Читайте нас в Telegram
18:36, 15.02.2016

«Семейный альбом»: как создавали сериал

О работе над сценарием, актерском кастинге и озвучании — в нашем обзоре.

Очередной ретро-сериал выходит в эфир. На этот раз в центре внимания — эпоха 1950-х в нашей стране. В то время наши бабушки и дедушки были молодыми и верили в светлое будущее коммунизма. На фоне эпохи разворачивается трагедия одной семьи — академика Колокольцева, его жены и сына, который тоже блестящий ученый-физик, тоже женат и воспитывает двух дочерей Ольгу и Катю. Они все вместе живут на даче под Ленинградом.

НОВОСТЬ

В 1955 году проект Колокольцева-младшего неожиданно закрывают — в тот самый момент, когда ученый стоит на пороге большого открытия. Вскоре после этого Колокольцев погибает при таинственных обстоятельствах. И семья начинает разваливаться на части: измены, страхи, старые обиды и новые увлечения словно разводят героев в разные стороны из старого и родного дома. Все они так или иначе оказываются перед сложнейшим выбором: что важнее — личный успех, большая наука, карьера и родина или семья, то единственное место, где человеку по-настоящему хорошо, где его любят и принимают таким, какой он есть. И все герои делают свой выбор, иногда роковой...

Продюсер Олег Газе — о сериале «Семейный альбом»: «Это рассказ о настоящей любви, семейных ценностях, о сложности сделать правильный выбор. Я бы его и нашим детям рекомендовал. И, как правило, в каждом хорошем фильме, а мы искренне верим, что «Семейный альбом» именно таков, каждый зритель найдет для себя что-что свое: кто-то глубокую философскую мысль, кто-то интересное, почти детективное приключение, а кто-то с замиранием сердца будет следить за любовными перипетиями героев. Я лично с удовольствием слежу за всеми линиями нашего фильма».

Кадр со съемочной площадки сериала «Семейный альбом»

Как воссоздавали атмосферу 50—60-х годов

Режиссер Леонид Прудовский с оператором Владимиром Баштой просмотрели фотографии 50—60-х годов, стараясь повторить атмосферу цветом, ракурсами. Они отсмотрели десятки фильмов того времени и скрупулезно изучали, как одевались и говорили тогда, дух того времени, что было во взглядах, в движениях и т. д.

«Когда я прочел первую серию «Семейного альбома», меня буквально заколдовала атмосфера 50-х годов в СССР, то есть юношество моих родителей, — вспоминает режиссер Леонид Прудовский. — Ну и конечно, международная интрига, бегство героя из страны в страну, когда понятие «заграница » было так далеко от советского народа».

Без сомнения, художники и костюмеры внесли самый большой вклад в воссоздание атмосферы. «Особенно хотелось бы отметить художника по костюмам Елену Брянскую, которая для меня просто богиня костюмов», — отмечает Прудовский.

Кадр из сериала «Семейный альбом»

О сценарии и о том, были ли положены в основу сюжета реальные события

Сценаристы «Семейного альбома» Руслан Галеев и Павел Тетерский делятся подробностями работы над проектом: «Нашей целью было создание атмосферы с помощью колоритных элементов времени и развитие характеров через перипетии, которые возможны были именно там и именно тогда. Что касается реальных исторических параллелей, то они есть, но не в глобальном сюжетном плане истории. Скорее, эти параллели в элементах сюжета. 

Во-первых, конечно, это гонка в области создания лазера, которая действительно имела место быть. В начале 50-х это было одним из крутейших челленджей для обеих физик — советской и американской. В 1954 году наши с американцами независимо друг от друга построили «Мазер» (до 1959-го он назывался именно так) на молекулах аммиака, а затем несколько лет шли в буквальном смысле нога в ногу, пытаясь его усовершенствовать. Где-то мы оказывались первыми, где-то они. Причем, несмотря на холодную войну, ученым реально организовывали встречи и симпозиумы, и часто к тому или иному изобретению они шли вместе. Собственно, отсюда и выбор времени действия.

А во-вторых, мы с огромным удовольствием обращались к литературе шестидесятников, и часто это давало нам основу для создания тех или иных сюжетных поворотов. В частности, перечитывали Аксенова, Домбровского, Солженицына, Гроссмана и т. д. Нам важно было понять внутреннюю атмосферу эпохи. И лучше книг и воспоминаний очевидцев в этом никто не мог помочь.

Кадр со съемочной площадки сериала «Семейный альбом»

Конкретных прототипов у героев «Семейного альбома» не было. Мы думаем, если советскому ученому и удалось бы сделать то, что сделал Николай Колокольцев (Игорь Скляр), это сразу стало бы гостайной, и общественность об этом никогда бы не узнала. Впрочем, как мы уже упоминали, есть некие пересечения с реальной историей изобретения лазера. Но те или иные качества персонажей мы также заимствовали. Например, один из наших любимых персонажей второго плана — картавый и неунывающий студент Гигевич. Он запросто мог работать в НИИЧАВО братьев Стругацких. А когда писался кавторанг Астахов (Евгений Сидихин), мы невольно вспоминали героев Гроссмана. Ну а любимый персонаж первого плана Катя (Ксения Суркова) наверняка гуляла по одним улицам с младшими детьми Градовых из «Московской саги». 

Сценарист Марина Эстер добавляет: «Все герои вымышлены. И все — типичны для того времени. То, что в центре фильма — семья ученых, не случайно. Советская наука, особенно физика, всегда была миром грандиозной романтики, грандиозной смелости. И грандиозного бескорыстия. Ведь Николаю Колокольцеву (Игорь Скляр) важна не карьера, не должности, не деньги, даже не сам успех. Он хочет решить большую научную проблему, борется за открытие, которое имеет значение для всего мира. По большому счету, он выбирает между семьей (и собственным маленьким счастьем) и счастьем всего человечества. И теряет при этом абсолютно все.  Это очень интересно — поставить героя в такое непростое положение.

Мне хотелось написать не просто историю семьи, а историю о том, как важна семья для каждого человека. Все главные герои, так или иначе, оказываются перед сложнейшим выбором: что важнее — личный успех, большая наука, карьера, родина или семья, то единственное место, где человеку по-настоящему хорошо, где его любят и принимают таким, как есть. И все герои делают свой выбор — иногда роковой. 1955 год — время переломное. Еще близка была война, сталинская эпоха с ее великими репрессиями и великими свершениями. Но Сталин уже умер, война закончилась — и люди отчаянно мечтали о новой счастливой жизни. Жить в такие времена невероятно сложно, но писать о них — большое удовольствие».

Кадр со съемочной площадки сериала «Семейный альбом»

О работе над звуком, который напоминал бы советское кино 

Звукорежиссёр Ирина Викулина рассказывает: «Пересмотрев десяток фильмов того времени, мы решились на некий симбиоз «тогдашнего» микса и «сегодняшнего». Понятно, в те годы мало было спецэффектов и фонов: в основном речь, музыка и кое-где синхронные шумы. Мы постарались совместить традиции и, скажем так, развлекательность. Сделать это было бы невозможно без музыки тех лет. Мы переслушали огромное количество композиций — как советских, так и зарубежных. Напомню, действие происходит в Советском Союзе, Бельгии и США 50—60-х годов, потому звучат и джаз, и рок-н-ролл, и, естественно, советская эстрада и, конечно, классика. Выбрали довольно много треков, поддерживающих драматургию того или иного эпизода

Кстати, еще на этапе сценария было оговорено: используем фрагменты кино тех лет. Например, «Разные судьбы» и «Человек-амфибия». Ведь самая главная задача для звукорежиссера — создать нужную атмосферу… Фоны, кстати, специально писали, выезжали на натуру — в старинный дачный поселок под Москвой, где записывали атмосферу «дачи Колокольцевых». А с синхронными шумами вообще намучились. Взяли обувь тех лет: что-то было на студии (ей больше 25 лет, так что много чего старинного есть), что-то на «Ленфильме», а кое-что покупали специально для проекта. Раньше отлично обувь делали — не на один сезон: подошва кожаная, каблук чуть «глуховат»… Песня! Честно говоря, игра артистов вдохновила. Академики — Эра Зиганшина и Борис Романов — получились людьми тех лет, а значит, должны были остаться ими буквально во всем, вплоть до походки и стука каблуков. А вот американцы «ходили» итальянскими армейскими берцами 1942 года выпуска, Игорь Скляр — дорогой итальянской обувью. Ведь шаги — это не просто «тук-тук», а драматургия!» 

Кадр из сериала «Семейный альбом»

Об актерском кастинге

Режиссер Леонид Прудовский признается, что кастинг в «Семейный альбом» был очень сложный.

«Игоря Скляра я помнил по детству: «Мы из джаза», ну и конечно, «На недельку до второго...» Хотя он много чего сделал с тех пор, — делится подробностями поиска актера на главную роль Прудовский. — А мы искали советского ученого и семьянина, в котором проснется сумасшедчинка, человека, который способен вырваться, рискнуть, поставить на кон все. Когда Игорь Борисович (роль Николая) пришел на пробы, было ясно с первой минуты, что это он».

Исполнитель главной роли Игорь Скляр рассказывает: «Мне мой герой показался человеком на распутье, а это всегда интересно воспроизвести! Что такое «человек на распутье»? Да это самое интересное! Как человек принимает решение, как жалеет потом о нем, а вернуть ничего нельзя: в общем, всё похоже на правду! И только такие сценарии и персонажи меня и привлекают. Мой герой — учёный, который стоял перед выбором — работа или семья, долг или любовь, родина или бегство. Он существует в постоянном выборе: он уехал, потом решил вернуться, страстно стремился обратно на родину, ан нет, время ушло, ведь в одну реку два раза нельзя».

В одном из эпизодов, который снимали в Санкт-Петербурге, по сценарию персонаж Скляра должен был переодеться в подворотне. «Прямо во время дубля неожиданно послышался мат из окон второго этажа: оказалось, что ругалась дворничиха, решившая, что какой-то хулиган забежал по малой нужде. Было очень смешно!» — вспоминает Игорь Скляр. Для роли Игорю Скляру половину картины приходилось клеить бороду. «Это было ужасно неудобно и мучительно, — сетует актер. — И вот, когда меня позвали сниматься уже в следующем фильме и сказали, что нужно играть с бородой, я попросил: «Подождите полмесяца, пока я свою не отращу!».

Екатерина Олькина и Даниил Страхов в сериале «Семейный альбом»

Режиссер Леонид Прудовский объясняет свой выбор остальных актеров на роли: «Даниила Страхова (роль Ляпунова), я знал по его роли молодого Исаева. Он мне там дико понравился: Даниил нес в себя шарм настоящего киногероя. И еще он настолько глубоко перевоплотился в молодого Исаева, что я постоянно ловил себя на мысли, что передо мной молодой Тихонов. Эра Зиганшина (Галина Васильевна, жена академика) — это было мое всё. Глубокая, мудрая, сильная. Полчаса общения с ней, и я не пожалел, что так быстро утвердил ее. Умение Евгения Сидихина (Астахов) перевоплотиться в неотесанного военного и при этом не потерять мудрую человечность подкупила меня довольно быстро, как и тонкая интеллигентная натура Бориса Леонидовича Романова (Академик) с его бесконечным профессионализмом и готовностью работать, невзирая ни на какие преграды. Я помню сцену в Женеве, в которой Борис Романов должен был быть в одном пиджаке, и начало которой мы сняли в октябре в Питере, а конец — в Риге в декабре при температуре минус 10. Вокруг все были одеты в шубы, а Романов — в пиджачке. С его упорством и самоотдачей можно сравнить лишь талант Татьяны Черкасовой (роль Надежды), которая не позволила вывихнутой ноге помешать ей бегать, водить машину и даже танцевать. Как раз молодых артистов было сложно выбирать, так как я впервые столкнулся с таким количеством талантливых, молодых и красивых артистов. Так получилось, что на первые пробы пришли Татьяна Черкасова и Екатерина Олькина (Роль Ольги), и, несмотря на долгий кастинг, обе актрисы так и остались с нами. И ни в коем случае нельзя забывать замечательный тандем Ксении Сурковой (роль Кати) и Ивана Шибанова (роль Сухоцкого), а также великолепного артиста Владимира Фридмана, сыгравшего роль Лившица».

Смотрите сериал  «Семейный альбом» 15 февраля в 21:30, 16-19 февраля в 21:35, повтор — 16-20 февраля в 12:15 на Первом канале. 
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • Фото: Пресс-служба Первого канала
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Семейный альбом

Семейная сага, снятая режиссером Леонидом Прудовским по сценарию Марины Эстер («Пепел», «Линия...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Второй конкурсный день выдался насыщенным и богатым на сюрпризы.
НОВОСТЬ
Сестра покойной артистки делала подтяжку груди и ушивала диастаз.
ОБЗОР
В горном курорте «Роза Хутор» в третий раз стартовал смотр контента онлайн-кинотеатров.
Стало известно, что дочь актера Евгения Сидихина вышла замуж
На Первом канале стартует сериал «Знахарь» со звездой «Бедной Насти» Даниилом Страховым в роли хирурга
На Первом канале стартует детектив «Гадалка» о тандеме майора уголовного розыска и прорицательницы
Звезда «Бандитского Петербурга» Евгений Сидихин впервые стал дедушкой
Паштет из утиной печени в желе из шампанского. Как снимали криминально-кулинарный сериал «Жар» 11:12, 14.08.2024
Что будет с героями в 12-м сезоне сериала «Склифосовский»: подробности о съемках продолжения 10:05, 08.08.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через