Читайте нас в Telegram
00:00, 12.06.2009

Умножая печаль, мы умножаем надежду

Читающий люд в новой России и приснопамятном Советском Союзе привык, что каждая новая книжка бр. Вайнеров уверенно занимает место на полке бестселлеров. Понятное дело — мастера! И что приятно было — регулярно. В среднем, каждый год-два — новое волнующее сочинение.

НОВОСТЬ
Экс-участник «Дома-2» стал отцом в прошлом месяце.

А тут пауза длиной в семь лет. И после столь долгого молчания вдруг доносится весть: Георгий Вайнер написал роман «Умножающий печаль».

— Георгий, ваш роман «Умножающий печаль» — пересказ заповеди Экклезиаста?

— Наверное. Я взял эту заповедь эпиграфом к роману: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познание, умножает скорбь».

— А кто они — «умножающие знание»? Учёные, следователи, художники, творцы?

— В моём романе они — творцы денег. Художники, композиторы, создатели богатства. Их называют олигархами, магнатами, могулами, тайкунами — их существо от этого не меняется. Они капитаны стихии, которая рухнула на российский народ. Новая грозная, могучая стихия — стихия денег. В социалистические времена мы обходились без них, поскольку существовала система нищенского товарно-бартерного обмена. Деньги реальные пришли только сегодня, весте с тотальным переделом собственности. И этот передел полностью изменил наш мир и произвёл передел таких понятий, как любовь, дружба, карьера… Изменилась вся система ценностей и взаимоотношений!

С другой стороны, деньги являются величайшим изобретением человечества. Деньги строят города и разрушают государства. На них ведутся войны и учиняются страшные кровопролития. Но на них воспитывают, лечат, кормят людей и создают невиданные вещи. И в этом мире живут люди, владеющие деньгами в виде капитала, которым они на незагрунтованном холсте человечества рисуют наше будущее. Поэтому если на вопрос «о чем?» я отвечу: о деньгах, то на вопрос «о ком?» я скажу: об олигархах.

— Почему вы выбрали именно эту тему? Об олигархах и так кричат на каждом углу…

— Дело в том, что социально-художественным исследованием природы русского олигархизма никто всерьез не занимался. Есть только страшилки с такими обязательными элементами, как «мочилово», «кидалово» и т.д. Мне другое интересно: зачем нужны огромные деньги вне возможности человеческого потребления? Как человек становится миллиардером? Что означает быть миллиардером? Сколько стоит такая возможность?..

— Конечно, лучше один раз прочитать, чем сто раз услышать. Но все-таки, что собой представляет ваш пока еще не опубликованный роман? Не является ли он учебным пособием для молодых финансистов?

— Мне трудно определить жанр этой книжки. Наверное, это социально-психологический детектив. Его сюжетика определена вторым эпиграфом: «По законам нынешней жизни, если в первом акте на стене висит ружьё, значит, до начала спектакля из него уже кого-то застрелили». Это — сценический закон современной жизни в России, где вся жизнь превратилась в огромный нескончаемый детектив. На мой взгляд, любая сюжетная литература — обязательно детектив, раскрытие тайны. Любая книжка, посвященная врачам, любви, цветам, пряникам или уголовным преступлениям, должна в финале раскрывать тайну.

— А какую тайну вы раскрываете в романе?

— Одну из тайн человеческих отношений — историю одной компании. Миллиардер, бандит и агент Интерпола. Что у них общего? А, пустяки! 25 лет дружбы, братства, счастливой юности, общих увлечений, сумасшедших приключений, головокружительных влюблённостей и азарт собирания громадного богатства.

— То есть, события в книге происходят сегодня?

— В час пик — грозный для всех россиян день дефолта 17 августа 1998 года. В этот день сошлись судьбы современных русских олигархов, матёрых ментов, весёлых уголовников, Олимпийских Богов и олимпийских чемпионов, античных царей и героев — живущих здесь, с нами.

— Не слишком ли крутую кашу варите?

— Меня многие запугивают: дескать, роман слишком сложен по композиции и художественным приёмам. Сейчас, мол, для читателя чем хуже, тем лучше, чем проще, тем понятнее, чем страшнее, тем больший спрос. А я в это не верю. Безусловно, существует широкий круг людей, интересующихся этим. Но я не верю, что миллионы моих читателей перешли на чтение желтой прессы и «страшилок». Наш читатель сохранился, просто стал другим. Он томится и ждет хорошей, интересной книги.

— А почему вы его заставили ждать? Ведь сейчас книги братьев Вайнеров найти очень трудно.

— Писатель должен выполнять просветительскую, если угодно, пастырскую роль. Если человек днем забывает, о чем читал с утра, это — трата времени, бумаги, сил. А я не считал для себя возможным что-то писать в последние годы, ибо не вполне ясно понимал, что происходит с нами. Но за прошедшее время мне удалось увидеть новый этап бытия общества, России и людей, которые формируют здесь новую жизнь. В результате появился роман «Умножающий печаль». Раньше мы с братом писали о преступниках, сыщиках, алхимиках, благотворителях, ученых, музыкантах. Но проблема денег включает в себя все: их категорически не хватает, и потому мы думаем, будто это грязное дело. А все не так: деньги — великое изобретение. Умножая печаль, мы умножаем надежду.

— Когда выйдет ваш роман «Умножающий печаль»?

— В середине января крупнейшее российское издательство АСТ выпустит книгу в Москве. Надеюсь, в феврале она уже будет продаваться в Нью-Йорке.

— Жизнь на два дома — в Америке и в России — помогает лучше понять происходящее? Большое лучше видится на расстоянии?

— Безусловно. Мир получает дополнительный объём. Это как в кино — съёмка с двух камер. А езжу в Россию, как раньше артисты ленинградского БДТ Стржельчик, Копелян, Фрейндлих, занятые на «Мосфильме», ездили в столицу. Отыграв спектакль, они садились в «Красную стрелу», утром — на студию, весь день в павильоне, а вечером на той же «стреле» возвращались домой. Это нынешняя модель моей жизни: за десять лет я пересек океан 47 раз.

— Вы живете большей частью в Нью-Йорке, Аркадий Вайнер — в Москве. Как же умудряетесь работать вместе?

— Это очень трудно. Когда-то шутили, что братья Стругацкие, один из которых жил в Ленинграде, а другой в Москве, работали в Бологом — на полпути между столицами. Мы на полпути можем встретиться только в Гренландии, но работать там сложновато. Однако я надеюсь, что мы будем по-прежнему писать вместе.

— Вы собираетесь написать продолжение «Эры милосердия». Не боитесь, что прекрасный роман превратится в мыльную оперу? Кроме того, он стал всенародно любимым во многом благодаря Высоцкому. Кого видите в роли Жеглова?

— Высоцкого никем не заменить, и это, собственно говоря, главная причина, по которой мы до сих пор не реализовали свою задумку. Но сюжет второй части нами продуман без Жеглова и ни в коем случае не может превратиться в мыльную оперу. Наш роман должен стать своеобразным вызовом, опровержением многих вещей, происходивших в то время.

— Вы знакомы с реальными российскими олигархами?

— Конечно, знаком.

— Нет опасения, что они вас неправильно поймут?

— Художника не могут интересовать эти соображения. Художник пишет то, что он считает необходимым сообщить людям. При этом всё равно часть читателей будет уверена, что этот роман оплачен мне магнатами, а другая половина будет в ужасе, что они наймут на меня киллера. Но, откровенно говоря, большинство наших олигархов — чрезвычайно здравые люди. Они прекрасно понимают, что я написал роман, художественное исследование, а не клеветническую карикатуру или визгливый памфлет.

— Читателя сложно обмануть. Он всегда будет искать в литературном образе знакомые черты. Березовского, например...

— В моем романе бессмысленно искать черты Березовского, Ходорковского или Потанина. Это психологический портрет социального типа, собирательный образ «героя» и творца нашего времени. Что касается Березовского, то я глубоко убежден, что его личность очень сильно мифологизирована политиками и журналистами, как общественный факт он раздут нашим публичным интересом. Я не считаю, что он так сказочно богат, и не верю, что его единственной целью является нажива. Мне думается, его неукротимая деятельность имеет совсем иные стимулы.

— А вы не думали с братом податься в депутаты Госдумы? Там ведь для вас столько живого материала ходит по коридорам: бери — не хочу.

— Зачем же мне за материалом в Госдуму подаваться? Проще сойтись с «солнцевскими» или «тамбовскими» братками! Эти персонажи безусловно интереснее и колоритнее. А в депутатской деятельности меня не прельщает ровным счетом ничего. Я не люблю политику и не люблю политиков — ни в России, ни в Америке, ни в Израиле… Люди, чья целожизненная профессия — убиваться за простых людей, защищая их интересы, всегда вызывали у меня подозрение.

— Если пройтись по названиям романов, что ваша жизнь напоминает больше — «Эру милосердия» или «Визит к Минотавру»?

— Скорее, «Гонки по вертикали». Это вызов судьбе, слом традиционных представлений. Я много раз менял линию судьбы и за все эти годы сохранил только одну стойкую привязанность — к своему писательскому ремеслу. Именно оно выручало меня в любой трудный момент.

— Вы верите, что Эру милосердия нам приблизят Умножающие печаль?

— Думаю, она не придет раньше, чем мы к ней будем готовы. Вот когда мы станем жить не по блатным понятиям, а по законам Божьего разумения, наступит та самая эра. Все-таки светлых начал в жизни больше. Иначе мир давно бы рухнул. Но человек ориентирован на благо, счастье, радость, взаимное уважение. И несмотря на все искушения и ужасные обстоятельства нашей жизни, добра в людях всегда будет больше, чем зла. И эра милосердия все-таки когда-нибудь наступит.

ВИДЕО ДНЯ

Милош Бикович раскрыл, как с рождением сына изменилась его жизнь


  • По материалам: http://www.vestnik.com
09:15, 11.09.2024

Глеб Жемчугов раскрыл, как планирует назвать будущего ребенка

Жена звезды «Дома-2» беременна.

Бывшие герои скандальной телестройки счастливы в браке уже два года. Их отношения завязались на поляне проекта и сумели перерасти в семью. Супруги ждут пополнения в семье.

Читайте также

НОВОСТЬ
ОБЗОР
Финансовые и карьерные успехи ждут только нескольких представителей зодиакального круга.
НОВОСТЬ
10 самых любимых полицейских: Деревянко, Кяро, Аверин и другие
Интервью Георгия Вайнера
"О самом главном" превратилось в комедию 13:43, 06.10.2011
Надежда Бабкина 14:01, 12.09.2011

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через