Читайте нас в Telegram
16:58, 03.05.2018

Рецензия на фильм «Собибор»: мощное высказывание Константина Хабенского на тему Холокоста

Корреспондент «Вокруг кино» оценил режиссерский дебют актера и констатирует, что первый блин все-таки вышел комом.

Сегодня на большие экраны выходит военная драма Константина Хабенского «Собибор», ставшая режиссерским дебютом актера. Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает историю подвига Александра Печерского, поднявшего осенью 1943 года восстание в лагере смерти. Этот мятеж стал единственным успешным за всю историю существования концлагерей, а «Собибор» был стерт с лица земли немецким командованием сразу же после побега заключенных. Поскольку архивных документов практически не сохранилось – нацисты уничтожили не только сам лагерь, но и почти все свидетельства о его существовании – сценарий к фильму основан на воспоминаниях узников, разбавленных, впрочем, авторской фантазией.

НОВОСТЬ

Рецензия на фильм «Собибор»: мощное высказывание Константина Хабенского на тему Холокоста

Кадр из фильма «Собибор»

Начать стоит с того, что «Собибор» действительно с уверенностью можно назвать фильмом об ужасах фашистских концлагерей: картина открывается прибытием новых узников – вальяжных, манерных и довольных своей жизнью людей, которые считают, что найдут в лагере временное убежище со всеми удобствами, и не подозревают о том, какая судьба их ждет.

Среди первых же сцен – умерщвление новоприбывших в газовой камере. Немногих выживших ждет не менее печальная участь: постоянный страх смерти, издевательства и тяжелая работа.

Среди прибывших в «Собибор» – небольшая группа пленников, организовавших неудачный побег из минского концлагеря. В их числе – Александр Печерский, которого тут же пытаются завербовать в местное подпольное сопротивление как человека с военным опытом, способного повести за собой людей. Он же, кажется, равнодушен ко всему происходящему. В этом человеке, терзающемся чувством вины за то, что он хотел «поиграть в героя-спасителя», в результате чего погибло много людей, кажется, сломлено все – и желание жить, и воля к сопротивлению.

Рецензия на фильм «Собибор»: мощное высказывание Константина Хабенского на тему Холокоста

Кадр из фильма «Собибор»

Постепенно в потоке редких разговоров о вере, смирении и неизгладимом чувстве вины он все же находит в себе силы начать восстание. Между этими двумя внутренними состояниями Печерского – пропасть. Но при этом «Собибор», построенный в основном за счет деталей – услышанных краем уха фронтовых сводках, случайных и яростных восклицаниях, немногих предметах, оставшихся от уничтоженных людей, – никогда не говорит об этих изменениях и внутренних переломах прямо, а только намекает.

«Собибор», будучи картиной о войне, представляет собой на удивление визуально сильный и абсолютно «рычаговый» с точки зрения эмоций фильм. И в первую очередь это осознанное решение постановщика. Новоиспеченного режиссера немного подводит неопытность и желание сделать все, совершенно все, по-своему. Чего, впрочем, Хабенский и не скрывает. Он говорит о чувственности, об эмоциях и о том, что хотел вложить в картину свое понимание происходящего.

Рецензия на фильм «Собибор»: мощное высказывание Константина Хабенского на тему Холокоста

Кадр из фильма «Собибор»

По словам Хабенского, где-то между вторым и третьим десятком вариантов монтажа, он понял, что хочет собрать именно ту ленту, которая важна ему, и отметил, что не мог бы снять лучше, чем сделал сейчас. Но в этом стремлении перфекциониста, на которого к тому же слишком многие возлагают надежды, очевидна горькая верность поговорки о том, что лучшее – враг хорошего. Все же слишком больную тему он выбрал для дебюта...

Выдают неопытность Хабенского как режиссера слишком топорные решения – равно как визуальные, так и звуковые. Двойственное чувство вызывает и изображение всевозможных зверств – от газовых камер, в которые загоняют людей, до бесчеловечных издевательств над пленными. При этом во время просмотра не возникает сомнений в том, что нацисты творили вещи и похуже, но слишком показушно (даже не показательно) выглядит этот нескончаемый бесовский шабаш.

Рецензия на фильм «Собибор»: мощное высказывание Константина Хабенского на тему Холокоста

Кадр из фильма «Собибор»

На немцах сюжет фокусируется не реже, чем на пленниках: те же самые мелкие детали точно так же добавляют объема персонажам, но при этом их природу с головой выдают изуверские поступки. Зачем раскрывать причины (ложные или правдивые – неважно) поступков подобных монстров – понятно: показать, насколько поверхностны и несостоятельны их идеологические или какие-либо другие оправдания и обещания. Те, которые они дают себе, своим близким или и вовсе не дают никому и просто ведут себя как звери. Царящая в лагере обстановка вседозволенности и безнаказанности – тоже одна из постоянных составляющих «Собибора».

Среди спорных моментов можно отметить мелькающий в сценарии висельный юмор и то, с какой злой радостью и, пожалуй, даже задором расплавляются с командованием лагеря пленники. Оставленные за рамками фильма слова режиссера о том, что смерть не может быть красивой, а в жутких местах, вроде «Собибора», не рождается ничего красивого или благородного, абсолютно оправданы и несомненно верны, но, к сожалению, сама лента, скорее, выполняет какую-то показательно-образовательную функцию, чем художественную.

«Собибор» рассказывает историю возвышения человеческого духа над бесчеловечными условиями, страхом и отчаянием. В нем есть свой жуткий ритм – дни отмериваются гудком вновь и вновь прибывающего на станцию поезда и свои плюсы, но первый фильм Хабенского все же слишком несбалансирован и постоянно стремится к крайностям.

Весь фильм представляет собой череду мучительных и горьких сцен. Но в глаза при этом бросается не насилие или жестокость нацистов, а то, насколько тщательно сняты эти сменяющие друг друга эпизоды: нескончаемо долгие планы, постоянно увеличивающееся количество пыток и убийств. Слово «реконструированы» при этом ситуации не подходит: Хабенский признался, что максимально выразительная и запоминающаяся сцена «ночного шабаша», например, выдумана сценаристами и практически не имеет отношения к реальности. Это, разумеется, нисколько не умаляет той жертвы, которую принесли реальные узники «Собибора», но детализированность и намеренная затянутость сцен иногда буквально принуждает зрителя замкнуться в себе и перестать как-либо реагировать на это кино.

Рецензия на фильм «Собибор»: мощное высказывание Константина Хабенского на тему Холокоста

Кадр из фильма «Собибор»

Подобная реакция вполне нормальна: она вызвана шокирующим (а по-другому и не могло быть, учитывая тематику) содержанием. Но против «Собибора» говорит и стремление раскрывать героев полунамеками (и это при том, что кино каждую секунду кричит о принципах своего автора), и фантазии сценаристов. О художественном фильме речи здесь практически не идет, хотя у картины, безусловно, есть удачные решения. Это, скорее, кинематографический памятник трагическим событиям или авторское высказывание, причем высказывание мощнейшее.

В принципе, можно сказать, что Хабенский снял такой тип кино, которое и не обязано нравиться зрителю: для Константина как для режиссера, полностью адаптировавшего эту историю под себя, гораздо важнее было донести для зрителя главную мысль или, скорее, главную эмоцию. Но то, с каким усилием и ощутимым давлением он пытается это сделать, вызывает еще большее желание закрыться и эмоционально отгородиться от происходящего на экране: сила действия, как водится, равна силе противодействия.

Трейлер фильма «Собибор»

Читайте также:

«Собибор» Константина Хабенского покажут в Берлине 9 мая

Премьерный показ режиссерского дебюта Константина Хабенского «Собибор» состоялся в Госдуме

Константин Хабенский: «С Кристофером Ламбертом с первого съемочного дня «Собибора» мы нашли общий язык»

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Константин Хабенский

Российский актер, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова, народный артист...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
Иосиф Оганесян проводит время с четырехлетним Стефаном.
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
Появились детали третьего сезона «Метода» — Кологривый в роли маньяка
Паулины Андреевой не будет в 3-м сезоне «Метода» — известно имя новой актрисы
Открытие «Горький fest»: русские сказки, влюбленные парочки, Тарасова в неглиже и призрак Пугачевой
«Без комментариев»: Роман Костомаров поделился видео со сцены МХТ им. Чехова
Человек человеку пес. Рецензия на фильм «Черный пес» 19:22, 17.09.2024
Улицы разбитых фонарей в Зверополисе. Рецензия на мультсериал «Барсукот. Очень зверский детектив» 12:53, 13.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через