Читайте нас в Telegram
19:34, 21.11.2017

«Снеговик»: скандинавский детектив с голливудским послевкусием

Триллер про первого серийного убийцу Норвегии уже посмотрел наш кинообозреватель, и ему не терпится поделиться впечатлениями.

Цикл книг про Харри Холе – главного героя детективов норвежца Ю Несбё – насчитывает уже 11 романов. Персонажа, придуманного Несбё, ставят в один ряд с Шерлоком Холмсом, Эркюлем Пуаро, Жюлем Мегрэ и другими титанами криминалистики и сыскного дела. Неудивительно, что кинематографисты польстились на возможность запустить очередную франшизу и монетизировать интеллектуальную собственность популярного автора.

НОВОСТЬ

Для пробного шага выбрали «Снеговика» – наверное, самый успешный роман норвежца, вышедший в момент, когда Несбё и его ведущий герой Холе уже получили признание публики. Сюжет «Снеговика» рассказывает о таинственных убийствах женщин, которые происходят в ночь, когда выпадает первый снег. Жертв маньяка находят в разных городах на протяжении нескольких лет, но каждый раз его след обрывается – даже лучшие умы полиции не способны поймать таинственного убийцу.

Трейлер фильма «Снеговик»

На главную роль в фильме о первом серийном убийце Норвегии взяли Майкла Фассбендера. В партнерши ему определили шведку Ребекку Фергюсон, вполне успешно закрепившуюся в масштабных проектах (пятая и шестая части «Миссия: невыполнима», сай-фай «Живое» и драматический мюзикл «Величайший шоумен»). Также в «Снеговике» снялись: Хлоя Севиньи, Вэл Килмер, Дж. К. Симмонс, Шарлотта ГенсбурТоби Джонс и Джеймс Д’Арси.

Постановщиком какое-то время числился Мартин Скорсезе, но в итоге режиссерское кресло занял Томас Альфредсон. Он в свое время отметился шведской экранизацией вампирского бестселлера «Впусти меня» (затем был голливудский ремейк) и детективом по роману британца Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!» с Гэри Олдманом, Колином Фертом и Константином Хабенским.

Кадр из фильма «Снеговик»

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Снеговика» – это «голливудщина». Кричащая, иногда вульгарная и броская настолько, что можно очень сильно удивиться, узнав, что режиссером выступил уроженец Швеции, для которого экранизация Несбё стала вторым по счету англоязычным проектом. Здесь есть все составляющие типичного для Голливуда детектива: пафосная музыка (ноты обязательно должны совпадать с действиями на экране), пальба из пистолета в горах (ради того, чтобы покрасоваться и показать безразличность к происходящему) и другие не очень логичные вещи. Хотя даже если не жить в стране вечного снега, то можно догадаться, что любой громкий звук способен привести к лавине и немного печальным последствиям.

При этом Альфредсон изо всех сил пытается передать атмосферу, которой так славится скандинавское кино: тихие убийства, размеренный и неспешный темп повествования, тяжелые характеры героев. Из тяжелого у Холе – только степень алкоголизма.

Понятно, что часть проблем проистекает из первоисточника – роман Несбё тоже нельзя считать полноценной энциклопедией человеческих чувств, но там хотя бы были прописанные обоснования. В фильме исчезает даже намек на какую-либо мотивацию, а действия персонажей кажутся дикими и нелогичными с самых первых кадров. Драматичность в таком случае превращается в глупость, а недостаточный накал внутренних страстей делает фильм не только серьезным, но и попросту безжизненным. У зрителя возникает перманентное чувство, что герои не имеют никакого понятия о том, что им делать (не в конкретный момент, а по жизни) и просто ходят туда-сюда. В то, что это первоначальная авторская задумка, да и вообще, на самом деле характер у всех героев такой нордический, верится с трудом.

На руку создателям «Снеговика» мог сыграть колорит – и его действительно используют, идя уже протоптанными Несбё тропками. Так, писатель, первые два романа протаскавший Холе по заграницам – Австралии и Таиланду, все же понял, что его главный козырь кроется в родной Норвегии, и сделал столицу основной локацией почти всех последующих произведений. Этим и воспользовались кинематографисты – в конце концов, грех было не снять эти завораживающие северные пейзажи. В итоге на экране красуются оживленные улицы Осло, уютные домики прибрежного Бергена, одинокие хибарки где-то в горах. Даже знаменитому парку Вигеланда, сплошь состоящему из обнаженных скульптур, в контексте сюжета (причем больше книжного) нашлось очень удачное применение.

Кадр из фильма «Снеговик»

Из других плюсов – сохранение книжной фишки с встроенными в повествование флешбеками. На этот раз создатели даже решили не играть с монтажом и прочими техниками: понять, где настоящее, а где прошлое, вначале довольно затруднительно, но это только добавляет веса главной интриге.

Что касается самого Харри Холе, то к нему тоже возникает много вопросов. Смекалка, страсть к работе, даже чувство юмора героя на месте, но авторы сделали ставку на раскрытие характера Харри в дальнейших фильмах, а это максимально усложнило восприятие персонажа конкретно в «Снеговике». Холе называют блестящим детективом, но буквально через несколько минут становится понятно, почему его же в глаза и за глаза называют горе-сыщиком. Мелькает замечание, что у него нет водительских прав, но это никак не развивается дальше, хотя из этой крохотной детали можно было вытянуть чуть большее, чем просто приятную отсылку для читателя. Он пьет, пьет запойно, и да, это весомая черта его характера, но она не дает более подробный портрет героя, а, наоборот, закрывает его от публики. Особенно ближе к концу, когда Холле вынуждают скатиться к полуисповеди на тему «я алкоголик и эгоист» (хотя вроде бы он и сам не против).

Кадр из фильма «Снеговик»

В итоге остается полное ощущение, что не самый выдающийся норвежский детектив переложили на не самые ровные голливудские рельсы. В «Снеговике» (как книжном, так и кинематографическом) хватает и запала, и энергетики, но слишком часто их перебивает ненужная эпичность. Ритмика западает, зрелищность практически сразу уступает место нелогичности и совершенно невнятной мотивации героев, лишние линии и искусственно нагнетаемая недосказанность в разы усложняют восприятие. А еще у «Снеговика» ужасающе плохая графика, которую можно простить только один раз, но никак не больше.

Не сказать, что вышло совсем уж отвратительно, но картину одновременно тянут на дно и проблемы первоисточника, и не самые удачные кинематографические решения. В результате – ни обещанного триллера, ни драмы. В лучшем случае остается криминал напополам с чистой дуростью. Сочетание может и не самое худшее, но уж точно не соответствующее ожиданиям, планку которым задали, например, экранизации произведений Стига Ларссона.

Читайте также:

Появились первые кадры с Майклом Фассбендером в роли угрюмого сыщика

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


12:19, 01.10.2024

Навигатор семейного отдыха, реалити со звездами, гастропутешествие в Азию — премьеры осени на телеканале «Ключ»

Не просто передачи о гастрономии, путешествиях или книгах, а полезные программы для саморазвития и даже новых хобби!

Хорошие новости для телезрителей, которые давно искали, что посмотреть, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно. В новом сезоне телеканал «Ключ» запускает оригинальные проекты, ориентированные на тех, кто живет в ритме современных российских городов, интересуется трендами, лайфхаками и стремится узнать больше о мире вокруг. Для своей аудитории канал приготовил новые форматы, героями которых станут бывалый путешественник Антон Зайцев, звездный шеф Денис Богославский, неугомонная семейка Алымовых, Митя Фомин, Сергей Сафронов, Евгений Рыбов — звезды, не нуждающиеся в представлении.

Снеговик

Британская криминальная драма режиссера Томаса Альфредсона, основанная на одноименном романе Ю...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Как максимально продуктивно провести второй октябрьский уикенд каждому представителю гороскопа.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
Советы от дачного эксперта, что посадить в грунт «под зиму».
Мыльные пузыри года: топ-10 случаев, когда трейлер был круче фильма
57-летний Вэл Килмер впервые после выздоровления рассказал о двухлетней борьбе с раком горла
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева попала в список претендентов на «Оскар» в главной номинации
Появились первые кадры с Майклом Фассбендером в роли угрюмого сыщика
Ирина Горбачева спасает планету через задницу. Рецензия на фильм «Говорит Земля!» 14:26, 03.10.2024
Через разборки к звездам. Рецензия на сериал «Подростки в космосе» 16:51, 02.10.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через