда каждый сможет воспринимать себя не только частицей огромного человеческого конгломерата или сообщества одной конкретной страны, но и взаимодействовать с множеством людей в режиме реального времени. Иметь возможность и право высказываться и быть услышанным. Воспринимать информацию и непосредственно участвовать в процессе ее передачи. Причем варианты могут быть различными. Например, с помощью интерактивных технологий можно проводить выборы президента страны, которые обеспечат секретность голосования и мгновенную возможность подсчета голосов. Представляете, набрал определенный код, информация поступила в центральный компьютер, и через 15—20 минут после всеобщего голосования страна узнает имя нового главы государства.

В новых внедряемых технологиях присутствует множество функций: социальная, экономическая, культурологическая, образовательная. Уже в недалеком будущем состоится сращивание компьютерного и телевизионного мониторов. Эта новая технология откроет человеку доступ ко всем существующим на земле телепрограммам. И к тем, которые транслировались многие, многие годы назад, и к тем, которые только что были обнародованы. Вообще возможность использования любой доступной в мире информации будет носить сугубо индивидуальный характер. И многое, из-за чего происходят сегодня различные баталии, потеряет значение. Способ доставки сигнала, эфирное, кабельное телевидение… И даже сам Интернет, который к тому времени приобретет черты повседневности, превратится в незаменимое средство человеческого общения.

Границы между странами, нациями и народностями будут стерты, нивелированы, а творческая индивидуальность, личностный потенциал каждого человека смогут проявиться в полной мере. Ведь каждый из нас будет самостоятельно управлять своими желаниями, чувствами, потребностями соответственно со своими представлениями о запросах на информацию, об образовании, о профессиональной подготовке, о деловой и общественной активности. Это будет совершенно новый тип общества, ростки которого просматриваются уже в наше время в процессе внедрения новейших технологий.

 

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • По материалам: http://www.nettv.ru/tv/article/092000/sagalaev.shtml
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Эдуард Сагалаев

Советский и российский журналист, медиаменеджер, заслуженный журналист России (2018), один из...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Иосиф Оганесян проводит время с четырехлетним Стефаном.
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
Невосполнимые потери года: кто из звезд умер в 2023-м
Умер известный теледеятель Эдуард Сагалаев
Дмитрий Дибров снялся со всей семьей в документальном фильме в честь своего 60-летия
30-летие программы «Взгляд»: поклон от Эрнста, песни Сукачева и торт с форшмаком
"О самом главном" превратилось в комедию 13:43, 06.10.2011
Надежда Бабкина 14:01, 12.09.2011

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через