Паулина Андреева: «Я умудрилась в столь юном возрасте последовать своим инстинктам»
Актриса — о свободе выбора в жизни, съемках в эротических сценах в «Саранче» и работе с Хабенским в «Методе».
Фильм «Саранча», в котором Паулина Андреева играет свою первую главную роль в кино, добрался до проката только сейчас, когда мы уже видели актрису и в «Оттепели», и «Григории Р.», а сейчас наблюдаем в «Методе». На экране она всегда в окружении именитых актеров. Шутка ли, будучи молодой актрисой с недлинной фильмографией, играть на пару с Константином Хабенским или Евгением Цыгановым, сниматься в компании с Владимиром Машковым, Андреем Смоляковым, Ингеборгой Дапкунайте.
Выпускница Школы-студии МХАТ к выбору ролей подходит серьезно. Еще студенткой она сыграла в скандальной постановке Кирилла Серебренникова «Околоноля». Сразу же после окончания Школы-студии попала не куда-нибудь, а в МХТ им. Чехова и играла там не кого-нибудь, а Дуню в «Преступлении и наказании» и грешницу Фриду в «Мастере и Маргарите». Кроме того, участвовала в одной из главных ролей в ставшей культовой новой версии спектакля Владимира Машкова «№ 13 D».
Не театральной, а широкой публике Паулина Андреева стала известна после выхода на экраны «Оттепели» Валерия Тодоровского. Актриса появилась там хотя и в эпизодической роли, но как! Все мы помним ту сцену страсти с Евгением Цыгановым. Кроме того, актриса, никогда ранее не певшая, записала заглавный саундтрек к сериалу. «Ах, как я была влюблена, мой друг, и что теперь? Я думала, это весна, а это оттепель...» — напевали мы вслед за ней.
Паулина Андреева в «Оттепели»
Нынешний год ознаменовался для Паулины Андреевой выходом сразу двух триллеров. Один — многосерийный и кровавый «Метод», другой — полнометражный эротический «Саранча». С сериалом все понятно: смотрим. А вот чего ждать от фильма «Саранча»? Только ли эротики? Судя по трейлеру, ее там будет достаточно. И, забегая вперед, скажу, что все сцены страсти сняты на голливудском уровне. Но самое главное — в фильме есть на что посмотреть и кроме эротики.
— Паулина, вы попали в проект благодаря актеру Григорию Добрыгину — он вас порекомендовал на главную женскую роль в «Саранче» режиссеру Егору Баранову. Как так получилось, что именно вас он посоветовал?
— Гриша порекомендовал пригласить меня на пробы, в результате которых меня и утвердили на роль. Дело в том, что мы с Гришей вместе учились в Школе-студии МХАТ. В студенческие годы, как водится, дружили, общались и до сих пор остаемся хорошими приятелями. В нашем цеху далеко не на каждом шагу встретишь такое, чтобы коллега рекомендовал коллегу. Поэтому я хочу сказать отдельное спасибо Грише за это.
— На главную роль в «Саранче» очень долго не могли найти актрису. Вам польстило, что после долгих поисков в итоге остановились именно на вас — на тот момент дебютантке без опыта работы в кино?
— Безусловно, это было приятно, но и очень ответственно. Ведь предстояло доказать тем, кто меня выбрал, что они не ошиблись. Нужно было сразу приступать к работе, а не радоваться. В общем, никакого застолья по поводу того, что я получила свою первую главную роль, не было.
Паулина Андреева с режиссером Егором Барановым на съемочной площадке «Саранчи»
— Получается, вы достаточно поздно дебютировали в кино. На момент съемок в «Саранче» вам было 25 лет. Почему не начали сниматься в кино раньше? Это был ваш осознанный выбор или просто проектов интересных не предлагали?
— Во-первых, я училась в Школе-студии МХАТ четыре года. И совершенно осознанно сосредоточилась исключительно на занятиях. За это время мне не поступило ни одного кинопредложения, которое оказалось бы интереснее, чем процесс обучения в Школе-студии МХАТ. Во-вторых, я всегда старалась относиться ответственно к выбору ролей. Поэтому, наверное, на данный момент у меня не столь длинная фильмография, как у других актрис, моих ровесниц. Но это мой осознанный выбор.
— Многие актеры, а особенно те, кто так же трепетно относится к театру, как вы, и отводит ему главную роль в своей творческой жизни, очень скептически относятся к сериалам и нехотя соглашаются играть в них, ссылаясь на то, что деньги зарабатывать нужно. А вы, когда соглашались играть в «Оттепели», в «Григории Р.», в «Методе», не были скептически настроены к этим многосерийным проектам?
— Наоборот, для меня было большой радостью сниматься в них. Тем более что мне очень повезло с партнерами. Состав актеров в этих проектах и такие режиссеры, как Валерий Тодоровский, Андрей Малюков и Юрий Быков, просто не оставляли возможности думать со скепсисом о жанре сериала. И «Оттепель», и «Григорий Р.», и «Метод» я бы назвала, скорее, многосерийными художественными фильмами. Более того, мне кажется, сейчас скепсис к сериалам вообще уходит, потому что на нашем телевидении появляются такие, за которые не стыдно.
— А вы сами смотрите сериалы или только снимаетесь в них?
— Конечно, я смотрю и сериалы, и фильмы отечественные, слежу за коллегами, которые в них снимаются. На зарубежные проекты тоже нахожу время. Последнее, что из увиденного мне запало в душу, это снятый в жанре «Метода» первый и второй сезоны «Настоящего детектива» и «Острых козырьков». Безусловно, я оглядываюсь по сторонам и интересуюсь тем, что происходит в индустрии, в которой сама работаю. Я не из тех актеров, кто не смотрит кино, а только в нем снимается.
Паулина Андреева на съемочной площадке «Метода»
— Если после «Саранчи» и «Метода» вы сниметесь еще в парочке таких же по жанру проектов, то вас уже можно будет назвать королевой русских триллеров. Вы осознанно не снимаетесь в комедиях и романтических мелодрамах? Не ищете легких путей?
— В комедии и романтические мелодрамы попасть как раз легче, чем в драматический триллер. Я бы с удовольствием сыграла и в легком жанре. Но выбор не только за мной. Мне очень понравился сценарий «Саранчи» и заинтересовала роль. Для актрисы поработать над материалом в подобном жанре, да еще когда героиня с таким объемным характером — большая удача. И мне очень повезло, что режиссер и продюсеры выбрали меня на эту роль.
— Но ведь «Саранча» — это не просто в триллер, а эротический триллер! Не слишком ли это сложный жанр для дебюта в кино?
— Еще раз повторюсь, я не выбирала. Выбрали меня, а я ответила взаимностью, потому что мне очень понравился сценарий. И считаю, что все сцены страсти и любви, которые есть в «Саранче», несут весомую драматургическую нагрузку. Без них фильм не состоялся бы. Конечно, я понимала, что рискую. Но я рискую каждый раз, когда приступаю к новой работе. Мы, актеры, никогда не знаем, что останется на экране в результате монтажа. Риск — постоянная составляющая нашей профессии. Он будет всегда. Это нужно осознать и быть готовым эмоционально ко всему, чтобы происходящее на экране потом не стало сенсацией.
Паулина Андреева в «Саранче»
— Ни ваши родители (мама Паулины Андреевой занимается строительством, папа — бизнесмен. — Прим. ред.), ни родственники никакого отношения не имеют ни к актерской профессии, ни к искусству…
— Это правда.
— Откуда у вас, воспитанной в такой неартистической семье, появилась вдруг стремление стать актрисой?
— Я умудрилась в столь юном возрасте последовать своим инстинктам. Они меня привели в театральный институт. У меня внутри возникло настолько сильное желание поступить на актерский факультет, что я не могла не попробовать.
— Почему решили ехать поступать именно в Москву, ведь в Санкт-Петербурге, откуда вы родом, много хороших театральных вузов, которые выпустили немало именитых ныне актеров?
— Не спорю. Но мне было важно поступить именно в Москву. Такой у меня характер — заставлять себя выходить из зоны комфорта. В тот момент мне для этого было необходимо уехать. Я хотела вырвать себя из домашнего уюта и окунуться в настоящую студенческую жизнь — с общежитием.
Паулина Андреева на съемочной площадке «Саранчи»
— Вы два года отучились на журфаке в родном Санкт-Петербурге, как того хотели родители, потом вдруг бросили его и уехали из теплого уютного домашнего гнезда в общежитие…
— Да.
— Не могу не провести параллель с жизнью вашей героини в «Саранче». Лера ведь тоже сначала соглашается уехать и забыть своего возлюбленного, а потом все-таки уходит, вопреки мнению родителей, из теплого уютного домашнего гнезда к нему в съемную квартиру. Вам героиня близка по духу? Для вас тоже было нормально противоречить родителям и бунтовать в том возрасте?
— Я не бунтовала и не противоречила родителям, а просто сделала свой выбор в жизни. Я вольна выбирать то, что мне по сердцу. Мои родители меня в этом поддерживают. Они предоставляют мне возможность прожить свою собственную жизнь и дают мне свободу выбора. Поэтому у меня не было и нет необходимости бунтовать. Я просто делаю то, что хочу и считаю нужным.
— А не переживали, когда снимались в эротических сценах, как отреагируют родители, увидев вас в таком виде на экране?
— У меня демократичная семья и молодые родители, которые меня любят и во всем поддерживают. Они прекрасно понимают, какой профессией я занимаюсь.
Паулина Андреева и Петр Федоров на съемочной площадке «Саранчи»
— Каково вам самой было сниматься в откровенных сценах?
— Это было довольно страшно. Я не согласна с мнением, что актриса должна свободно и спокойно обнажаться, что ее обнаженное тело — такой же инструмент, как и другие в актерском арсенале. Все-таки я считаю, что моя нагота — это мое личное дело. Так что кое-что по моей просьбе было скорректировано.
Мы подробно прорабатывали все эти сцены в одежде. Каждое движение было отрепетировано, как в балете. Никакой импровизации! И этот метод нам очень помог. При этом важно понимать, что вся наша эротика имеет отдельную драматургию развития. Мы показываем, с чего близость героев начинается, как она развивается, к чему приходит. Это не бессмысленная демонстрация обнаженных тел во всей красе — это мощный смысловой прием. Завершая тему, скажу: для меня участие в таком жанре не «зеленый свет» в картины других режиссеров. Наоборот! Я себя в этих обстоятельствах изучила, и развиваться в этом направлении мне больше не интересно.
— Если сравнить ваш характер — реальный и экранный, какие черты героини вам близки, а какие нет?
— Ничего общего у нас с ней нет. И к криминалу я не хотела бы приближаться, как моя героиня. Я просто существовала в ее системе координат, работая над ролью.
Паулина Андреева и Петр Федоров в «Саранче»
— А как вы оцениваете ее поступки? По сути, она подтолкнула своего возлюбленного на преступление…
— Я не ставлю ей диагнозов и не выношу ей приговоров, честное слово! Мало ли, со всяким может случиться… Она жертва страстей, жертва любви, такая леди Макбет Мценского уезда.
— Паулина, в каких еще телевизионных или полнометражных проектах мы увидим вас в обозримом будущем?
— Пока мое участие в проектах находится на стадии проб и подписания договоров, я как артист не могу обсуждать это. На данный момент моя фильмография заканчивается «Методом».
Константин Хабенский и Паулина Андреева в «Методе»
— «Метод» — нестандартный и неожиданный проект для отечественного телевидения. Истории реальных маньяков экранизированы достаточно жестоко и натуралистично. Тяжело ли было вам погрузиться в эти обстоятельства, да еще работая в паре с самим Константином Хабенским?
— На протяжении полугода мы находились в Нижнем Новгороде и были полностью поглощены процессом. Мы могли себе позволить заниматься только этой работой и нигде не сниматься параллельно. Работать в паре с Константином Хабенским — это, с одной стороны, большое актерское везение, а с другой — грандиозная ответственность. Он как лакмусовая бумажка на талант или его отсутствие у стоящих рядом с ним в кадре артистов. Мне кажется, что у нас с ним сложились хорошие профессиональные и дружеские взаимоотношения.
Беседовала Алина Бавина
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Метод (2015)
Детективно-криминальный сериал Первого канала с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой...
Читать