Гениальный поэт, криминальный авторитет, жизнерадостный хипстер, безумный чиновник – ему под силу любая роль. В том числе – руководителя Губернского театра. Рецепт успеха от Сергея Безрукова – талант, трудолюбие и… чувство собственного достоинства.
– Сергей, название спектакля «Сон разума» по повести Гоголя «Записки сумасшедшего», который вы покажете на сцене ДК «Выборгский» первого апреля, звучит как диагноз нашему времени.
– Порой не верится, что все происходящее сегодня с нами – реальность. Еще несколько лет назад трудно было представить, что наша страна окажется в изоляции, под санкциями, в состоянии жесточайшей конфронтации с соседями. Как известно, «сон разума порождает чудовищ». Хочется, чтобы разум проснулся и этот дурной сон закончился.
Гоголь – очень современный писатель, его текст поразительно актуален. Вот, например: «Я не помню, как зовут цирюльника с Гороховой, но достоверно известно, что он вместе с одной повивальной бабкою хочет по всему свету распространить магометанство. И оттого, говорят, во Франции большая часть народа признает веру Магомета». Это написано почти двести лет назад, а проблемы все те же! Чиновники российские все такие же!
В спектакле мы попытались взглянуть на мир глазами Аксентия Ивановича Поприщина, представить его сумасшедший полет фантазии – мечты, страхи… Поэтому будет много трюков, спецэффектов, воздушной эквилибристики – словом, настоящая фантасмагория мыслей и чувств героя!
– Титулярному советнику Поприщину сорок два года, как и вам. Какие еще совпадения обнаружились?
– Ну, Аксентий Иванович всего лишь титулярный советник, а я возглавляю Губернский театр (улыбается). А если серьезно, главное, что есть у моего героя и что должно быть в каждом, – это чувство собственного достоинства. Ему говорят: «Ведь ты нуль, более ничего!» А почему? Достатка нет. А ведь он дворянин! Это трагедия маленького человека. Унижение человеческого достоинства – самое страшное. Посмотрите, что творится в Интернете, – абсолютная анархия, безнаказанность и разнузданность. Люди, не стесняясь, оскорбляют друг друга. А все потому что утеряно чувство собственного достоинства.
– На ваш взгляд, это чувство врожденное или можно его воспитать?
– Многое зависит от воспитания, взаимоотношений в семье, но еще и от норм поведения, принятых в обществе. Сегодня люди позволяют себе публично выяснять отношения, грязно ругаться при ребенке. При всех недостатках советского прошлого подобное было недопустимо. Если кто-то вел себя неподобающим образом, ему обязательно делали замечание и заставляли замолчать.
– Ну, сейчас в ответ на замечание можно такое получить…
– Вот именно! Потому что вокруг нахальство и вседозволенность. А это разрушает общество на корню.
– Гоголь создал целую галерею образов российских чиновников. Олег Павлович Табаков, ваш учитель, наукой общения с чиновниками овладел в совершенстве. А вы?
– Я стараюсь (улыбается), беру пример с мастера. Как правило, труднее всего договориться с мелкими чинами, которые все время пребывают в легком страхе, «как бы чего не вышло»! Атавизм девятнадцатого века – лучше отказать, авось лишний раз не побеспокоят (смеется).
– А с ГИБДД вы в каких отношениях? Вас узнают, просят автограф и отпускают с миром или, наоборот, еще строже спрашивают?
– Большое им спасибо – как правило, отпускают. Но если возникает какая-то проблема, я, безусловно, подчиняюсь закону. Если бы все наши граждане стали законопослушными, нас было бы не догнать. Я не согласен с теми, кто считает, что пренебрежение к закону в характере русского человека. Это придумали недоброжелатели.
– Как вы думаете, творческому человеку надо участвовать в политической жизни?
– Я считаю, что у художника должна быть гражданская позиция. Вписывается она в мейнстрим или нет – другой разговор. Но сегодня невозможно быть «над схваткой». Общество пропитано политикой. Даже если будешь держаться в стороне, все равно что-нибудь скажут. Например, что тебе безразлична судьба страны. Нужно заниматься делом и не изменять своим взглядам. Как профессор Преображенский в «Собачьем сердце»: «Вы не сочувствуете детям Германии?» – «Сочувствую». – «Купите журналы». – «Не хочу». Потрясающая позиция!
Сергей Безруков
– Олег Павлович Табаков не скрывает, что у него психология капиталиста. А вы считаете себя эффективным менеджером?
– Я этому учусь. Стараюсь больше доверять интуиции. Просчитать успех будущего спектакля или фильма сегодня сложно – слишком много факторов на это влияет. Но главный капитал во все времена – талант. Своих актеров всегда отпускаю на съемки. Более того, когда меня приглашают в фильм, стараюсь их тоже пристроить. Например, в сериале «Временно недоступен», который недавно прошел по Первому каналу, в эпизодах снимались 23 артиста Губернского театра (смеется). Но это не значит, что я выдвигаю режиссеру какие-то особые условия. Ни в коем случае! Просто хорошо знаю, на что способны мои актеры. Я и за родственников никогда не просил, если не был уверен, что это будет стопроцентное попадание в роль.
– Кажется, что ваша карьера, как ракета, летит только вверх. У вас были провалы?
– Были фильмы, на которые возлагались большие надежды, но они не оправдались. Некоторые роли ушли от меня в силу возраста. Жалею, что так и не сыграл Хлестакова. Мне все говорили: кому же играть, как не тебе! Но поезд ушел.
– Вы довольно активны в Интернете. Сами ведете свои странички в социальных сетях или доверяете помощникам?
– В этом деле мне не хочется ни на кого полагаться. С компьютером я пока на «вы», но прочитать почту или кинуть ссылку могу. Вот Николай Васильевич Гоголь был бы крутым блогером (смеется). Я сам выбираю, какие фото публиковать. Не с блюдом из ресторана, а из музея, со спектакля. Конечно, люди просят поделиться новостями из личной жизни, но эта тема – табу. Я живу своей работой двадцать четыре часа в сутки – вот что для меня главное.
– Люди узнают вас на улице, подходят за автографом. Я обратила внимание, что вы никому не отказали…
– Это часть профессии. Я не терплю панибратства, но откликнусь на вежливую просьбу, даже если очень устал.
– Что для вас отдых?
– Тишина и покой.
– Вы считаете себя оптимистом…
– Меня так воспитали – никогда не унывать. Уныние – это грех.
– А как не впасть в уныние, если проблемы обступают со всех сторон?
– Испытания даются по силам. Значит, ты должен через это пройти – выучить урок. Не выучил – сдавай экзамен еще раз. Чужой опыт ничему не учит. Главное – заставить себя подняться и идти дальше.
– Известно, что Константин Райкин отказывается от съемок даже у Спилберга, потому что не хочет оставлять театр ни на один день. Вы теперь тоже художественный руководитель, человек занятой. При каких условиях соглашаетесь сниматься?
– Хороший сценарий, режиссер и команда. Например, в проекте «Временно недоступен» режиссера Михаила Хлебородова меня сразу привлекла по-настоящему гоголевская интрига. Мой герой – чиновник районной администрации, скользкий тип, прохиндей – попадает в другой город, где его принимают за ревизора. И оказывается, что именно в этом его призвание. Судьба подарила ему шанс кардинально изменить жизнь. Кстати, мне звонили знакомые из Казани, из Следственного комитета, говорили: «Ты так убедительно сыграл следователя, что мы всем коллективом смотрели, как надо работать» (смеется). Но у меня был хороший консультант – сценарист Андрей Кивинов. Он знает, о чем пишет. Мы уже работали с ним над фильмом «Каникулы строгого режима», поэтому я не сомневался, что сериал «Временно недоступен» получится таким же смешным и симпатичным.
– Журналисты шутят, что ваши новые работы наконец-то прервали серию ЖЗЛ…
– Да я и не собирался создавать никакую ЖЗЛ! То, что «Последняя дуэль» вышла сразу за «Есениным», – совпадение. Фильм о Пушкине снимали года три, потом проект был приостановлен и я начал сниматься в «Есенине». Но в итоге они вышли друг за другом и я получаю по полной программе! (Смеется.)
А вот фильм о Высоцком «Спасибо, что живой» появился в моей судьбе совершенно неожиданно. Александр Наумович Митта утвердил другого актера, но съемки заморозили, и Митта покинул проект. Меня позвали на кастинг, но я отказался. А через год позвонили опять и предложили хотя бы пройти пробы – просто так, для себя. В результате меня утвердили и даже отсняли несколько сцен. Но потом опять сменилась съемочная группа. И только Петя Буслов довел дело до конца. Вот такая история. Конечно, тот, кто этого не знает, считает, что я с легкостью порхаю от одного гения к другому.
Сергей Безруков
– Новые интересные предложения есть?
– Есть – сериалы и полный метр. Не хочу говорить подробнее, чтобы не сглазить.
– Чего вы еще ждете от жизни?
– Я всем доволен – есть любимая работа, театр. Главное, чтобы хватило сил и времени осуществить задуманное, помочь как можно большему количеству людей, научить молодых актеров. Как говорит Олег Павлович, оставить после себя продолжение.
Беседовала Лариса Царькова
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Сергей Безруков
Российский актер театра и кино, продюсер, актер озвучки
Читать