«Шерлок», 4 сезон: за что мы любим и ненавидим финальный сезон
Наш кинообозреватель разбирался, чего не хватило истории на этот раз и с чем переборщили создатели.
Вот и закончился финальный, четвертый сезон британского «Шерлока», некогда выведшего Бенедикта Камбербэтча в мировые звезды. Марк Гэтисс и Стивен Моффат стояли перед невероятно сложной задачей: затянувшийся хиатус взвинтил ожидания телезрителей до невероятных высот, так что последним трем главам истории про детектива с Бейкер-стрит было необходимо выстрелить запредельно громко, чтобы не разочаровать истомившихся поклонников.
Удалось ли это? Да, но лишь отчасти. С одной стороны, мы имели возможность вновь насладиться высочайшим профессионализмом режиссёров и операторов: умелая работа с крупными планами, «рифмующимися» кадрами и всплывающим текстом давно стала визитной карточкой сериала. Фанатов Холмса опять порадовали шуточками «для своих» вроде Шерлока, вечно забывающего имя Лестрейда. А любители детективных загадок получили новую пищу для ума.
Но, с другой стороны, в «Шерлоке» стало гораздо меньше того, за что многие из нас и полюбили эту историю. В первой серии нового сезона было много всего: семейные разборки между Джоном Ватсоном (Мартин Фриман) и его женой Мэри (Аманда Аббингтон), символическое иконоборчество в виде уничтожения гипсовых бюстов недавно почившей Тэтчер, даже политические игры. Но вот непосредственно дедукции, которой славится Шерлок Холмс, в ней было крайне мало. Шоураннеры, кажется, привыкли к тому, что мы знаем, что Шерлок — гений, и решили: эта аксиома не нуждается в подтверждении, и остроту его ума достаточно постулировать, не показывая ход его мысли на экране.
Бенедикт Камбербэтч на съемках четвертого сезона сериала «Шерлок»
Конечно, акцент на взаимоотношениях и чувствах героев добавляет сериалу новое измерение, что само по себе весьма небезынтересно, но ведь Моффат и Гэтисс уже показали на примере «Знака трех», что могут в одной серии сочетать задорный юмор, трогательные эмоциональные моменты и блестящее детективное расследование. Так что им вполне по силам было, сохранив акцент на конфликте между Шерлоком и его окружением, оставить место и для дедукции. Мы ведь следим за приключениями британского сыщика, потому что это позволяет нам самим почувствовать себя умнее!
Последняя серия третьего сезона познакомила зрителя с концепцией «дворца памяти», и создается ощущение, что, единожды заглянув в этот дворец, Шерлок так и не смог найти из него выход. Рождественский спецвыпуск прошлого года стер грань между реальностью и фантазией, отправив нашего любимого героя из современности в конандойлевский Лондон, освещенный газовыми фонарями. И хотя Шерлок вернулся из наркотического трипа, какая-то часть иллюзорного мира просочилась за ним в четвертый сезон: персонажи теперь разговаривают с призраками, важные свидетели оказываются плодом фантазии (или нет?), и даже воспоминаниям нельзя больше верить.
Мартин Фриман в четвертом сезоне сериала «Шерлок»
Когда-то «Шерлок» играл со зрителем честно: перед нами выкладывали набор фактов и предлагали вместе с гениальным детективом пораскинуть мозгами. Теперь же Гэтисс и Моффат находят какое-то особое удовольствие в том, чтобы переворачивать все с ног на голову, не оставляя камня на камне от зрительских теорий. Не то чтобы это было необходимо для продвижения сюжета или развития образов персонажей — шоураннеры в одну секунду выворачивают повествование наизнанку просто потому что могут. И хотя изящество, с которым они манипулируют историей, не может не восхищать, сам факт, что любая улика может обратиться в пшик, лишает мотивации к размышлению над происходящим.
Возвращение Джима Мориарти (Эндрю Скотт) в финале предыдущего сезона стало потрясающим клиффхэнгером, но потом его словно списали со счетов: в первых двух сериях финальной главы мысли величайшего в мире детектива заняты чем угодно, кроме его главного соперника. Те, кто внимательно следил за процессом создания четвертого сезона и был осведомлен о том, что мистера Скотта видели на съемочной площадке, в нетерпении ерзали на стуле: когда же, когда на экране появится хотя бы тень Мориарти? И тут нас тоже ждало разочарование (хотя и вполне ожидаемое): в гранд-финале бедолаге Джиму отведена роль предмета интерьера.
Марк Гэтисс в четвертом сезоне сериала «Шерлок»
Но несмотря на все это, мы с вами с замиранием сердца ждали нового кусочка истории о сыщике-социопате. Моффат и Гэтисс очень точно расставили акценты, виртуозно сыграли на струнах наших душ, в нужных местах дали вибрато — и мы пошли у них на поводу, как и Шерлок, прекрасно отдавая себе отчет, что идем в ловушку. И когда история закончилась изящной отсылкой к самому первому эпизоду (вышедшему на экран — подумать только! — целых семь лет назад), каждый из нас задыхался от эмоций. Спасибо, что напомнили нам, как важно мыслить за пределами системы, мистер Камбербэтч. Спасибо за многогранный и запоминающийся (и, чего греха таить, гораздо более живой, чем у Конана Дойля) образ доктора Ватсона, мистер Фриман. Спасибо, что закончили на высокой ноте, мистер Гэтисс и мистер Моффат.
Леонид Кискаркин
Читайте также:
Чем закончился 4 сезон сериала «Шерлок»
«Шерлок», 4 сезон: первая серия стала популярнее обращения королевы Великобритании
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Шерлок 4 cезон
Четвертый сезон популярного британского сериала основанного на произведениях сэра Артура...
Читать