«Посвященный»: как снимали новый фильм-антиутопию
Поклонники «Голодных игр» и «Дивергента» не могут обойти стороной картину.
Фильм «Посвященный» об утопическом, безмятежном обществе, где нет страданий, голода и насилия, выходит в прокат на этой неделе. По сюжету за свою счастливую жизнь людям приходится платить свободой: они лишены выбора, индивидуальности и воспоминаний. Картина снята по мотивам романа Лоиса Лоури «Дающий». Он был продан по всему миру тиражом более десяти миллионов экземпляров. Книгу Лоури в обязательном порядке изучают в средних школах США, а количество поклонников романа растет день ото дня.
Одним из продюсеров фильма стал Джефф Бриджес, который сыграл и одну из главных ролей. Для него «Посвященный» — исполнение 20-летней мечты. «Как-то я искал материал для фильма, где я мог бы снять своего отца Ллойда Бриджеса. Просматривая каталог детских книг, я наткнулся на потрясающую обложку книги, где был изображен старый седовласый человек и подумал: «О да, мой отец может сыграть этого парня». Дело зашло так далеко, что Бриджес снял на свою видеокамеру целый фильм, в котором Дающего играл его отец, а Джонаса — племянник. После чего начались многолетние попытки привлечь к проекту самых разных режиссеров и сценаристов: «Книга была настолько популярна, что я не сомневался: этот фильм будет легко снять, но все оказалось наоборот».
Более 15 лет назад компания, где в то время работала продюсер Николь Сильвер, приобрела права на будущий фильм. С тех самых пор Сильвер и Бриджес решили объединить усилия и вместе заняться осуществлением проекта. Николь Сильвер считает, что причина этой парадоксальной ситуации лежит на поверхности: «Осуществление нашего проекта вызвало определенные трудности, потому что все любят и хорошо знают первоисточник. «Посвященный» одновременно и драма, и книга для детей, а события, описанные в этой книге, взволновали множество людей. Но в самый критический момент в проект влилась The Weinstein Company, которая вместе с нами захотела принять вызов». И работа закипела.
Автор романа «Дающий», который лег в основу фильма, писательница Лоис Лоури призналась, что работа над экранизацией скрывает в себе подводные камни: «Я читала множество сценариев, созданных по моей книге. Очень тяжело адаптировать роман. Главная загвоздка в том, что книга и фильм — это два разных способа подачи материала. В моей книге экшен не главное. Основные повороты истории происходят в сознании подростка, что тяжело изобразить на экране. Создателям фильма нужно было добавить экшена, оставаясь при этом верными главной теме книги».
Продюсер Николь Сильвер рассказала о тех сложностях, с которыми пришлось столкнуться при создании сценария: «Лоис говорила нам, что лучшие адаптации — те, которые верны духу романа, но не самому роману. Работая над проектом, мы задавались вопросом, а что есть такого в романе, что сделает «Посвященного» великолепным фильмом? Что мы хотим сказать зрителям? Какие темы мы должны раскрыть? Я думаю, что Майкл Митник проделал великолепную работу. Он остался верным первоисточнику, и в то же самое время позволил нам создать фильм, который привлечет зрителей всех возрастов».
«Посвященный» — из тех проектов, в которых хотят участвовать все. Исполнительный продюсер Ральф Винтер рассказывает почему: «Во-первых, это проект с участием студии The Weinstein Company LLC, а значит, Харви Вайнтштейна — продюсера, пользующегося непререкаемым авторитетом в киноиндустрии. И во-вторых, участие в съемках настоящих легенд кино: Мэрил Стрип, Джеффа Бриджеса и Филлипа Нойса».
Идейный вдохновитель фильма, актер и один из продюсеров Джефф Бриджес сразу понял, кому доверит роль главного героя: «На роль Джонаса я выбрал 24-летнего актера, в то время как в книге герою всего 12. Но, когда я встретил Брентона, мы сразу нашли общий язык. Но проделал невероятную работу, так что мои сомнения оказались излишними. Он точно и верно передал дух этого произведения. Не так важно придерживаться каких-то фактов книги, гораздо важнее передать ее дух».
Продюсер Николь Сильвер осталась очень довольна актерским кастингом: «У нас был выдающийся материал — подарок любому актеру, но то, что дети Джеффа и Мэрил читали эту книгу, стало решающим обстоятельством для создания этого актерского дуэта. Тот факт, что два лучших актера нашего поколения, которые к тому же никогда раньше не играли вместе, создают образы двух мощных антагонистов, — невероятно воодушевляет».
На одну из ролей пригласили певицу Тейлор Свифт. Для нее «Посвященный» — всего лишь второй полнометражный фильм. Она сыграла Розмари, причем продюсер Николь Сильвер рассказывает, что во время работы над сценарием они сделали героиню пианисткой, и это было задолго до того, как Тейлор была выбрана на эту роль: «Кто-то из топ-менеджмента The Weinstein Company видел Тейлор на ее живом выступлении и рассказал нам, насколько это было здорово. Ее героиню было сложно вписать в фильм, потому что по истории, рассказанной в книге, она больше не живет в общине. Обучаясь у Дающего, Розмари продержалась лишь пять недель — она так и не смогла стать Хранителем памяти. Тейлор передала молодой задор своей героини, к тому же показала нам свою потрясающую музыкальную интуицию. Для меня приятно осознавать, что мы написали роль, стопроцентно подходящую для Тейлор еще задолго до того, как она появилась в проекте».
Александр Скарсгард играет отца главного героя Джонаса. Актер не читал Лоури, но в детстве был большим поклонником книг в жанре антиутопии, это и «1984», и «Дивный новый мир». В «Дающем» Скарсгард нашел многое, что ему было близко: «Эта книга представляет собой очень интересное видение антиутопического мира. На первый взгляд, общество идеально: в нем нет боли, страдания, нет и критического мышления. Отец Джонаса не знает, что такое любовь или смерть, поэтому его жизнь пуста, в ней нет вопросов, которые он хотел бы кому-нибудь задать. Когда я рос, мои родители учили меня ставить под сомнение все на свете, в том числе и авторитеты. Мой отец всегда говорил, что он человек, а потому делает ошибки. Это была интересная актерская задача — сыграть человека, которого нельзя назвать наивным, но который не видит иного выхода, как только следовать предложенным обстоятельствам».
Кэти Холмс играет маму Джонаса. Режиссер тщательно проговаривал с актрисой все нюансы создания образа.
Съемки картины длились 10 недель. Они проходили в студии и в окрестностях Кейптауна (Южная Африка). Создатели фильма долго ломали голову над местом для съемок сцен эпических празднований, проводимых обществом, в котором живет Джонас. Как-то раз они случайно наткнулись на спортивные стадионы, вмещающие до 100 000 зрителей. Съемки на подобных сооружениях требуют огромных затрат, поэтому в Кейптауне были построены специальные декорации, а уникальные архитектурные строения были воссозданы с помощью визуальных эффектов.
Художником-постановщиком фильма стал Эд Верро, который работал над такими фильмами как «Контакт», «Миссия на Марс», «Парк Юрского Периода — 3».«В книге много воображаемых вещей, что прекрасно, так как ты можешь дать волю своему воображению. С другой стороны, это сложная задача — работать над литературным произведением. Для создания мира, описанного в книге, мы должны были найти какие-то аналоги», — объясняет Верро.
Перед ним стояла задача изобразить мир, лишенный чувств, но в то же самое время он должен был зарядить фильм мощной эмоциональной энергией, для того чтобы зрители могли сопереживать героям. В итоге художник нашел свое решение: «Мы использовали много пластика и стали для того, чтобы создать мир, который выглядит стерильно и аскетично».
За визуальные эффекты в фильме «Посвященный» отвечал Ральф Уинтер, который работал над франшизой «Люди Икс». «Этот утопический мир, где нет искусства, музыки или цвета, мы должны были воссоздавать с нуля. Мы должны были сделать так, чтобы зрители поняли, что место действия — будущее. При этом мы располагали небольшим бюджетом, что усложняло задачу», — рассказывает Ральф Уинтер.
Оператором фильма стал Росс Эмери, который работал над такими проектами, как «Матрица», «Возвращение Супермена», «Анна и король». Перед ним стояла нелегкая задача выбора стиля движения камеры, линз и освещения. Специальные эффекты должны помочь зрителям погрузиться в мир эмоций Джонаса. Росс Эмери не скрывает своих секретов, рассказывая о смене стиля съемок в течение фильма: «Мы начинаем фильм достаточно скромными движениями камеры. По мере того, как история усложняется, камера движется все интенсивнее, и мы видим происходящее с необычных углов. Таким образом камера передает то, как Джонас начинает чувствовать жизнь во всей ее полноте».
Не менее сложная задача стояла и перед художником по костюмам. В общей сложности команда создала 700 оригинальных нарядов. «Мы использовали только приятные цвета, которые находились бы в гармонии с умиротворенным существованием героев, и работали по большей части с пастельными тонами. И только по мере развития драматических событий и пробуждения памяти мы начали интенсивнее использовать основные цвета», — рассказывает художник по костюмам Дайана Силлерс.
Читайте также: «Посвященный»: Джефф Бриджес стал учителем на замену
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Посвященный
Приключенческое фэнтези-фильм, снятый по одноименной книге американской писательницы Лоис Лоури. В...
Читать