Читайте нас в Telegram
18:35, 18.01.2018

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

«Вокруг кино» пророчит Гэри Олдману первый «Оскар» за роль.

В прокат выходит историческая драма «Темные времена» – новый проект Джо Райта, посвященный первому сроку Уинстона Черчилля на посту премьер-министра Великобритании. Период вступления в новую должность для политика оказался непростым: Черчилль был практически единственным кандидатом, относительно удовлетворяющим интересы представителей обеих партий. Кроме того, Европа уже терпела поражения от войск гитлеровской Германии, так что новому премьер-министру пришлось сразу же взвалить на свои плечи бремя ответственности за всю британскую нацию и принять жесткие условия, которые диктовало военное время. Новую ленту, главную роль в которой сыграл Гэри Олдман, оценили сразу два критика «Вокруг кино». Получилось интересно: представители разных поколений поделились своим взглядом на историческое кинополотно.

НОВОСТЬ

Трейлер фильма «Темные времена»

Кинообозреватель Илона Егиазарова, «рожденная в СССР»

Эту картину надо смотреть хотя бы потому, что Гэри Олдман, награжденный за сыгранную главную роль «Золотым глобусом», получит, скорее всего, и «Оскар». Удивительное дело, у столь большого мастера до сих пор нет заветной статуэтки. На этот раз Олдману пришлось не только продемонстрировать весь диапазон драматической игры, но и преодолеть чисто физические трудности. Для роли Уинстона Черчилля, который был килограммов эдак на 30 корпулентнее актера, Гэри согласился носить пенопластовый костюм и пластический грим на лице, сделанный знаменитым скульптором Кацухиро Цудзи. В результате в кадре будто присутствуют и Олдман, и Черчилль одновременно.

В центре сюжета один из самых трудных периодов в истории Великобритании – «темные времена». Май 1940 года, Западная Европа за считаные часы пала под натиском Гитлера, Франция готова сдаться практически без боя, фашисты подбираются к границам Англии. И что делать? В Соединенном Королевстве царит политический кризис, на волне которого Черчилль и получает портфель премьер-министра. Его никто не любит – ни народ, ни коллеги, ни король. Монарх – за то, что Черчилль поддержал женитьбу его брата Эдуарда IV на американской актрисе; политики – за то, что не знают, что он может сказать в следующий момент. Ну а простые британцы не могут простить ему провала во время Первой мировой войны Дарданелльской операции, завершившейся жертвами. Более того, Черчилль сам в себе крайне не уверен и почти физически боится брать на себя ответственность за принятие судьбоносных решений. Гэри Олдману удалось передать не только сомнения, но и панику и страх старого человека, который поставил на карту свое имя. Шаркающая походка, шамкающий рот... В прошлом веке 65 лет – это было уже очень много. Черчилль, согласно своей знаменитой фразе, «лежит, когда можно сидеть, сидит, когда можно стоять». Он ест в постели, пишет в постели. Но ум – блестящий, язвительный, изобретательный – бодрствует постоянно.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

Лили Джеймс и Гэри Олдман в фильме «Темные времена»

Несколько важнейших дней британской истории переданы глазами машинистки, которой Черчилль надиктовывает свои речи и статьи. Девушка в шоке от приступов раздражительности, охватывающих босса из-за того, что она делает неверный интервал на машинописном листе; от его  манеры выходить из ванной комнаты голым и шлепать мокрыми ногами по всему дому. Но она и очарована тем, что допущена к мировому политическому закулисью. Машинистку воплотила на экране Лили Джеймс, и ее игра ничем не примечательна в отличие от того фейерверка обаяния и иронии, которое обрушивает на зрителя при каждом своем эпизодическом появлении в кадре Кристин Скотт Томас. Правильно говорят в народе: за успехом каждого великого мужчины стоит великая женщина. Если жена Черчилля действительно была такой, какой ее показала Скотт Томас, в верность этого высказывания веришь на все сто процентов. Остроумная, волевая, способная одним взглядом успокоить разбушевавшегося мужа, умеющая разбираться со счетами и вести дом в отсутствии финансовых средств и при этом всегда элегантная, в умопомрачительных шляпках и брошках – она настоящий подарок судьбы для выдающегося политика. И он ежеминутно помнит об этом, не уставая признаваться супруге в любви.

Черчилль, попыхивая сигарой (в 40-е в английском метро можно было курить?), знакомится с пассажирами, спрашивает их мнение об идущей войне и приходит к выводу, что Гитлеру стоит надрать задницу.

Режиссер Джо Райт, прославившийся оригинальной киноверсией «Анны Карениной», умеет и любит снимать историческую эпоху. Фильм «Темные времена» словно дагеротипная фотография: преобладание коричневых тонов, элегантные люди, элегантные позы… Что и говорить, британцы! Только что они с остервенением ругаются в парламенте, демонстрируя ярость почти футбольных фанатов, а часом позже чинно сидят за аристократично накрытом столом, цедят вино из хрустальных фужеров и орудуют серебряными вилками по коллекционному фарфору.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

Гэри Олдман и Кристин Скотт Томас в фильме «Темные времена»

Помимо Черчилля в фильме весьма выпукло представлены и образы других политиков – бывшего премьер-министра Чемберлена (Рональд Пикап) и набирающего политический вес министра иностранных дел виконта Галифакса (Стивен Диллэйн). На противостоянии этих героев с Черчиллем, по сути, и держится вся картина. Как известно, Чемберлен с Галифаксом считали, что Великобритания должна вступить с Гитлером в мирные переговоры. Черчилль, внутренне уверенный в том, что договариваться с зарвавшимся фанатиком – это ниже британского достоинства, все же боится принять неверное решение.

Самая картонная сцена во всем этом весьма качественном фильме – эпизод, когда премьер в поисках ответа на свои вопросы (которые он уже частично получил из уст… машинистки) спускается в метро пообщаться с простым людом. Весь эпизод – как вставной зуб. Черчилль, попыхивая сигарой (в 40-е в английском метро можно было курить?), знакомится с пассажирами, спрашивает их мнение об идущей войне и приходит к выводу, что Гитлеру стоит надрать задницу. Апофеозом и без того запредельного пафоса становится цитирование духоподъемных строчек Горация, в котором премьер-министру помогает… ну конечно же, чернокожий юноша.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

Кадр из фильма «Темные времена»

Фильм «Темные времена» уже назвали еще одним «Дюнкерком»: обе картины показывают военную операцию, за которую каждый британец испытывает чувство законной гордости. Но если в фильме Кристофера Нолана нам демонстрировали, как гражданские суденышки спешат на помощь британским и французским солдатам, попавшим в фашистское окружение в Дюнкерке (и тут важны были волны, ветер, отливы-приливы, слезы адмирала), то в фильме «Темные времена» показывается механизм принятия решения. Ведь именно Черчиллю принадлежит эта идея – собрать весь гражданский флот и бросить его на спасение армии. Человек недюжинного ума, хорошо пишущий, но невнятно говорящий, за несколько майских дней собирает волю в кулак и становится фигурой, объединившей нацию. Воистину, как сказал виконт Галифакс, «он мобилизовал свой язык и бросил его на битву с фашистами». С мая по июнь премьер-министр произнес три речи, которые, по сути, вдохновили всю страну, как в 1941-м это сделала речь Сталина, начинавшаяся словами «Братья и сестры!». Кстати, в «Темных временах» ни слова о Сталине, с которым Черчилль все-таки станет позднее сотрудничать в этой войне. Но есть колоритный эпизод телефонных переговоров с американским президентом Рузвельтом, который отказывает Англии в военной помощи.

В фильме вообще масса тонкого, остроумного, и, конечно, сценаристы не могли обойти внимание многочисленные шуточки Черчилля, которыми он так славился. Например, разговаривая с королем Георгом VI (тем самым знаменитым монархом-заикой, которого вслед за Колином Фертом весьма достойно сыграл Бен Мендельсон), он отказывается приходить на аудиенции к обозначенному времени: «В четыре я сплю. – Это допустимо? – Это необходимо...», а затем жалуется жене: «Встречаться с ним – все равно что удалять зуб еженедельно». При следующем общении король спрашивает Черчилля: «На завтрак вы пьете скотч. В обед шампанское. И всю ночь бренди. Как вам это удается? – Привычка». Или прислуга сообщает премьер-министру: «Сэр, вас ждет хранитель печати. – Я занят в туалете, и со всем дерьмом сразу мне не разобраться». Ну а чего стоят фразы «для истории»: «Невозможно договориться с тигром, если твоя голова у него в пасти», «Безнадежное дело – единственное, за которое стоит браться»… Гэри Олдман, воспроизводя все эти остроты, старался быть максимально точным в интонации и даже тембре голоса – он прослушал много речей премьер-министра, научился копировать его дефекты, именно поэтому он так убедителен в этой роли. И похоже, «Оскара» ему на этот раз не избежать.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

Кадр из фильма «Темные времена»

Фильм заканчивается замысловатыми титрами, из которых следует, что война с Гитлером была выиграна… Великобританией, и во многом благодаря Черчиллю. Российский зритель, безусловно, не может не испытать праведного гнева, прочитав эти строки. А с другой стороны, чего раздражаться? Полезнее самим научиться снимать столь добротные исторические картины.

Корреспондент Анна Ентякова, «рожденная в России»

Историческая драма Джо Райта была интересна искушенному зрителю уже с момента анонса проекта. В частности – из-за самого постановщика, уже давно зарекомендовавшего себя как автор грандиознейших и в буквальном смысле монументальных полотен. Практически любая работа режиссера – от экранизации классических романов («Гордость и предубеждение», «Анна Каренина») до остросюжетных боевиков («Ханна. Совершенное оружие») и сказок («Пэн. Путешествие в Нетландию») – наполнена разнообразными (а иногда и противоречащими) смыслами, подтекстами и тонкостями.

Эта авторская, абсолютно интеллектуальная подача способна превратить картину в практически энциклопедический кинопродукт. При этом эстетическую составляющую никто не отменяет: художественный вкус у Райта потрясающий! Но эта же подача по итогу также вполне способна перегрузить фильм настолько, что он распадется под тяжестью всех деталей, которые в свое полотно с большой любовью и тщанием вкладывает режиссер.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

Кристин Скотт Томас и Гэри Олдман в фильме «Темные времена»

На этот раз Райт взялся за байопик, посвященный периоду жизни Уинстона Черчилля в момент, когда его выбрали в качестве премьер-министра Великобритании. Произошло это в тяжелый для страны, да и всего мира момент: гитлеровские войска к тому времени успешно захватили Норвегию и Данию и вплотную подбирались к Западной Европе. Сам Черчилль также вошел в новый этап своей жизни далеко не в лучшей форме. За плечами у него были неудачные военные кампании и вполне заслуженная критика оппонентов – неудивительно, учитывая, что политическая карьера Черчилля началась в начале 1900-х.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

Кадр из фильма «Темные времена»

Несмотря на название, «Темные времена» больше концентрируются на одиозной фигуре Черчилля, чем на военно-историческом контексте. Да, в ленте Райта присутствуют моменты, вошедшие в анналы. Так, например, даже несмотря на вполне преклонный возраст – 65 лет, премьер-министр регулярно выезжал на места бомбёжек и встречался с пострадавшими. Кроме того, довольно детально показано первое выступление премьер-министра по радио: градус внутренней напряженности в этом эпизоде, блестяще переданный Олдманом, отлично отражает и характер Черчилля, и тон самого фильма.

Глубина характера Черчилля в исполнении Гэри Олдмана вообще, скорее, улавливается, чем действительно демонстрируется. Во-первых, политик являет собой образец истинного сына Британии – полного сомнений, но, как говорится, застегнутого на все пуговицы и не обнажающего душу даже перед женой, с которой прожил несколько десятков лет. Во-вторых, большую часть биографии Черчилля зритель узнает из обрывков речи других персонажей: черты, присущие политику, скорее, проговариваются его сторонниками и противниками, чем вытекают из его собственных поступков. Что немаловажно – поступков, совершенных во время пребывания на посту премьер-министра, то есть показанных на экране.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

В фильме засветили и любимчиков британских монархов – собак породы корги

Разумеется, основная идея – победа и мир любой ценой – красной линией проходит через всю ленту и дает сильнейший импульс к раскрытию характера Черчилля, его воли и стойкости. Но общее впечатление слегка портит этот «шлейф мнений», хоть и являющийся наглядной иллюстрацией афоризма о том, что истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают.

Впрочем, спорить с тем, что Черчилль сделал для Великобритании очень и очень многое, не приходится: в кадре и Дюнкеркская операция, и переговоры с президентом Соединенных Штатов, и военные реформы. Все эти акты, кстати, по мере развития действий обрастают хоть какими-то сюжетными подробностями, в отличие от той же самой Дарданелльской операции, которая происходила в годы Первой мировой, и которую Уинстону так часто припоминают.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

Кадр из фильма «Темные времена»

Вообще, неподготовленному зрителю смотреть «Темные времена» сложно: в центре сюжета – уже давно сформировавшаяся личность, причем Личность с большой буквы. Но предпосылки, которые привели к закалке именно такого характера Черчилля, практически не раскрываются – исторический контекст «Темных времен» можно назвать довольно скудным, особенно для байопика.

Слегка разбавляет «старомодность» съемок (в данном случае качество больше положительное) и свойственный англичанам сухой юмор. Именно из-за шуток, звучащих к месту даже в тяжелейших обстоятельствах, нельзя сказать, что картина Райта пронизана скорбью и безнадежностью. Искра, которую Черчилль несет в себе, подобно древнегреческому титану Прометею, даже будто бы освещает все эти темные кулуары, в которых происходят политические собрания.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

«Темные времена» полностью оправдывают свое название: в фильме преобладают приглушенные цвета

Райт говорит о смертях абстрактно, потому что его герой мыслит в других категориях, близких политическому лидеру – ответственному лицу, решения которого влияют на судьбу целой нации. И когда эти правила игры принимаются, стратегия меняется: фокус с Черчилля ненадолго смещается на его окружение, что выглядит странно и местами даже лицемерно. Сюда же стоит добавить и пресловутый снобизм, свойственный британской элите – она проявляется в Черчилле ровно в той же степени, что и его неуживчивость.

Вся Великобритания выглядит как несколько десятков людей из правительства и случайные попутчики Черчилля в метро. Из-за этого хождение премьер-министра «в народ» также поначалу выглядит не вдохновляющим поступком или апофеозом его сомнений, а актом, полным театральности. Впечатление, впрочем, исчезает со временем: стоит лишь взглянуть на лицо Олдмана, зачитывающего имена новых знакомых со спичечного коробка, или вспомнить, как мастерски, хоть и опять нарочито, была показана смена атмосферы на улицах.

Рецензия на байопик о Черчилле «Темные времена»: что разные поколения думают о фильме

Кадр из фильма «Темные времена»

В общем-то, вполне понятно, отчего Олдмана отметили «Золотым глобусом»: его игра Черчилля как невероятно стойкого и неуступчивого человека и великолепного оратора идеально совпала с видением Райта, который невероятно скрупулезно собирал свой фильм по кирпичикам. Более того, эта мрачная монументальность прекрасно считывается с экрана и делает фильм цельным полотном. Что же не так? Она слишком утомляет.

Столь строго выдержанные рамки одного периода и концентрация на одной фигуре, пускай и объективно великой, тяжело выносить, несмотря на все видимые заслуги актеров и постановщика. События в фильме разворачиваются на протяжении недель. Меняются даты, но все происходящее кажется одним долгим-долгим днем, который, может быть, и очень хорош, но все никак не хочет заканчиваться.

Читайте также:

Нацелившиеся на «Оскар» «Форма воды» и «Темные времена» и другие киноновинки недели

Смотрите фильм «Темные времена» в кино с 18 января.
ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Темные времена

Военная драма режиссера Джо Райта об Уинстоне Черчилле, отказавшемся сотрудничать...

Читать

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Второй конкурсный день выдался насыщенным и богатым на сюрпризы.
НОВОСТЬ
ОБЗОР
В горном курорте «Роза Хутор» в третий раз стартовал смотр контента онлайн-кинотеатров.
Российские и зарубежные сериалы апреля 2022 года: что обязательно стоит смотреть
Дэвид Финчер снимет полнометражный фильм для Netflix c Гари Олдманом
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева вошла в список лучших фильмов 2018 года по версии The Guardian
Объявлены победители «Оскара-2018»: главный приз достался «Форме воды»
Анна Михалкова ищет дочь Карины Разумовской. Рецензия на сериал «Трасса» 13:46, 06.09.2024
Павел Прилучный метит в высшую лигу. Рецензия на третий сезон сериала «Жизнь по вызову» 14:11, 03.09.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через