Светлана Тома: «Должны быть фильмы, после которых заболит душа!»
У режиссера Веры Сторожевой актриса снимается уже во второй раз.
Звезда фильма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» сыграла почти шесть десятков ролей в кино и на ТВ. Она работала с известными кинорежиссерами: Владимиром Венгеровым, Яном Фридом, Павлом Чухраем, Владимиром Басовым, Рустамом Ибрагимбековым… У Веры Сторожевой актриса снимается уже во второй раз. Как и в сериале «Развод», в фильме «9 дней и одно утро» у Светланы Тома одна из женских ролей.
— Светлана Андреевна, вы снимаетесь уже во втором проекте Веры Сторожевой: сначала был сериал «Развод», теперь — полнометражный фильм «9 дней и одно утро». Скажите, пожалуйста, у вас с ней сложились какие-то дружеские отношения, или же вам просто нравится, что в профессиональном плане делает этот режиссер?
— Думаю что и то, и другое. И у режиссера, который приглашает актера на роль, и у актера, который соглашается сниматься у данного конкретного режиссера, в обязательном порядке должно совпадать мироощущение. Если этого нет, то, с моей точки зрения, не нужно работать вместе.
— Скажите, пожалуйста, а есть ли разница — работать на площадке с режиссером-мужчиной и с режиссером-женщиной, или это не имеет никакого значения для вас?
— Для меня это не имеет значения, потому что профессия режиссера, на мой взгляд, не имеет «пола». Я не понимаю, что такое женское кино. Кино — это кино. Профессия режиссера требует в равной степени и от мужчин, и от женщин огромной силы воли и жесткости. И те, кто идут в режиссуру, — это люди, в общем, достаточно жесткие вне зависимости от пола. Вера Михайловна Сторожева по жизни человек очень радушный, улыбчивый и добрый, но на съемочной площадке у нее железная дисциплина, и я это приветствую.
Вера Михайловна Сторожева
— А как вы с Верой Михайловной познакомились?
— Несколько лет назад с программой «Советское и современное российское кино» мы были с делегацией на Кубе. Я представляла советский кинематограф, а Вера Михайловна — современное российское кино. В течение недели мы общались с ней каждый день и, как мне показалось, прониклись друг к другу симпатией. Но я и подумать не могла, что она предложит мне работать в ее проекте. Мы никогда не обсуждали это, и вдруг я получила от нее предложение сыграть характерную роль в сериале «Развод».
Второй проект также стал для меня неожиданностью. Но я была чрезвычайно обрадована предложением принять участие в фильме «9 дней и одно утро». Вера Михайловна из тех режиссеров, которые не боятся рисковать. Она доверила главную роль в своем фильме неизвестной актрисе. Да и меня увидела в новом ракурсе. Если зритель привык видеть актрису в определенном амплуа, мало кто из режиссеров будет ломать этот стереотип, а Вера Михайловна сделала это. И я благодарна судьбе, что она свела меня с ней.
— Сценарист Анна Козлова, представляя фильм, сказала, что любовь — это наука, это то, чему должны научить детей близкие: папа, мама, родственники. Вы согласны с этим утверждением?
— Я абсолютно с этим согласна. Любовь — это талант, и человек может с ним или родиться, или нет. И вот тогда чувство любви должны взрастить в нем родители и та среда, в которой развивается маленький человек. Бывает, конечно, что и в неблагополучных семьях вырастают прекрасные дети. Но все-таки мне кажется, что те дети, которые вырастают в любви, — это совершенно другие люди. Ребенок требует постоянного внимания, ребенком нужно заниматься, разговаривать с ним, не отмахиваться от него. Я неоднократно наблюдала такую ситуацию: родители стоят и курят в компании взрослых рядом с песочницей, в которой играет ребенок, а когда он подходит к ним и просит внимания, говорят ему: «Отстань!». Ребенок, в свою очередь, в какой-то момент сам скажет: «Отстань!» — сначала окружающим, а потом и родителям.
В фильме «9 дней и одно утро» как раз показана история нелюбви. Главная героиня, которая приезжает на родину не по своей воле, а с благотворительной миссией, не умеет любить, никого не любит и, уезжая, хочет поскорее сесть в машину и забыть все, как страшный сон. А моя героиня, — тетя Лена — воспитательница в детском доме, которая в свое время, как ей казалось, устроила жизнь тогда еще маленькой девочки Ани, единственный человек, который все понимает после первого же визита уже взрослой Ани и не испытывает никаких иллюзий на ее счет. Финал у фильма открытый: там нет точки — есть многоточие. Сегодня мир очень жесткий и прагматичный, и то, как мы в этом мире существуем, — одна из тем, которую поднимает картина «9 дней и одно утро».
— Фильм психологически очень тяжелый…
— Да, фильм потребует от зрителя определенных душевных затрат. Каждый человек найдет в этом фильме что-то интересное и ценное для себя. Сегодняшний зритель воспринимает кино как развлечение. Но ведь должны быть и фильмы, после которых заболит душа! Мы живем сегодня в жестоком мире, перегружены собственными проблемами, мы стараемся закрыться и не думать о чужих бедах. «9 дней и одно утро» — это фильм, после которого щемит сердце. И мне хочется, чтобы эту картину посмотрело как можно больше людей.
К сожалению, сейчас у отечественных фильмов не очень счастливая прокатная судьба. Но я верю, что ситуация изменится и на наши фильмы, как и прежде, будут выстраиваться очереди и будут спрашивать лишние билетики у кинотеатра. Да, времена изменились. Но ведь и сейчас есть проблемы, которые волнуют именно нас, и темы, которые понятны именно нам, и должно быть свое кино.
— Героиня возвращается на свою родину. В одной из сцен мэр города говорит ей, что не нужно забывать свои корни. Как вы считаете, это так? Насколько часто вы сами возвращаетесь в родные места и какие при этом испытываете чувства?
— В родных местах я, конечно же, бываю. Не так часто, как хотелось бы, поскольку там никого из моих родных не осталось, но все-таки… Да и живем мы в таком стремительном и суетном мире, когда элементарно не хватает времени. Но я стараюсь там бывать, потому что в тех местах осталось мое прекрасное светлое детство, в которое всегда хочется возвращаться.
Беседовала Алина Бавина
Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь
Светлана Тома
Советская, молдавская и российская актриса, заслуженная артистка России (2001), народная...
Читать