Читайте нас в Telegram
00:00, 21.12.2009

Лобков в научпопе

На НТВ с успехом прошел фильм «Зараза. Враг внутри нас». Почему он привлёк зрителей, в чем секрет удачи подобных лент?

Неладно что-то в нашем королевстве – если в 20.50 пятницы, в самый прайм-тайм, канал «НТВ» ставит в эфир фильм «Зараза. Враг внутри нас».

НОВОСТЬ

Люди, отпахав рабочую неделю, приезжают домой расслабиться за ужином – и нате! Вместо весёлой чепухи или бездумной «стрелялки» – часовой рассказ Павла Лобкова об инфекциях, эпидемиях и борьбе с ними. Документальное повествование, бьющее по нервам с первых минут.

Лента едва началась, а у зрителя ползут мурашки… по экрану. Поверх кадров скачут блохи, на «картинке» точками проступает сыпь. Кажется, еще секунда, и зараза прыгнет из экрана в дом. Жуткая придумка… 

Больше спецэффектов в фильме не было. Был чистый научпоп, разбавленный «журналистскими расследованиями». И – готов поспорить! – мало кто переключил телевизор. Смотрели до конца про чуму, сифилис, СПИД, свиной грипп. Про заразу внутри нас.

А перед этим смотрели «Плесень»,«Тайны Смерти» и «Тайны Любви» по Первому каналу, «Воду» по ТК «Россия», «Мясо. История всероссийского обмана» на том же НТВ – и т.п. Ни один из упомянутых фильмов нельзя назвать лёгким для просмотра. При этом все они получили высокий зрительский рейтинг.

Почему?

Версия первая: массовому телезрителю надоело художественное кино. Что наше, что зарубежное.

В кинотеатр на какую-нибудь премьеру типа «Аватар» или «Черная Молния» он худо-бедно выберется. И то по выходным. А в пятницу вечером – вряд ли. Эти часы у него забиты под сидение дома. И охоты тратить их на лабуду в жанре игрового кино – нет.  Вот если что-нибудь документальное покажут, премьеру о чём-то, касающемся всех и каждого – тогда да, с удовольствием.

Помилуйте! Что за удовольствие: разглядывать на экране бактерии, вирусы, трупы, червей и крыс, кадры жутких историй былых и нынешних времен?

Версия вторая: именно документальная жуть и нужна сейчас массовому телезрителю!

Ужастики, разыгранные актёрами, его уже не прельщают, не цепляют внимание. Разуверился он в них, разочаровался. Взялись пугать меня, так хоть не врите, не выдумывайте! И перестаньте кривляться! Пусть будет ужас, но документальный. Чтобы зритель в него поверил. И как сел у телеэкрана, так до конца и досмотрел.

А вот и нет, думается мне дальше. Дело не в документальности «Плесени», «Мяса...» и вот теперь «Заразы...» – вернее, не только в ней. Не в хронике действительно страшных событий и тайн, показанной в этих лентах. А в том, как она подобрана и подана. В «новом русском научпопе».

Возьму на себя смелость определить его главные черты.

1. Тема берётся как можно более общая, на уровне категории. Смерть, любовь, еда, вода, зараза. Понятное всем и каждому. Касающееся каждого и всех.

2. Под тему заявляется безобидная идея. В смысле – не ужасная. Если говорить о «Заразе» Лобкова, она такова: все эпидемии и пандемии не только беда, но и благо – они движут прогресс. Благодаря чуме изобрели карантин, благодаря пневмонии – пенициллин, благодаря СПИДу вообще вот-вот откроем тайну иммунитета, создадим панацею от любой заразы.

3. Все эпизоды фильма должны быть хлёсткими, бить по нервам. Пугать или как минимум удивлять. И более-менее соответствовать заявленной идее. Первый критерий – главный. А уж связать броские факты с идеей умелый сценарист как-нибудь да свяжет.

4.  Интонация повествователя – максимально нейтральная. Никакого пафоса, никакой публицистики – боже упаси! Время Парфенова с его «Российской империей» прошло, время Ромма с его «Обыкновенным фашизмом» прошло безвозвратно. Сегодняшнему зрителю нужен бойкий закадровый голос, звучащий подчёркнуто объективно. Зрителю не рассказывают об ужасах и тайнах – ему докладывают. Минимум эмоций, максимум картинки, но несложной. И чтобы термины научные были. И чтобы понятно было каждому дураку – иначе трудно будет пересказать содержание фильма кому-нибудь на работе.  

Все эти черты есть в фильме Лобкова. Все они не давали зрителю оторваться от экрана в пятничный вечер на НТВ. Свидетельствую как очевидец – «Заразу…» смотрел в компании далеко не дурацкой. Никто не отключился от просмотра, досидели до конца, потом пообсуждали: не фильм, а его главного героя – заразу. Чуму, сифилис, СПИД, свиной грипп. Каждому нашлось, что сказать.

Итого: у сегодняшнего телезрителя есть тяга к документальным фильмам типа «Вода», «Мясо», «Смерть», «Любовь», Зараза» и т.п. Судя по тому, что таким лентам конца-края не видать, а рейтинги у них только растут – тяга к ним почти болезненная. Заразная.

А зараза, как верно сказал Лобков, она внутри нас. В мозгах.

Прививки от неё нет. Как нет и документального фильма о том, как на ТВ возникла идея снимать такие фильмы, как «Зараза». Как родился, вырос и победил этот жанр – «новый русский научпоп».

В чём живем, то и смотрим. Что смотрим, в том и живём.

В данном случае – в научпопе.

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Павел Лобков

Павел Лобков - известный российский тележурналист, обладатель премии ТЭФИ.

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
НОВОСТЬ
Шоу уходит с телеэкранов после 20 лет эфира.
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
Борис Корчевников, «Прямой эфир»: «Комплименты говорю только жене»
Анне Вески создает уют с эстонским акцентом
Павел Лобков уволен с НТВ
Павел Лобков раскроет тайну собачьего носа
Цой жил, Цой жив, Цой будет жить! 23:40, 12.08.2010
Кем бы Высоцкий был сегодня? 16:50, 17.07.2010

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через