Рецензия на фильм «Сердцеед»: кино совсем не о любви
Обозреватель «Вокруг кино» оценил новую французскую комедию и остался в недоумении, почему ее выпустили в российский прокат в День всех влюбленных.
Прокатчики позиционируют фильм «Сердцеед» как кино ко Дню всех влюбленных. Французская комедия стартовала в российском прокате 14 февраля. Странный подход: картина совсем не о любви, она скорее об обмане. Кстати, французская комедия с таким же названием и тоже об обмане выходила в российский прокат аж в 2010 году, но там события происходили в нашем веке и разыгрывали историю Ромен Дюри и Ванесса Паради.
Читайте также:
Что посмотреть в кино в День святого Валентина: «Лед» и «Сердцеед»
Действие же «Сердцееда»-2018 происходит в наполеоновской Франции. Начало XIX века, страна ведет войны. В богатой и респектабельной семье две дочери на выданье. Старшую Элизабет амуры совсем не интересуют, она погружена в книги. А вот младшая Полин явно созрела для любви, поэтому, когда красавец-офицер Невиль делает ей предложение, она тут же соглашается выйти замуж. Счастье было так близко, так возможно, однако Невиля срочно вызывают в часть — начались военные действия в Австрии. Он обещает писать каждый день, но… едва шагнув за порог гостеприимного дома, ветреный молодой человек, за которым прочно закрепилась слава сердцееда, напрочь забывает о невесте. Ни одного письма, ни единой весточки. Полин чахнет от тоски, да так, что вот-вот помрет. Пытаясь пробудить в сестре желание жить, Элизабет начинает ей писать письма от лица Невиля. В общем, излюбленный французами сюжет, воспетый в «Сирано де Бержераке» — только в женском исполнении.
Кадр из фильма «Сердцеед»
Полин воскресает: «письма Невиля» полны не только нежности и любви, в них много интереснейшей подробностей – о его подвигах в разных странах мира, об экзотических приключениях в Индии, о слонах, алмазных копях… Удостоверившись в том, что здоровью Полин уже ничего не угрожает, Элизабет решает положить конец этой афере. Она пишет письмо о том, что Невиль, попавший во вражеское окружение, погибает. Невеста безутешна целых несколько… часов. Вскоре она выходит замуж за другого мужчину и рожает ему прелестных малышей.
Через несколько лет Элизабет встречает на улице вонючего, обросшего оборванца и узнает в нем Невиля. Оказывается, офицер позорно дезертировал из действующей армии. Предприимчивый малый решает извлечь из своего появления максимум пользы – а Элизабет готова ему платить, только бы он не разрушил семейную жизнь Полин. Приведя себя в порядок, красивый, элегантный и наглый Невиль возвращается в гостеприимный дом и становится сенсацией светских салонов – как же! — он ведь героически выжил, разбогател и он та-ак артистично рассказывает (на самом деле пересказывает написанные Элизабет письма)! Славу сердцееда мошенник подтверждает на каждом шагу – благо красотки сами падают ему в объятия. А что же Элизабет? Ее не волнуют томные глаза и шикарные усы офицера, она переживает только лишь за точный пересказ своих писем. Споры Невиля и девушки похожи на дискуссии автора и издателя – борьба идет за каждый сюжетный поворот, за каждую строчку и даже слово – и это преуморительное зрелище.
Кадр из фильма «Сердцеед»
Фильм вообще довольно смешной и милый – это нечто типа экранизации анекдотов про поручика Ржевского, но потоньше. К тому же режиссер «Сердцееда» Лоран Тирар вплетает в историческое повествование актуальные темы современного общества – сексуальные домогательства, феминизм… Например, придумав финансовую пирамиду, жертвами которой должно стать все богатое население городка, Невиль берет Элизабет в долю, она требует 50 процентов барышей и когда он сопротивляется, гневно вопрошает: «Я должна получать меньше, потому что я – женщина?!». Уверена, каждая из зрительниц фильма мысленно пожмет героине руку за эту фразу. Элизабет вообще рушит все условности своего века: она отстаивает свое право не выходить замуж и вообще делает все, что ей приходит в голову.
Из негативного — отечественных зрителей, воспитанных на истории войны 1812 года, в этом фильме заденет за живое эпизод с атакой казаков, решающих взять штурмом особняк, в котором обитает семейство Элизабет и Полин. Мрачные, плохо одетые люди, размахивающие саблями, больше похожи на бандитов, чем на доблестных вояк. Ну и мрут они как мухи – раздавленные пулями Невиля и ядрами французской артиллерии. Неприятное, надо сказать, зрелище...
Жан Дюжарден в фильме «Сердцеед»
По правде говоря «Сердцеед» мог бы пройти в прокате и не замеченным, если бы не одно обстоятельство: в фильме снялись настоящие звезды – Жан Дюжарден, прогремевший в «Артисте», собравшем все возможные кинонаграды, и Мелани Лоран, ставшая популярной после картины Тарантино «Бесславные ублюдки». Обаяние у Дюжердена, надо сказать, просто дьявольское: костюмы XIX века ему весьма идут, ну а его знаменитые хищные клыки лишь добавляют его герою харизмы. Мошенник и плут, врун и фантазер, временами примеривающий на себя одежки барона Мюнхгаузена, он вдруг в одном эпизоде выдает такой пронзительный, трогательный монолог, что фильму прощаешь всю его легковесность, недостоверность и утрированность. В общем, пусть Дюжарден снимается больше — и не только в фильмах, приуроченных ко Дню святого Валентина. Актер способен вытянуть любое кино.
Трейлер комедии «Сердцеед»