Сергей Гармаш о новых русских сериалах вообще и «Ленинграде 46» в частности
В новом телевизионном фильме канала НТВ актер сыграл антигероя, которому хочется сопереживать.
1946 год, Ленинград. В городе орудует опасная банда. Во время одного из ограблений бандиты убивают милиционера, случайно оказавшегося рядом. Начальник главка Морозов ставит перед сотрудниками отдела по борьбе с бандитизмом непростую задачу ― поймать неуловимую банду жестокого и изощренного преступника Вити Музыканта.
Тем временем в город после фронта, плена, штрафбата и госпиталя возвращается бывший преподаватель русского языка и литературы Игорь Данилов (Сергей Гармаш). Война позади, но на губах главного героя по-прежнему привкус крови и пороха. Данилов возвращается в свою коммуналку, но выясняется, что его оттуда выписали, посчитав погибшим, а жена ушла к высокопоставленному чиновнику.
Потеряв всё ― семью, работу, жильё, ― бывший преподаватель оказывается по другую сторону закона. Пытаясь добиться справедливости и отомстить тем, кто исковеркал его жизнь, Данилов всё больше погружается в криминальный мир послевоенного Ленинграда, где на его долю выпало столько лишений и унижений. Он постепенно превращается в одного из самых хитрых, опасных и хладнокровных бандитов по кличке Учитель, у которого есть связи на складах, рынках, даже в «Крестах», и люди которого совершают дерзкие налеты на инкассаторов, перевозящих деньги и золото, участвуют в похищениях музейных коллекций.
Судьба несколько раз разворачивает жизнь Данилова на 180 градусов. Порой кажется, что за те два года, о которых повествует телевизионный фильм, он проживает несколько жизней. На пресс-конференции после закрытого показа «Ленинграда 46», устроенного каналом НТВ за неделю до официальной премьеры телефильма, Сергей Гармаш рассказал о своем герое и о том, что думает о новых русских сериалах.
О том, почему согласился на участие в проекте «Ленинград 46»
Сергей Гармаш: «История, рассказанная в сценарии, заинтересовала меня изначально. Пройдя всю войну, немецкий плен, советский лагерь, штрафной батальон и страшное ранение, мой герой возвращается в родной город, где его ждут кардинальные изменения в судьбе. Бывший преподаватель русского языка и литературы, он доходит до преступной тропы и становится на неё ― сначала как будто бы случайно, а потом всё более уверенно. Этот человек мне был интересен потому, что в нём есть внутренний стержень, и он мечтал каким-то образом изменить себя и свою жизнь».
О своем герое в «Ленинграде 46»
Сергей Гармаш: «Мой герой стал участником определенных обстоятельств. Человек вынужденно открыл совершенно новую главу своей жизни. Но я, играя, старался, чтобы он, живя в этой второй главе, все время думал о третьей, которую мечтал открыть, но не открыл. Мы с режиссером все-таки подразумевали, что мой персонаж хочет из этого всего вырваться и надеется воссоединиться с дочерью. Во всяком случае я как актер в определенных эпизодах пытался это как-то аккуратно декларировать. В тексте и сюжете этого отражено не было. Эти «внутренние вещи» я раскрываю с помощью актерской игры».
О работе над «Ленинградом 46»
Сергей Гармаш: «Помню, пришел в самом начале съемок на встречу с режиссером Игорем Копыловым. Принес сценарий ― у меня были вычеркнуты в нем три предложения. Показываю ему, а он прямо закричал «Вау!»: Игорь Сергеевич открыл свой сценарий и показал, что у него вычеркнуты те же самые три строчки. Мы мыслили на одной волне. Игорь Сергеевич нас, актеров, сумел убедить и вдохновить тем, что он суммировал наши ощущения. Мы, конечно, что-то привносили свое. Но это не соавторство: не надо этих слов лишних, а то у нас и так все великие, все гениальные, все соавторы. Съемки «Ленинграда 46» ― это был рабочий процесс, который происходит сейчас во всех сериалах всех каналов. Мы, актеры, к этому привыкли, и все к этому готовы. Конечно, хочется дожить до того момента, когда у каждой новой серии будет свой автор, но при этом будут выдержаны единый стиль и язык, как у Скорсезе. Думаю, что когда-нибудь так и будет. Давайте подождем ― придет время. Если не мы, то, значит, наши дети будут так сниматься».
О новых русских сериалах
Сергей Гармаш: «Я не согласен, когда ставят крест на наших русских сериалах. Не надо этого делать. У нас есть сериалы, за которые совершенно не стыдно. Они есть. И они служат импульсом для того, чтобы продолжать работать. Отечественные сериалы в сегодняшнем кинопроизводстве нашей страны занимают ведущее место и смотрятся зрителем. Когда кто-то спрашивает у российского режиссера, почему он не снимает, как Мартин Скорсезе, ― это смешно. Ну а почему в России не выпускают «мерседесы»? Дайте столько денег, сколько у Мартина Скорсезе, и такую индустрию сюда ― и будет вам Мартин Скорсезе и даже лучше!»
О бюджете «Ленинграда 46»
Сергей Гармаш: «В этом проекте бюджет был потрачен максимально честно. Поскольку я работаю в кино давно, то знаю, о чем говорю. Мы снимали, не имея сценария, поэтому не раз меняли локации и объекты. Более того, даже останавливали съемки. За такую возможность и за максимальную справедливость потраченного бюджета ― огромное спасибо продюсерам! Мы хотели, чтобы нам было не стыдно за нашу работу. Сегодня такое время, когда это не так-то просто. Когда-то у нас не было ультразвуковых аппаратов, а наши врачи ставили все-таки правильные диагнозы. Вот так сейчас и мы. Ну что же поделаешь, живем в такое время».
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Сергей Гармаш
Советский и российский актер театра и кино.
Читать